Статья Формирование алгоритмического мышления


Формирование алгоритмического мышления и повышение качества усвоения знаний и во внеурочной деятельности
на занятиях кружка «Информатика в играх и задачах»
Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
В своём классе для внеурочной деятельности я выбрала кружок «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев.
На ступени начальной школы задачи занятий по этому курсу определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки, группировать, действовать по алгоритму и др. 
        
Современный уровень развития науки и техники, компьютеризация современного общества, инновационные технологии предъявляют новые требования к умениям и навыкам учащихся. Чтобы в будущем школьник умел не только получать знания, но и решать разнообразные практические и теоретические задачи, был способен самостоятельно добывать нужные ему знания, адекватно и умело действовать, решая возникшие в его жизни проблемы, он должен научиться думать.
Если мы хотим вырастить такого человека, то надо стараться формировать у учащихся общие методы мышления, общие способы подхода к любой задаче и проблеме. Алгоритм и является одним из видов общих методов деятельности. Изучение информатики направлено на формирование у учащихся начальных представлений о пошаговом плане действий, о записи алгоритма на схеме.     Привычка пользоваться алгоритмами в практической работе становится требованием эпохи, мимо которой школьник пройти не сможет. Поэтому применение алгоритмического метода и формирование у учащихся алгоритмического мышления становится актуальной темой сегодняшнего дня.
Обучение алгоритму можно производить по-разному: можно давать в готовом виде, чтобы их заучить, а затем закрепить во время упражнений. Но можно и «открывать» алгоритм самими учащимися. Этот способ требует большего времени, но очень ценен.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им, например, алгоритм пользования бытовыми приборами, приготовление простых блюд, переход улицы, покупка товаров в магазинах самообслуживания.
В учебнике информатики 4 класса, например, изучается и записывается алгоритм съедения банана. А вот как выглядит алгоритм письменного деления многозначных чисел на одно – и двузначное число:
                                           
                                            - определи количество цифр в частном;
                                            - найди первое неполное делимое;
                                            - раздели на делитель;
                                            - найди остаток;
                                            - сравни остаток с делителем;
                                            - найди 2, 3 неполные делимые и т.д.;
                                            - закончи деление до конца.
373316564897000190561087000Умение пользоваться алгоритмами в практической работе найдёт применение на всех уроках, а также в проектной и исследовательской деятельности.
Вот так идёт процесс формирования алгоритмического мышления на уроках информатики в 1 классе.
419100012128500
4000501333500
387159520002500
Такие виды упражнений используются в обучении:
         1) на исполнение алгоритма;
         2) на составление алгоритма;
         3) на нахождение ошибок;
         4) на видоизменение алгоритма по заданному условию;
         5) на сопоставление алгоритма с результатами их   исполнения;
         6) на заполнение пропущенных команд с помощью рисунка;
         7) на достраивание рисунка;
Человек выступает прежде всего, как деятель. Алгоритмический подход к решению задач способствует развитию у детей умения мыслить.
А владение математическим языком, понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задачи оказывают существенное влияние на языковое развитие личности и тем самым вносят весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.
К приемам мыслительной деятельности относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.
На открытом уроке по теме «Классификация» я ставила следующие цели:
1.Учить описывать предметы по их признакам (название, цвет, форма, размер, материал, назначение).
2.Учить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.
3.Развивать творческие способности, память, речь, внимание.
433324036512500left43223200
В ходе урока ребята учились перечислять признаки предметов, группировать предметы в соответствии с заданным признаком.
Из группы предметов выбирать только те, которые соответствуют заданному признаку.
right16954500Находить лишний предмет, не соответствующий заданному признаку.
При определении целей занятия (дети формулируют сами) ребята приводили примеры, где им понадобятся эти знания и умения. Называли взаимосвязь игровых и учебных занятий: решение текстовых задач - классификация и действия по алгоритму, распределение слов на группы (по частям речи) – классификация.
Подводя итог, учащиеся проговаривают чему научились, где им это пригодится, учатся применять полученные знания.
На этих занятиях ребята с удовольствием выполняют задания любимых сказочных героев, играют, раскрашивают картинки и, играя, учатся.
Курс «Информатика в играх и задачах» содержит множество тем, которые помогут учащимся сформировать навыки учебной деятельности, будут способствовать развитию познавательных интересов. Занятия во внеурочной деятельности используются для углубления знаний в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки.