Методические материалы: Речевые упражнения для формирования навыка выразительного чтения

Речевые упражнения
Упражнения работы над средствами речевой выразительности – интонацией помогают ребенку образно, эмоционально, логично создавать свою звуковую картину чтения.
Игры – звукоподрожания
Ты слышишь, как жужжат пчёлы? Попробуй прожужжать также – жжж.
А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: “Давай дружить! Ты где жжживёшь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу медовым пирожжжком и морожжженым”. А потом называю лишь игру – дети сами придумывают (“Уж и мышь”(шшш) и другие темы).
Развитие тембра голоса.
Школьники учатся произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, которые насыщены гласными.
Мы в лес пойдем, (дети маршируют)
Детей позовем: «Ау! Ау!» (руки рупором)  Рано-рано поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру!»
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу». И. Токмакова 
Развитие силы голоса.
1. Чтение стихотворения А. Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым куплетом.  Была тишина, тишина, тишина
Почти без голоса, одной артикуляцией
Вдруг
Шёпотом  Грохотом грома сменилась она,
И вот уже дождик  Тихонько – ты слышишь?
Голосом разговорной речи
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.  Наверное, сейчас барабанить он станет.  Уже барабанит. Уже барабанит!
Очень громко
2.«Гудок» подражание гудку поезда: У  громко;  у  тихо.  уУ  переход от тихого к громкому произношению без паузы.  Уу  переход от громкого к тихому произношению без паузы. 
УУУ  громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.
3. «Укачивание куклы»: ААА  громко, в одной тональности;  ааа  тихо, в одной тональности.
4. «Рычание собаки»: РРРР  большая собака, громко;  рррр – маленький щенок, тихо.  5. Эхо
Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с педагогом гласные звуки (а, о. у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
Упражнения для постановки голоса.

1.Чтение с увеличением силы голоса.

Данное упражнение выполняется так, что первую часть текста учитель произносит или обозначает места повышения или понижения голоса, а во второй части текста ученик самостоятельно решает, где он должен прочитать громко или тихо. Стоит отметить, что при первичном выполнении данного задания обучающимся лучше дать для работы диало-говой текст, с восклицательными, вопросительными и повествовательными предложения-ми. Например:

Миша, Миша! Чем ты занят?
Книжку интересную читаю.
А чему ты, Миша, рад?
Тому, что зубки не болят.
Данное упражнение нацелено на развитие интонационных компонентов, таких, как темп, ритм и тон. Применяется для развития выразительности на уроках литературного чтения или других предметах, где встречаются диалоги.

2. Чтение скороговорки с паузами и без них.
Обучающимся предлагается прочитать предложенную скороговорку с расставленными паузами: от / топота / копыт / пыль / по / полю / летит.
Упражнения такого вида можно применять, используя не только скороговорки, но различные виды текстов и отдельные предложения.
3. Чтение с ударением на выделенных словах.
Обучающимся предлагается прочитать предложения, интонационно выделяя выделенные слова.
меня есть красивая кукла.
меня есть красивая кукла.
меня есть красивая кукла.
меня есть красивая кукла.
После прочтения, задается вопрос: как меняется смысл предложения в зависимости от постановки ударения в нем? Выполнение данного упражнение способствует формированию умения правильно ставить логические ударения и интонационно грамотно доносить информацию до слушателя.

4. Чтение с выбором силы голоса.
Выбор силы голоса является одним из ключевых факторов, влияющих на мелодичность и лаконичность речи. Поэтому следующее упражнение помогает раскрыть недостаток голосовой силы или наоборот отрегулировать ее мощь. Особое внимание стоит уделить идее текста, ведь от нее зависит, с какой эмоциональное окрашенностью мы будем произносить текст. Например, если это возмущение, то громко, надрывисто; просьба – тихо и т.д. Для работы над силой голоса лучше выбирать четверостишия с различными эмоциональными ситуациями, например:
Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу.
(М. Пластов)
Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Для начальных классов очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Игры раскрепощают голосовой аппарат ребёнка, вызывают у него радостный подъём настроения, активизируют эмоциональные реакции.
Стрелка вверх – повышение голоса, стрелка вниз – понижение голоса.
1. Лесенка
Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнею ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав–ав–ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу–мяу–мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку–ка–ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)

