Выступление «Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения»


«Игровые приемы, способствующие выработке правильного,
беглого и сознательного чтения»
Н.В.Алфимова

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми персонажами.
Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 90-100 слов в минуту.
Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.

Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения использую игровой материал.
“Последний слог в слове за тобой”
Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко (- ни, - зы, - тик)
“Цепочка слогов”
Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например:
Таня учит уро. (ки)
Птицы вьют гнёз (да)
“Эхо”
Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Например: школа – шко, дорога – ро.

Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивает возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении. (слайд 2)
“А-а-а!” - плачет ребёнок;
“У-у-у!” - воет волк, гудит паровоз;
“Р-р-р!” - рычит собака;
“З-з-з!” - звенит комар;
“Пять слов”
Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.
“Запрещённый звук”
Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.
“Звук заблудился” (слайд 3)
Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.
“Найди лишнюю букву”
На доске записывается несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.
По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком.
“Полубуковка”
Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.
“Не проморгай”
Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.
“Свяжи варежки”
На доске вразброс прикреплены бумажные варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить “Я связал варежки с буквой “Н”.

Одной из важнейших задач является обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог-слияние, дети могут читать любой слог. В данной работе используются следующие игры:
“Четвёртый лишний” (слайд 4)
На доске записываются несколько слогов-слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Вызванный ученик находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее.
ВА, ВА, ВА, ва.
ву, ву, ВУ, ву.
“Выбирай любую букву”
Учитель выставляет карточки гласных букв на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе. Вызванный ученик берёт карточку, подставляет её к гласной и читает слог.

От чтения слогов переходим к чтению слов и предложений. В методике обучения грамоте существуют разные точки зрения по поводу многоразового чтения одного и того же текста, и чтения множества текстов однократно. Считается, что без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. При многоразовом чтении ребёнок привыкает к графическому облику слов и учится охватывать всё слово. Предложенные игры дают возможность дополнительно прочитывать слова из учебника, а также дополнительные слова, не предусмотренные словарём “Азбуки”. Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях.
“Помоги слову найти последнюю букву” (слайд 5)
Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы:
СЛО Т
МОС Л
СТО К
КРИ Н

“Составь предложение” (слайд 6)
На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение.
“Кто здесь живёт?”
На доске вразброс прикреплены карточки с названиями животных и их жилья. Дети читают названия жилья и соединяют это слово с соответствующим названием животного.
Берлога – медведь
Нора – лиса
Дупло – белка

На каждом уроке чтения можно использовать слоговые таблицы, их несколько разных видов. На начальном этапе учимся читать слоги, затем при помощи таблиц вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.
“С кочки на кочку”
Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.
“Договори слово”
Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набираются из слогов из кассы букв.
“Найди слог”
Учитель спрашивает: “Какой слог находится между слогами НИ и НЯ?” Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.
“Думай, не опаздывай”
К доске выходят два ученика. Первый из них показывает какой-нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (3 хлопка в ладоши), должен набрать слоги и буквы, которые могут быть продолжением слова. Класс хором прочитывает названное слово.

Очень важно в период обучения чтению развивать способность видеть как можно больше букв. На первых уроках чтения ученик видит одну букву и соотносит её со звуком. Затем взгляд ученика схватывает две-три буквы, а потом целые слова. Предлагаю дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов, слов.
“Читатель – молния”
На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
“Глаз – фотограф”
На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.

Во 2-4-х классах навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств можно использовать специальные упражнения, которые включаются в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы:
для сознательного чтения (логические упражнения и игры по составлению слов);
для формирования правильности чтения (упражнения направленные на развитие внимания, памяти);
для развития беглости чтения (упражнения для расширения поля зрения и активизации органов речи);
для развития выразительности чтения;
 Предлагаю подборку упражнений, используемую на данном этапе.
Что общего в словах и чем они различаются?
мел-мель, мал-мял, мыл-мил
Назови одним словом. (слайд 7)
чиж, грач, сова, ласточка, стриж
картофель, свёкла, капуста, лук
Найди слово в слове. (слайд 8)
гроза, газета, ярмарка, поднос, шутка
Раздели слова на группы. (слайд 9)
корова, шкаф, стул, коза, диван, овца
Опиши предмет (показать рисунок и убрать)
Повтори скороговорку, предложение, текст.
Заучивание четверостиший.
Назови по порядку. (слайд 10)
беда
буря

