Урок по окружающему миру на тему Как живут животные? (1класс)


Тема урока " Как живут животные?"
Цели урока: систематизировать и расширить представления учащихся о жизни животных, учить находить признаки живого у животных, называть условия, необходимые для их жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Долгожданный дан звонок – начинается урок.
На уроке мы сегодня будем все внимательны
И с заданием справляться будем обязательно.
2. Повторение пройденного.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, какие условия необходимы растению для жизни. Назовите их.
3. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Как живут животные?» Мы знаем, что растения живые. А животные — живые существа? Докажите это. (Ответы детей.)
1.  Работа с учебником (с.52)
- Начнем с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите верхний рисунок на странице 52. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Чем каждый из них питается? (Ответы детей.)
- А теперь рассмотрите нижний рисунок на странице 52.
- Кто здесь изображен? (Это семья кабанов.) Найдите на рисунке кабана-папу (самца), кабана-маму (самку), детенышей (поросят). Чем детеныши отличаются от взрослых кабанов? Послушайте загадку. О ком она?
Полосатая спинка,А на спинке — щетинка.
 Детеныши растут, развиваются и постепенно превращаются во взрослых животных. А кто знает, что едят кабаны? (Ответы детей.) Кабаны едят все, что смогут найти. Но больше всего они любят желуди. Давайте нарисуем для них желуди.
Итак, первый признак живого существа – ПИТАНИЕ.
- О каком втором признаке мы начали говорить, познакомившись с детенышами кабанов? (Ответы детей.)
- Появление на свет потомства – РАЗМНОЖЕНИЕ – второй признак.
- У живых существ на свет появляются дети. Я сейчас для вас проведу игру «Потерялись малыши». Учитель читает стихотворение, а ученики называют маму.
Помогите малышам:Потеряли дети мам.Без родителей, одниПопадут в беду они.Помогите малышам!Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогийБойко скачет по дороге.Он такой скакун хорошийНе догонит мама …(лошадь) .Шею вытянул гусенок,Озирается спросонок.Еле-еле соню-сына Под крыльцом нашла…(гусыня) .
Куда бы спрятаться козленку?Какой-то зверь летит вдогонку.Не бойся! — это стрекоза.Прогонит вмиг ее … (коза).
Что стряслось у индюшат?Почему они спешат?У сарая за кадушкойЧервяка нашла …(индюшка) .
Купаться в речке страшновато,Залезли в лужу поросята.Умылась дружная семья —Не узнает детей …(свинья) .
— Ну-ка марш назад, цыплятки!Залезать нельзя на грядки!Ищет вас, волнуется Ваша мама …(курица) .
 Опустив печально хвостик,Маму ждет послушный ослик.Целый день должна трудитьсяМама ослика — … (ослица) .
Забрели четыре брата В поле сладкого овса. — Эй, пора домой, ягнята!Вас домой зовет … (овца).
Малыши и мамы рады —Снова вместе, снова рядом,И за помощь всех ребятМалыши благодарят.  Я. Пишумов- Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем. Многие животные строят для своей семьи жилье.
2.  Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !( Присели.)
3. Работа с учебником (с.53)
- Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каком животном идет речь, и найдите его жилище на странице 53 учебника.
1. Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тины,И плотину. (Бобр строит хатку.)
2. Плотник острым долотомСтроит дом с одним дуплом. (Дятел живет в дупле.)
3. Сделал дыру, вырыл нору.Вот спальня, вот кладовка – Всё сделано ловко. (Хомяк роет нору.)
4. Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. (Ласточка вьёт гнездо.)
5. Модница крылатая,Платье полосатое.Ростом хоть и кроха,Укусит, будет плохо. (Оса строит гнездо.)
- Для чего животным нужен дом? (В жилище животные выводят детенышей. Здесь тепло.)
- Значит, для жизни животных нужно ТЕПЛО.
- Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо? (ВОЗДУХ и СВЕТ)
Вот мы и нашли ответы на поставленные вопросы в начале урока. Перечитайте получившиеся ответы, и скажите, что же необходимо животным для жизни? (Ответы детей.)
4. Итог урока.
На сегодняшнем уроке, мы искали ответ на вопрос: Как живут животные?
Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?
Если вы считаете, что смогли, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не нашли ответ – покажите красный сигнал.