Индивидуальное занятие с учащимся первого класса с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи


Индивидуальное занятие с учащимся первого класса с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Цель: Уточнение и закрепление правильного артикуляционного уклада звука «Ш». Автоматизация звука в слогах, словах. Учить проводить звуко-слоговой анализ слов . Развивать слуховое и произвольное внимание, аналитико-синтетическую деятельность ребёнка, фонематическое и целостное восприятие предмета, логическое мышление, связную речь
Оборудование: индивидуальные карточки контурного изображения предметов, наложенных друг на друга, разрезная картинка «мишка», ёлочки разных размеров, д/и «Грибочки», предметные картинки, разрезная азбука, артикуляционные профили звуков.Ход занятия:
Учитель-дефектолог
Уточняется
Правильная артикуляция
Звука «Ш»
Учитель-дефектолог
Организационный
Момент занятия
Развитие артикуляционной моторики
Развитие слухового внимания, памяти
Развитие речевого внимания, логического мышления
Развитие целостного восприятия предмета.
Образование новых слов при помощи различных суффиксов
ФизминуткаРазвитие произвольного и слухового внимания
Работа с индивидуальными карточками с изображением стилизованных контурных предметов.
Работа по определению слоговой структуры слова
Рефлексия
Учителем-дефектологом подводится итог занятия Сегодня мы с тобой пойдём в лес на прогулку и возьмём с собой в спутники (проводится словарная работа) звук «Ш». Давай его позовём. Но прежде чем звук «Ш» , вспомним, что происходит с нашим язычком и и губами, когда произносится звук «Ш».
Язык поднят вверх «чашечкой», губы слегка вытянуты, струя воздуха плавная, тёплая, голосовые складки не работают.
Проводится артикуляционная гимнастика для правильного уклада звука «Ш».
На что похож звук «Ш»? (шипение гуся, змеи, шелест листочков, шум ветра.Мы с тобой пришли на полянку, послушай как шумит ветерок и повторяй медленно и плавно за ним: ша-ша-шу, шо-шу-ша, ши-шу-шо, аш-ош-уш и т.п.
Внимательно послушай как говорит сказочная лесная кукушка и определи, какой слог лишний:
Ша-ша-шу-ша (шу) ( из разрезной азбуки выкладывается слог –шу-)
Ши-шо-ши-ши (шо) ( из разрезной азбуки выкладывается слог –шо-)
Шу-шу-шу-ша (ша) ( из разрезной азбуки выкладывается слог –ша-)
Подбери слова , в которых есть сочетания звуков : шу-шо-ша (шуба, шут, мешок, шайба, шапка)
Узнай, кто спрятался за ёлочкой? (ребёнок собирает разрезную картинку, на которой изображён медвежонок )Как можно ещё назвать медвежонка? (мишка, мишутка, мишуточка , мишаня …)
Белка с ветки в свой домишкоПеретаскивала шишку.
Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка-
На носу вскочила шишка.
Мишка хочет поиграть с тобой. Он будет называть слова, а ты повторяй за ним только те, в которых услышишь звук «Ш»
(лиса, машина, верёвка, шишка, мешок, пила, кошка, лягушка, бочка, погремушка, петушок, зайчонок)Мишка потерял свои вещи и не может их найти. Помоги мишутке отыскать предметы со звуком «Ш».
Ответы ребёнка: Это мишкина машина. Это мишкина рубашка. Это мишкина шапка. Это мишкин шар.
Помоги медвежонку вспомнить под какой ёлочкой он собрал грибочки. ( на грибочках изображены предметы со звуком «Ш». Грибочки следует разложить возле ёлочек соответственно слоговой структуре слова, изображённой картинки.
Маленькая ёлочка – один слог (шар,ёж), средняя ёлочка- два слога (ложка, кошка), большая ёлочка-три слога (машина, матрёшка)
В каких по счёту слогах спрятался звук «Ш»? ( пример: кошка-слог -кош-- первый слог; машина- -ши- -второй слог)
Какой звук мы учились сегодня произносить? Покажи правильную артикуляцию звука «Ш». (используются артикуляционные профили)
Почему ты выбрал именно эту картинку?