плач

несчастье
вьюга

рёв

горе
позёмка

слёзы

печаль
метель

рыдания

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично, и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Загадки
Цель: Развитие образного и логического мышления.
1) Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака)
2) Гуляю по свету
Жду ответа,
Найдешь ответ -
Меня и нет. (Загадка)
3) На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
4) Не море, не земля,
Корабли не плавают
А ходить нельзя. (Болото)
5) Сидит на окошке кошка
Усы как у кошки
Хвост как у кошки,
Лапы как у кошки,
А не кошка. (Кот)
6) Два гуся - впереди одного гуся.
Два гуся - позади одного гуся
И один гусь посередине
Сколько всего гусей? (Три)
7) Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)
8) У семерых братьев по одной сестрице.
Много ли всех. (Восемь)
9) ) Два отца и два сына нашли три апельсина
каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

1.Тест «Логическое мышление» (слайд 11)
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция:
В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.

1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).
2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).
3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)
4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).
6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).
После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

2.Тест на логическое мышление. (слайд 12)
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция.
Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).


3. «Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитие логического мышления и речи.
Инструкция: Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами



4. «Исключение лишнего слова» (слайд 13)
Цель: развитие операций мышления (выявление сходства и различий в объектах, определение понятий).
Инструкция: Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее слово» надо исключить. Нужно как можно больше найти вариантов исключающие «лишнего слова». Возможны варианты комбинаций слов.
1) «собака», «помидор», «солнце»
2) «вода», «вечер», «стекло»
3) «машина», «лошадь», «заяц»
4) «корова», «тигр», «коза»
5) «стул», «печь», «квартира»
6) «дуб», «ясень», «сирень»
7) «чемодан», «кошелек», «тележка»
Относительно каждого варианта необходимо получить 4-5 и более ответов.

5. Поиск предмета по заданным признакам
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.
Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.
Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.
Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.

6. К.Чуковский “Федорино горе”.(слайд 14)
Из букв составьте слова.
Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.
Какое слово лишнее и почему?

7. Н. Носов “Затейники”. (слайд 15)
Найди слова в строчках
Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена
Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.
Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

Следующие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими учащимися. Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым произведением и вовлечены в учебное творчество.

8. Разгадай имена и скажи, что их объединяет? (слайд 16)
Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)
Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

9. Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы. (слайд 17)
Србрн кптц (Серебряное копытце)
Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

10. Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква). (слайд 18)
“бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко”
(Как неожиданно и ярко”).
Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.

11. “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского). (слайд 19)
Князь, волна, лебедь, петушок, белка.
Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Дадон, Марья- царевна.

12. “Узнай сказку”. (слайд 20)
- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”
Музыкант невеста мать сестра
Кобылица царь братья
Королевич царевна царица богатыри

13. Игра “Путаница”. (слайд 21)
К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.
- На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов.
Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.
Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.

14. Анаграммы “Звери”. (слайд 22)
Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.
- Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочти слова : а у г я р, д е м ь е в д, л в к о, е л ь н о, а к а н б.

15. Игра “Заколдованные слова”. (слайд 23)
На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать” слово, прочитав правильно.
Коножиртс, икчотсал, гереб.
Из какого рассказа эти слова? (В.Астафьев “Стрижонок Скрип”).

16. Игра “Эстафета”. (слайд 24)
(П.Бажов “Серебряное копытце”).
Какой характер у Даренки? (Коковани?)
Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое мнение.
Цель преподавателя заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался запомнить даже мелочи. Для реализации этой цели используются интеллектуальные игры при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала.
Интеллектуальные игры имеют контролирующий, творческий и обучающий характер. Они позволяют развивать логическое мышление у учащихся, способствуют обнаружению пробелов в знаниях, заинтересовать учащихся новым материалом, побуждают учащихся искать дополнительные источники по определенным темам. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию творческих способностей у учащихся.
Интеллектуальные игры имеют различные формы проведения.

1.Тесты – это способ понимания текста художественного произведения, они способствуют привлечению внимания к таким мелочам, которые ускользают от внимания при чтении и изучении.

Программа по литературному чтению предусматривает работу на уроках в рабочих тетрадях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь даны не только тесты, но и литературные викторины, которые тоже входят в интеллектуальные игры.

2.Литературные викторины не требуют специальной подготовки, однако и беглого чтения недостаточно. Викторины включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению учащимися предложенного текста.

Итак, вашему вниманию были предложены примеры игровых приёмов, способствующих выработке правильного, беглого и сознательного чтения.














13PAGE \* MERGEFORMAT14115