Рабочая программа Устная речь для 1 спец.класса VIII вида


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»
Верхотурского района Свердловской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор школы
_________ Валиева Л.А. _________ Плетнева Л.Ю.
«___»___________2015 г «____»___________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Устная речь
для 1 (специального) коррекционного класса VIII вида

Составитель:
Рагозина Мария Андреевна,
учитель начальных классов

Дерябино, 2015
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа курса «Устная речь» составлена на основе:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, Просвещение, 2011;
- учебника С.В. Комаровой «Устная речь. 1 класс» М., Просвещение, 2014;
- учебного плана МКОУ«Дерябинская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Место в учебном плане
Место в базисном учебном плане
На изучение курса «Устная речь» отводится 241 ч из них в 1 классе 66 ч (33 учебные недели), 2-3 класс по 70 ч (35 учебных недель), 4 класс - 35 ч (35 учебных недель).
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.Задачи раздела «Устная речь»:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Подраздел «Аудирование» включен в программу 0-4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д. В 3—4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Задача курса — организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. В результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли, сообщая о той деятельности, которую они выполняют в данный момент или выполняли ранее. Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре. В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации. Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждо- му предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "УСТНАЯ РЕЧЬ" 1 класс
АудированиеВыполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чи- ттоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений з сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов ж слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка в машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», «Колобок»; «Мой адрес».Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст .... И т. Д
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
й уровень
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;/
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
й уровень
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учи-; телей, воспитателей, имена ближайших родственников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Лексическая тема Количество
Часов Экскурсий
1 Школьная жизнь 7 22 Игры и игрушки 16 1
33 Играем в сказку 10 44 Я дома 15 55 Я и мои товарищи 9 6 Мойдодыр 4 77 Мир природы 3 1
Итого 64 2
Всего 66 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 полугодие (32 часа)
№ Название раздела,
темы урока Кол-во часов Тип урока,
рекоменд. практич. упражнения Информ. сопровождение Дата
по плану по
факту
Школьная жизнь 4 1 1 Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации 1 Урок актуализ. зн. Иллюстр., с 6-7 2 2 Давайте познакомимся. Приветствие в школе. 1 Урок изуч нов м-ла и перв закр зн. с. 8, зеркала 3 3 Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи. 1 Комбинированный урок
Илл по теме, зеркала, с94 4 Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций 1 Мяч Я и мои товарищи 3 5 5 Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов 1 Урок актуализ. зн. Граф схемы, с 12-13 6 6 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. 1 Комбинированный урок
ДИ , с.14-15 7 7 Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации 1 ДИ, графич схемы, с 16-17 Играем в сказку 6 8 8 Репка. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 Комбинированный урок
Презентация, герои сказки 9 9 Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. 1 Атрибуты 10 10 Репка. Выражение лица. Ролевая игра. 1 Атрибуты, зеркала 11 11 Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 Герои сказки, с 20-21 12 12 Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. 1 Атрибуты, зеркала, с 22-23 13 13 Теремок. Ролевая игра. 1 атрибуты Я дома. 3 14 14 Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал 1 Урок актуализ. зн. Предм карт, с 26-27 15 15 Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации. 1 Комбинированный урок
С. 28-29, игрушки 16 16 Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. 1 С 30-31, графич схемы Мир природы 3+1 17 17 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи) 1 Комбинированный урок
Загадки, овощи, граф схемы 18 18 Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты) 1 Загадки, фрукты, граф схемы 19 19 Овощи и фрукты. Сравнение двух предметов по заданному признаку. 1 Нат объекты, графич схемы 20 20 Овощи и фрукты. Составление предложений по вопросам с включением отработанной лексики. Экскурсия 1 Графич схемы Школьная жизнь 3 21 21 Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения. 1 Урок изуч нов м-ла и перв закр зн. Игрушки, стих, с 46-47 22 22 Готовимся к празднику. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. 1 Комбинированный урок
