Великий круговорот жизни


«Великий круговорот жизни»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Программа: УМК «Школа России»
Раздел: «Эта удивительная природа»
Тема: «Великий круговорот жизни» (с. 118 – 120, 1 часть, изд. «Просвещение» 2012)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование у обучающихся первоначального представления о круговороте жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Предметно-информационные:
-формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;
- установление взаимосвязи между участниками круговорота;
Метопредметные:
-развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;
- развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
Личностные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
- формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе;
Коммуникативные:
- развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
- развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемных ситуаций, создаваемых на уроке.
Планируемые достижения учащихся:
- первоначальные представления о круговороте веществ в природе;
-научиться объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ.
Оборудование : проектор, отрывок из мультфильма «Король Лев», схема «Круговорот жизни», карточки «организмы -производители», «организмы – потребители», «организмы разрушители», презентация .
Ход урока.
Организационный момент (1 минута).
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Учитель: Сегодня мы вспомним материал раздела «Эта удивительная природа» и узнаем, как связано между собой всё живое.
Актуализация опорных знаний (5 минут)
Уч.: Ребята давайте вспомним какая бывает природа?
Д.: Природа бывает живая и неживая.
Уч.: Правильно! Открывает табличку на доске (живая и неживая природа).
Уч.: А что относится к неживой природе?
Д.: Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.
Ученики выходят к доске и раскладывают под неживой природой таблички в столбик: вода, воздух, солнце, горы, камни и.т.д.Уч.: Что относится к живой природе?
Д.: Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.
Ученики выходят к доске и раскладывают таблички в столбик под живой природой: животные, растения, грибы, бактерии, микробы и.т.д.
Уч.: Давайте попробуем вспомнить и назвать признаки жизни, составить ромашку из лепестков! На доске центр ромашки и отдельные лепестки, на каждом название правильное или неправильное нужно выбрать и прикрепить на магнит к центр.
Д. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.
Уч.: Могут ли животные жить без растений? Почему?
Д.: Нет не могут! Потому что растения служат пищей для многих животных,
3. Самоопределение к деятельности. (3мин.)
Уч. : А животные нужны растениям? (предположения детей) Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Учитель включает фрагмент мультфильма «Король Лев»)

Уч.: А как вы думаете прав ли король Лев? (ответы детей)
- Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!
Уч.: Кто догадался как будет называться наша тема урока? (предположения детей)
Учитель открывает закрытую табличку с темой урока: «Великий круговорот жизни»
4. Работа по теме урока. (8 мин.)
Уч. : Я открою несколько новых слов на доске. «ОРГАНИЗМЫ»-что означает это слово, как вы думаете? (предположения детей)
Уч.: Это все живое (животные, растения, грибы, бактерии). Открою еще несколько новых слов на доске:
«ПРОИЗВОДИТЕЛИ»-как вы думаете какие организмы являются производителями?
Д.: Растения!
Уч.: Почему?
Д.: Только растения способны использовать энергию солнца, создавать и производить питательные вещества.
Уч.: Открываю следующее слово: «ПОТРЕБИТЕЛИ» - какие организмы являются потребителями?
Д.: Животные.
У.: Почему?
Д.: Они потребляют вещества производимые растениями.
Уч.: Откроем еще одно слово: «РАЗРУШИТЕЛИ» - какие организмы являются разрушителями?
Д.: Грибы и бактерии.
У.: Почему?
Д.: Разрушают остатки мертвых животных и растений, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
У.: Мы с вами выяснили, что организмы – это все живое на земле и что среди них кто-то производитель, кто –то потребитель, а кто-то разрушитель.
Итак, основу круговорота составляют три группы организмов:
1) организмы – производители;
2) организмы – потребители;
3) организмы – разрушители.
Представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!
(На экране включить картинку со схемой .)
Уч.: Давайте внимательно посмотрим и обсудим схему круговорота веществ в природе!
5. Физкультминутка (2 минуты)
Уч.: А теперь давайте немного отдохнем! Ребята встаем!
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел,
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик!
(Е. Гайтерова)
6. Работа с учебником (7 минут)
6. Работа с учебником
Уч: Откройте учебник на с. 118, давайте прочитаем текс и рассмотрим картинки. Итак, София , прочитай пожалуйста нам заголовок.
Д: Великий круговорот жизни.
Уч.: На какие вопросы нужно найти ответы в тексте?
Д.: Перечислить звенья круговорота веществ. Почему растения названы производителями, а животные потребителями? Какие организмы названы разрушителями? Какова роль почвы в круговороте веществ?
Уч.: Давайте прочтем первый абзац текста! Читает Исаева Ксения. О чем этот текст?
Д.: Здесь мы вспоминаем мультфильм «Король Лев», где рассказывается о том, что мы все являемся частицей большого круговорота жизни. Лев говорит львенку: « Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. Антилопы затем едят ее. А львы едят антилоп.»У.: Какие слова здесь являются самыми важными?
Д.: Мы все являемся частицей большого круговорота жизни.