Развитие интонационно-выразительной стороны речи.
Важно уделять внимание интонационному оформлению речи. Для восстановления правильного интонирования используются специальные упражнения.  1. Повторяйте гласные АОУЫЭ сначала отрывисто по одной, затем слитно. При этом делайте ударения сначала на А, затем на О и т.д. 
2.Используйте ряд гласных ИЫУЭОА для тренировки вопросительных и утвердительных интонаций со сменой акцентов. 
Образец: - Иыуэоа? - Иыуэоа!  - иЫуэоа? - иЫуэоа!
- иыУэоа? - иыУэоа!
3. Читайте цепочку звуков ИЕЁЮЯ с разными интонациями: радостно; испуганно; гневно; огорчённо; игриво; тоном приказа. 
4.Спросите и ответьте, правильно передавая смысловые акценты.  Образец: - Таня пришла? – Таня пришла.  Таня пришла? Таня пришла?
Сегодня среда? Сегодня среда?
Будете чай? Будете чай?  Голова болит? Голова болит?
В Киеве жарко? В Киеве жарко?
Окно закрыто? Окно закрыто? 
Всё готово?Всё готово?  Задание сложное? Задание сложное? 
Скоро праздник?Скоро праздник? 
Упражнения для развития дыхания:
1. Обучающиеся должны произносить звуки, распределяя правильно дыхание, то есть сделать глубокий вдох через нос и спокойно, медленно выдыхать воздух до конца.

Данное упражнение мы применяли на уроках русского языка, перед минуткой чистописания детям было предложено отгадать загадку, например:
В платье зелёном
И шапочке красной Степь украшаю Нарядом атласным.
Дети называют отгадку – мак, далее им предлагается произнести каждый звук по отдельности, как было описано ранее:
М м м м м м м м м м м м м
А а а а а а а а а а а а а а а а
К к к к к к к к к к к к к к к
2. Чтение на одном дыхании.
Данное упражнение позволяет не только быстро и правильно прочитать предложенный текст, но и учиться рационально использовать свои физиологические способности и развивать дыхательный аппарат.
3. Чтение скороговорок в заданном темпе.
Суть данного задания заключается в том, что учитель задает тем чтения ученикам.
Например, скороговорку: у Сени и Сани в сенях сом с усами.
Ученикам сначала предлагается прочитать медленно с соблюдением пауз, затем быстро с паузами, и в заключение быстро, без пауз.
4. Чтение текста «вдох – выдох - пауза».
При выполнении данного упражнения нужно точно указать паузы, так как дети бу-дут читать текст или стихотворение на вдохе и перед паузой делать выдох.
Упражнения для улучшения дикции.
Блок следующих упражнений способствует развитию у обучающихся фонематического слуха, понимания правильного произношения каждого звука в слове.
1. Чтение скороговорки с четким произношением звуков и соблюдением пауз. Обучающимся предлагается прочитать скороговорку с заданными паузами, произнося звуки четко, не искажая окончаний.

Дятел / дуб / долбил, / долбил, / продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.
Дятел / дуб долбил, / долбил, продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, / да не продолбил и не выдолбил.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил
2. Быстрое, четкое и безошибочное чтение заданного текста.
Представленное упражнение является закрепляющим этапом работы над совершенствованием дикции. Оно позволяет оценить, насколько обучающийся может правильно произносить каждый звук в слове и выявить уровень развития фонематического слуха. Ребенку предлагается прочитать быстро, четко и без ошибок предложенные скороговорки:
а) Чиж,чиж, ты чей?
Чей,чей-чиж,чиж!
б) Варя варила.
Вареники разварила.
Поварешку уронила.
в) Сова советует сове:
«Спи соседка на софе.
На софе так сладко спится,
О совятах сон приснится».
Упражнения, представленные в данном блоке, не только способствуют совершен ствованию дикции, но и развивают беглость и осознанность чтения. Что является ключевым результатом формирования умения чтения по ФГОС НОО.
Упражнения в постановке логических ударений.
Как говорилось ранее, логическое или стилевое ударение служит для выделения важных, ключевых слов в тексте. От постановки логического ударения будет зависеть, ка-кой смысл является главным в предложении, например:
а) Миша любит читать.
б) Миша любит читать.
в) Миша любит читать.
В первом случае автор подчеркивает важность субъекта действий, во втором является ключевым сам процесс действия, а в третьем – предмет действия.

Выбрать из предложенных вариантов постановки ударения «верное».
а) У Алины был большой серый кот.
б) У Алины был большой серый кот.
в) У Алины был большой серый кот.
г) У Алины был большой серый кот.
д) У Алины был большой серый кот.







15