ФМ, с 48 23 23 Готовимся к празднику. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. 1 Сюж карт, с 49 Игры и игрушки 5
24 24 Покупка школьных принадлежностей. Характеристика предметов. Выражение просьбы. 1 Комбинированный урок
С 34-35, шк принадл25 25 Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов. 1 с 36-37, предм карт 26 26 Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра. 1 Атрибуты для игры 27 27 Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики. 1 Школьные принадл28 28 Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка на доске. 1 Урок компл прим знСюж карт. Игры и игрушки 3+1 29 29 Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. 1 Комбинированный урок
С 52, иллюстр30 30 Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях. 1 С 53, игрушки 31 31 Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре. 1 Стих 32 32 2 полугодие (34 часа)
№ Название раздела,
темы урока Кол-во часов Тип урока,
рекоменд. практич. упражнения Информ. сопровождение Дата
по плану по
факту
33 1 Новогодние чудеса. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. Экскурсия 1 Комбинированный урок
С. 54-55, сюж карт Я и мои товарищи 6 34 2 Зимняя прогулка. Выражение просьбы. Ролевая игра. 1 Комбинированный урок
Кукла, с 58-59 35 3 Зимняя прогулка. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. 1 С 60-61, иллюстр, графич схемы 36 4 Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана 1 С 62-63, картинный план 37 5 Зимняя прогулка. Произнесение стихотворения в сопровождении движений. 1 стих 38 6 Прогулка в машине. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией 1 Комбинированный урок
ДИ, машина 39 7 Прогулка в машине. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре 1 Атрибуты для игры Играем в сказку 4 40 8 Колобок. Слушание сказки в устном изложении учителя 1 Комбинированный урок
Герои сказки 41 9 Колобок. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевой ситуации. 1 Зеркала,
герои сказки 42 10 Колобок. Рассматривание атрибутов. Распределение ролей. 1 атрибуты 43 11 Колобок. Выражение лица. Ролевая игра. 1 Урок компл прим знАтрибуты Игры и игрушки. 4 44 12 В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку. 1 Комбинированный урок
Игрушки, графич схемы, с 40-41 45 13 В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними. 1 С 42-43, игрушки 46 14 В магазине игрушек. Ролевая игра. 1 Атрибуты для игры 47 15 В магазине игрушек. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана. 1 Урок компл прим знСюж картинки Я дома 12 48 16 Помощники. Слушание стихотворения А.Барто «Помощница», выбор картинок. 1 Комбинированный урок
С 66-67, книга 49 17 Помощники. Выражение просьбы и желания. 1 С 68-69, графич схемы 50 18 Помощники. Использование выразительных средств и помощников речи. 1 С 70-71, зеркала
51 19 Спокойной ночи. Слушание отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок. 1 Книга, с 74-75 52 20 Спокойной ночи. Рассматривание атрибутов, распределение ролей. Ролевая игра. 1 С 76-77, атрибуты 53 21 Спокойной ночи. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре. 1 С78-79, клыбкльная54 22 Спокойной ночи. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план. 1 Урок компл прим знСюж карт 55 23 Доброе утро! Различение громкой и тихой речи в игре. 1 Комбинированный урок
С 82-83, 56 24 Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре. 1 С 84-85, ФМ 57 25 Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной интонации в речевых ситуациях. 1 Урок компл прим знДИ 58 26 Мой адрес. Выявление представлений по теме с помощью вопросов. 1 Комбинированный урок
Предм карт 59 27 Мой адрес. Сравнение двух предметов и их изображение по заданному признаку. 1 Предм карт Мойдодыр4 60 28 Слушание сказки «Мойдодыр». Выбор картинок по мере изложения. 1 Комбинированный урок
Книга, иллюстр61 29 Называние предметов (по теме) и действий с ними, характеристика предметов. 1 Предметы гигиены 62 30 Разучивание стихотворения. Выражение лица. Соотнесение выражения лица с символическим рисунком. 1 Стих 63 31 Мое утро. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план. 1 Урок компл прим знСюж карт Игры и игрушки. 3 64 32 Веселый оркестр. Называние предметов и действий с ними. 1 Урок актуализ. зн. Иллюстр по теме 65 33 Веселый оркестр. Выражение просьбы. 1 Комбинированный урок Атрибуты для игры 66 34 Веселый оркестр. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план. 1 Урок компл прим знГраф схемы, сюж карт РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература основная и дополнительная
С.В. Комарова. Устная речь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва. «Просвещение» , 2014г.-95 с.
Дидактические материалы
Демонстрационные материалы (иллюстрации ).
Книги с изучаемыми произведениями.
Атрибуты игр и постановок
Перечень учебно-методической литературы
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2011.
Список литературы
Основная литература:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. - М., Просвещение, 2013.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2015.
Дополнительная литература
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.