Урок Ильины три поездочки


Конспект урока литературного чтения.
Предмет: Литературное чтение
Программа: Школа России
Класс: 4 БУчитель: Плотникова Е.С.
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема: Былина «Ильины три поездочки»
Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.
Планируемый результат
Предметные.
Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.Формировать УУД:
- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
- Регулятивные УУД:
Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
- Коммуникативные УУД:
Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.
- Познавательные УУД:
Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс . Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Компьютер, медиапроектор. Опорный лист.
Организация пространства: Фронтальная работа, работа в паре.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
- Посмотрите на доску, вы видите рисунок «Камень на распутье». (Слайд 1.)
- В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
-А что такое былина?
- На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно.
 Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай , какими он словами похваляется:
«Я ведь князя – то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити !»
- Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?
(Зачин).
II. Формулирование темы урока, постановка цели(3 мин)
-Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
-Какую цель поставим?
(Познакомиться с былиной "Ильины три поездочки". Научиться анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия.)- Кто исполняет былины и как?
-Кто был героями былин?
-За что народ любил Илью Муромца?
(Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)III. Изучение нового. (15 мин)
1.Работа в парах.
- Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка.
1. Не верят в реальность.
2. единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
3. Герои-богатыри.
Общее: вымысел.
-Подумайте, как появились былины?
2.Чтение былины «Ильины три поездочки».
-Откройте учебник на стр. 12.
-С какой былиной мы сегодня познакомимся?
(Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, Алексеева Мария расскажет нам сообщение о главном герое.
-Что вы узнали о главном герое из рассказа?
-Как вы думаете, о чем будет былина?
-О чем она будет?
-Давайте проверим ваши предположения.
(Читает учитель и хорошо читающие дети)
-Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему?
- Какие незнакомые слова встретились?
-Где мы можем найти их значения?
3.Словарная работа. (Работа в группах)
Росстани ( словарь учебника)- I группа.
Булатная броня - старинная узорчатая сталь.- II группа.Сие – II группа.
Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.- III группа
Сажень - 2,134 м- III группа.
4.Работа над прочитанным.
-Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
Характеристика героя.
Выборочное чтение.
-Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?
-Как он рассуждает на перепутье у камня? С.14
-О каких чертах характера это говорит?
(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
-Найдите описание разбойников.
-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
-Какое значение придают эти суффиксы?
(Уменьшительно-ласкательное.)
-Для чего это сделано?
(Для контраста с силой Ильи Муромца).
-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками?
5. Работа в парах.
Обобщение образа Ильи.
Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).IV. Итог урока (15 мин)
-С каким произведением мы с вами познакомились сегодня на уроке?
-Как называется жанр этого произведения?
-Чему нас учит эта былина?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Самоанализ и самооценка ученика.
(Слайд 2)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что..
Я приобрёл…
Теперь я могу.. Меня удивило…
Домашнее задание. (Дифференцированно)
I группа- с. 12-18 выразительно читать.II группа- выучить понравившийся отрывок наизусть.III группа- нарисовать рисунок к былине.