У.: Подчеркните это предложение волнистой линией. Что вам осталось в этом абзаце непонятно. Отметь эти места вопросительным знаком, что для вас здесь было самым интересным - поставь на полях восклицательный знак.
Д.: В этом абзаце все понятно. Интерес вызвал сам мультфильм, нам захотелось полностью его посмотреть, поэтому восклицательный знак мы ставим в конце абзаца.
А теперь давайте перейдем к следующим абзацам , вы самостоятельно прочитаете и поработаете с текстом. Подчеркните карандашом слова раскрывающие содержание – волнистой линией, новые незнакомые для вас слова одной чертой, непонятное в тексте отметьте вопросительным знаком, а самое интересное отметьте восклицательным знаком. ( Дети самостоятельно работают с учебником)
Закончите чтение и посмотрите на текст еще раз с самого начала, прочтите про себя только подчеркнутые слова и новые понятия. Теперь попробуйте проговорить про себя ответы на вопросы поставленные в начале чтения.
Итак, первый вопрос был перечислить звенья круговорота веществ. Кто готов по своим опорным словам ответить?
Д.: Основные звенья – производители, потребители, разрушители.
У.: Хорошо, все согласны? Тогда переходим к следующему вопросу: Почему растения названы производителями, а животные потребителями? Кто готов ответить ?Д.: Растения создают и производят питательные вещества, а животные потребляют эти вещества производимые растениями.
У.: Какие организмы названы разрушителями?
Д.: Бактерии и грибы.
У.: Какова роль почвы в круговороте веществ?
Д.: В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
У.: На все ли поставленные нами вопросы мы нашли ответы?
Д.: Да!
У.: Подумайте, что в тексте осталось вам не понятным? Задавайте вопросы!
Д.: Благодаря чему растения производят питательные вещества?
У.: Только они способны использовать энергию солнца для производства питательных веществ.
Отметил ли кто – нибудь из вас восклицательным знаком, место в учебнике, которое показалось самым интересным и вы бы хотели узнать об этом еще больше?
Д.: Как бактерии и грибы разрушают мертвые останки растений и животных.
У.: Я рада, что вы хотите узнать больше чем в учебнике, вы можете воспользоваться интернет источником и почитать, а так же рассмотреть картинки или фильм на сайте «Эта удивительная природа».
7. Работа в парах ( 8 минут)
Уч.: А теперь ребята, давайте поработаем в парах, по рядам (3 ряда – 3 группы) У вас на партах карточка с вопросами, обсудите ответы и составьте краткий рассказ.
Задание для первой группы ( на карточке):
Какова роль производителей? Приведите примеры, используя текст учебника с. 119
Как можно назвать их профессию?
Задание для второй группы (на карточке):
Какова роль потребителей? Приведите примеры используя текст учебника с. 119
Как можно назвать их профессию?
Задания для третьей группы (на карточке):
Какова роль разрушителей? Приведите примеры, используя текст учебника с. 119
Как можно назвать их профессию?
Уч.: А теперь давайте послушаем своих коллег! (с каждого ряда заслушивается небольшой рассказ учеников).
8. Закрепление изученного материала.(8 минут)
1. Выполнение задания в рабочей тетради (самостоятельно)
Выполняем задание №2 (с. 56)
Прочитайте задание. Проведите стрелки в схеме круговорота жизни.
Приведите примеры.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте задания друг друга. (взаимопроверка по учебнику)
2 . Обсуждение проблемных ситуаций в классе
Уч.: Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
Д.: Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.
Уч.: Какой можно сделать вывод?
Д.: Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.
9. Подведение итогов урока. ( 3 минуты)
Уч: - Для чего человеку необходимо изучать природные процессы?
Д.: Для того, чтобы понимать важность бережного отношения ко всем живым организмам.
У.: С какими понятиями мы работали на уроке?
Д.: организмы, производители, потребители, разрушители
У.: Какую проблему решали?
Д.: Каждое живое существо находится в едином круговороте веществ, поэтому при истреблении какого либо существа полностью прервется взаимосвязь всего живого на Земле, а без этой связи жизнь невозможна.
У.: Какую трудность встретили на уроке?
Сделайте вывод о своей работе на уроке , у вас на столах лежат карточки «Светофор» поднимите карточку соответствующего цвета .
(Система самооценивания «Светофор», для контроля учителя)
ЗЕЛЕНЫЙ – все понятно, не возникло трудностей.
ЖЕЛТЫЙ – в процессе урока возникали трудности, не все понятно.
КРАСНЫЙ – не получилось, тема не понятна.
10. Домашнее задание.
Читать текст на с. 118-120, на с. 120 ответить на вопросы раздела «Проверь себя».Использованная литература:
Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений 1 часть 2-е издание, А.А Плешаков – М.: Просвещение 2012.-119 с.
Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова 3 класс, автор Васильева Н.Ю. – М.: Просвещение 2013. – 148 с.
Интернет источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-velikiy-krugovorot-zhiznihttp://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/velikijj-krugovorot-zhizni1.htmlhttp://yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D0%B2&where=all&filmId=psz3Cv_Gs3M