Презентация к уроку по программе Гулина и Романовой Японские хокку (5 класс)


Культура Японии.Хокку как основной жанр японской поэзии. ЭПИГРАФКак хорошо,Когда на столе развернувРедкостный свиток,Чтенью предашься душойИ созерцанью картин.Татибана Акэми.Из цикла «Мои маленькие радости» ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император. Культура Японии Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.Наиболее популярные виды искусства:- бонсай;- икебана;- оригами;- нэцке- литературная миниатюра (хокку, танка);- синтетический вид искусства – хайга. Бонсай БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Икебана Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение.ива и сосна - долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость,цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза - вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство,слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир. Оригами Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами. Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды. нэцкэ Хайга Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию. Сад камней Литература Японии Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке.Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин. Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности. Японские танка САРУМАРУ-ДАЮ годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди. Японский поэт Мацоу Басе в полнолуние сложил хокку: НОВОЛУНИЕ!С ТОЙ ПОРЫ Я ЖДАЛ – И ВОТ В НЫНЕШНЮЮ НОЧЬ… Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Саби (изящная простота)Сиори (гармония с природой)Хосоми (глубина проникновения)Каруми (легкость) Басё (1644-1694) Тишина кругом.Проникают в сердце скалГолоса цикад. * * *Вода так холодна!Уснуть не может чайка,Качаясь на волне. * * *Жизнь свою обвилВкруг висячего мостаЭтот дикий плющ. Иссё (1653-1688) Видели все на светеМои глаза - и вернулисьК вам, белые хризантемы. Рансэцу (1654-1707) Осенняя лунаСосну рисует тушьюНа синих небесах. Тиё (1703-1775) На смерть маленького сынаО мой ловец стрекоз!Куда в неведомую дальТы нынче забежал? Бусон (1716-1783) Грузный колокол.А на самом его краюДремлет бабочка. Исса (1768-1827) О, с какой тоскойПтица из клетки глядитНа полет мотылька! * * *В зарослях сорной травы,Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились! Сакура Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами. Ханами Кимоно Анализ содержания хокку Чужих меж нами нет!Мы все друг другу братьяПод вишнями в цвету. Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается. «Вишни, вишни цветут!» -И об этих старых деревьяхПели когда-то.Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти. От людских голосовПугливо вздрагивают по вечерамКрасавицы-вишни. В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой. В стране моей роднойЦветёт вишневым цветом И на полях трава.Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви. ОСЕННИЙ ДОЖДЬ ВО МГЛЕ!НЕТ, НЕ КО МНЕ, К СОСЕДУЗОНТ ПРОШЕЛЕСТЕЛ. 1. Какое настроение вы почувствовали в этой миниатюре?2. Каково состояние души поэта?3. Что помогает понять это состояние? Старый пруд.Лягушка прыгает.Воды звук. Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. (В.Маркова) Старый-старый пруд. Вдруг прыгнула лягушка. Громкий всплеск воды. (В.Соловьев) - Нарисуйте картину, которая предстает перед вашим внутренним взором.- Что изображено в хокку: звук или тишина? - В каком варианте менее понятна тема?- С помощью чего появляется общий смысл стихотворения? - Чем отличаются переводы? - Сравним построчно варианты.- Какой перевод ближе оригиналу? Почему? - Какие особенности хокку стараются сохранить русские поэты в переводах? Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:Басё.Всюду поют соловьи:Там – за бамбуковой рощей,Тут – перед ивой речной.Исса.Смотри-ка, соловейПоёт всё ту же песнюИ пред лицом господ.Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них? Анализ формы хокку Хокку – это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.Оригинал.Фуруике я 5Кавакадзу тобикому 7Миндзу-но ото. 5Перевод.Старый пруд. 3Лягушка прыгает. 6Всплеск воды. 3Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности. Композиция хоккуХокку может быть построено одним из двух следующих способов:Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение. Даже на лошадь всадникаЗасмотришься – так дорога пустынна.А утро такое снежное!(Басё)Как развивается мысль автора в этой миниатюре? От частного – к общему. Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение. Как же это, друзья?Человек глядит на вишни в цвету,А на поясе длинный меч?(Мукай Керай) На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры. Какова композиция этого хокку? Обобщение изученного на уроке.Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика. …Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа. Илья Эренбург. Сочиняем хокку Попробуем сочинить хокку вместе. Задаю образ – белый лист бумаги. Философская тема – “жизнь-смерть”. Сформулируем строку – картинку. Что мы видим?Этот лист живой или мертвый? Что произойдет, когда мы начнем писать на нем? Сформулируйте окончание хокку, используя полученные знания.Возможные варианты хокку:Белый лист бумагиЛежит на моем столе.Не буду мешать ему жить…Передо мной на столе Лежит чистый лист.Сейчас я вдохну в него жизнь…