Статья на тему Взаимодействие с родителями учеников спец. коррекционных классов VIII вида.


Взаимодействие с родителями учеников
спец. коррекционных классов VIII вида.
Из опыта работы учителя нач. классов
Муниципальная казённая
общеобразовательная школа-интернат
"Общеобразовательная школа-интернат среднего
(полного) общего образования №3"
Максименко Н.А.
Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с интеллектуальной недостаточностью. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие таких детей, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых условий для их развития.
Для преодоления задержки в развитии детям требуется своевременная помощь со стороны школьных работников и родителей. Большинство родителей узнают о «возможностях» своего ребёнка слишком поздно, при поступлении ребёнка в школу, а многие безуспешно проучившись в 1 классе. Родители, встретившись с подобным явлением, оказываются не готовыми ни к общению, ни к продуктивному взаимодействию с такими детьми. Не понимая причин школьной неуспешности своего ребенка, родители требуют от него дополнительного напряжения сил для улучшения результатов учебной деятельности, нередко проявляя авторитаризм и несдержанность. В таких условиях развитие ребенка еще более замедляется, в его характере появляются упрямство, непослушание, недоверчивость и отчужденность. Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.
Разработанное нами содержание педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, носит комплексный характер.
Для реализации педагогической помощи семьям, нами поставлены следующие цели:
1. Изучить особенности отношений родителей к своим детям;
2. Наметить основные направления коррекции межличностных отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
3. Сформировать адекватное отношение родителей к ребенку с нарушением интеллектав его развитии, стремление помочь ему в безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям.
4. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии.
5.Вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.
6.Согласование воспитательно-образовательных позиций учителей и родителей.
7. Создание системы содружества школы и семьи.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
изучить особенности отношений родителей к своим детям;
выявить, какой из стилей родительского отношения в детско-родительской подсистеме является основным;
определить, насколько адекватна оценка родителями психологических особенностей детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие;
Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с интеллектуальной недостаточностью и выявления потребности родителей в педагогической помощи были проведены исследования.
Работа проводилась с родителями учащихся 1-2 классов.
Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты.
78% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
68% родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни;
82% - не проводят совместно с ребенком досуг;
только 26 родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.
Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.
Систему нашей работы условно назвали «Школа для родителей».
Эта работа включала лекционные, практические занятия, совместную деятельность родителей и детей .
Работа с родителями организовывалась как индивидуально, так и фронтально. К ней были привлечены специалисты школы - учителя начальных классов, психологи, логопеды, социальные педагоги и врачи детской поликлиники. В составлении плана работа учитывались заявки родителей и результаты проведения опросов. Перед каждым занятием проводилось анкетирование, позволявшее внести в их содержание определенные коррективы.
Посещая лекции и семинары, родители не только приобретали знания, но и, знакомясь друг с другом, видели, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придавало им дополнительные силы, снимало напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинали яснее осознавать свои проблемы и сами начинали задавать вопросы, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.
К собранию готовим выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют родителей.
Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры.
Совместная разработка учителями, родителями и детьми семейных праздников (составление развлекательных программ, подбор игр, конкурсов, и новых традиций способствующих воспитанию толерантности, стала важным условием формирования готовности родителей к эффективному взаимодействию со своими детьми.
Совместная деятельность родителей и детей (трудовые задания, экскурсии, посещение музеев) способствовала их сплочению. В процессе совместной деятельности родители поддерживали и подбадривали своего ребенка и намеренно создавали ситуацию, в которой он достигал успеха.
Важнейшим направлением в системе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, к труду, привитие интереса к миру доступных им профессий.
Важно привлечь родителей к совместному процессу, направленному на социально - трудовую адаптацию в общество к совместному процессу безболезненной адаптации к современным социально- экономическим условиям.
Обобщая работу за период с 2013-2014 г.г. были выявлены результаты и проведен сравнительный анализ полученных данных с исходными. Они свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в результате реализации программы.

Резко снизилось число родителей с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность. Но, к сожалению, остаётся процент родителей контакты которых с детьми остались поверхностными, отношения - напряженными, родители открыто выражали неприязнь к своим детям. И дети уклонялись от взаимодействия со своими родителями, не подчинялись их требованиям.
Причины неудачи не были связаны с работой «Школы для родителей», т.к. эти родители не посещали занятия.
На занятиях, требующих интенсивного умственного напряжения, дети стали проявлять активность, появился интерес к творческим заданиям. Позитивные сдвиги произошли в учебной мотивации, что положительно отразилось на взаимоотношениях с учителями и одноклассниками многие из них посещают кружки прикладных видов искусства, участвуют в школьных спортивных соревнованиях.
Родители накопили опыт организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми в процессе совместной деятельности. Они стали активно работать над повышением своей педагогической компетентности, контролировать свои эмоции, настроения и действия.

Полученные результаты работы подтвердили продуктивность работы системы «Школы для родителей» и дают основания считать, что поставленные задачи работы выполнены.