Современное состояние проблемы организации совместной работы специалистов с детьми с нарушением речи.


Во многих детских садах комбинированного вида существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции нарушения речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике. Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач:
Организация, формы работы и привлекаемый материал выбираются в соответствии с особенностями детей конкретной группы;
Коррекционные задачи не подменяют собой выполнение общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность;
Приемы работы должны различаться в зависимости от основных задач, типа общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации.
Единообразие подходов учителя-логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Организация педагогического процесса, основанная на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя и ребенка, имеющего ОНР - это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели на совместной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.
Организация совместной деятельности работы воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя строится на основе единства требований, предъявляемых к развитию речи детей.
Исследование состояния речи начинается с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации; дополнительные анамнестические сведения необходимо получить из бесед с воспитателями и родителями. Исследование словарного запаса у детей проводится индивидуальным методом в два-три приема. Все задания выполняются последовательно, в разные дни и в утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществляются в течение всего периода коррекционного обучения. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований словаря, данные наблюдений за спонтанной речевой деятельностью, личностно-психологическими особенностями ребенка заносятся в индивидуальную карту логопедического обследования.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и т.д. Обследование детей проводят в первые две недели пребывания ребенка в саду. В ходе обследования речи ребенка учителем-логопедом отмечается, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически. При оценке связных высказываний детей учитель-логопед получает представления об уровне словарного запаса детей. Логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка.
Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:
- показ по названию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;
- выполнение ребенком названных логопедом действий;
- добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;
- подбор слов-антонимов, синонимов.
Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах деятельности: игровой, учебной. Музыкальный руководитель также создает благоприятные условия для детей, устанавливает контакт с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
Результаты обследования учитель-логопед фиксирует в речевой карте. Для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния словаря, с примером детской речи. А воспитатели и музыкальный руководитель заносят в протокол.
Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.
Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения и составления календарного плана, основанный на принципах тесной взаимосвязи и преемственности педагогов в работе.
Далее музыкальный руководитель устанавливает контакт с логопедом, согласовывает с ним программы и этапы совместной работы. Уточняет цели, задачи (логоритмических, коррекционно-музыкальных, воспитательных) и принципы построения музыкальных занятий и степень участия в них учителя-логопеда.
Учителю-логопеду целесообразно для проведения логопедических занятий, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи учитель-логопед проводит 2 раза в неделю. Работа по коррекции произношения только индивидуально.
Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи учитель-логопед проводит 3 раза в неделю.
В третьем периоде акцент переносит на развитие самостоятельной связной речи. В это время фронтальные занятия логопед проводит 4 раза в неделю.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Коррекционно-логопедическая работа планируется совместно учителем-логопедом и воспитателем. На фронтальных занятиях воспитатели закрепляют материал, пройденный и отработанный логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Также музыкальный руководитель на своих занятиях, по накоплению пассивного и активного словаря ребенка, закрепляет результаты, достигнутых на логопедических занятиях.
Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Учитель-логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Учитель-логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.
Учитель-логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы.
При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Основные задачи коррекционной работы:
Формирование лексико-грамматических средств языка.
Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Овладение элементами грамоты.
Развитие навыков связной речи.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течения дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:
Дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
С помощью отчетливого образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
Воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составление воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой учителя-логопеда.
Условиями эффективного решения задач являются:
- творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем
- взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов
- четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы
- отслеживание динамики речевого и общего развития детей
- выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений
- разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях
- усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами
- решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.)
Учитель-логопед дает рекомендации воспитателям по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Воспитатели обновляют предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы. Создают условия для воспитания речевого поведения детей. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая речевая среда является первым социальным условием становления речи. Создание коррекционно-развивающей среды, включая программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический материал, а также технические средства, новые информационные технологии.
Музыкальный руководитель, совместно с логопедом, составляет календарный план на последующие этапы работы, куда обязательно включает раздел, где идет накопление пассивного и активного словаря ребенка (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях).
Не всегда в образовательных дошкольных учреждениях специалисты совместно организуют свою работу по типу: воспитатель – логопед – музыкальный руководитель. Наблюдается несогласованность педагогов в работе с детьми с ОНР, обусловленным дизартрией. А ведь коррекционная работа с детьми будет наиболее полноценной при участии всего коллектива. Иногда музыкальный руководитель не знает, как работать с такими детьми, не знает методику и программу развития речи, и довольно часто можно увидеть, что дети, данной категории, испытывают трудности. Учитель-логопед выполняет свою работу, но не всегда контролирует и оказывает помощь музыкальному работнику и воспитателям. Необходимо систематизировать организацию совместной работы специалистов с детьми, наладить четкое взаимодействие в решении организационных вопросов: воспитатель – логопед – музыкальный руководитель. Этим детям требуется постоянная коррекционная помощь.
Чтобы систематизировать организацию совместной работы специалистов по развитию речи, в учреждении желательно оборудовать кабинет развития речи, где могут быть сосредоточены методические материалы для педагогов и созданы условия для проведения разных видов занятий с детьми. Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей, овладение звуковой культурой речи, формирование лексико- грамматического строя речи, развития связной речи, подготовка детей к усвоению грамоты.
Итак, в соответствии с имеющимися в литературе методическими рекомендациями успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя и музыкального руководителя и, что крайне важно разделение обязанностей между ними. Учитель-логопед дает рекомендации воспитателям по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Воспитатели обновляют предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы. Создают условия для воспитания речевого поведения детей. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая речевая среда является первым социальным условием становления речи. Создание коррекционно-развивающей среды, включая программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический материал, а также технические средства, новые информационные технологии. Музыкальный руководитель, совместно с логопедом, составляет календарный план, куда обязательно включает раздел, как развитие речи, где идет накопление пассивного и активного словаря ребенка (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях).
В соответствии с имеющимися в литературе методическими рекомендациями успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя и музыкального руководителя и, что крайне важно разделение обязанностей между ними. Учитель-логопед дает рекомендации воспитателям по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Воспитатели обновляют предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы. Создают условия для воспитания речевого поведения детей. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая речевая среда является первым социальным условием становления речи. Создание коррекционно-развивающей среды, включая программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический материал, а также технические средства, новые информационные технологии. Музыкальный руководитель, совместно с логопедом, составляет календарный план, куда обязательно включает раздел, как развитие речи, где идет накопление пассивного и активного словаря ребенка (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях).