Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.


Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.Характеристика нарушения.Аспекты логопедической работы со школьниками с ФФНР.Примерное перспективное планирование работы с учащимися, имеющими ФФНР.ГППЦ ДОгМ Учитель-логопед Майорова Е.В. Фонетико – фонематическое нарушение у детей.Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух. Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).  Функции фонематической системы.Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла). Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно). Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы. Проявления фонетико-фонематического нарушения речи: Недифференцированное произношение пар или групп звуков, когда один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух, трех других звуков.  Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка.  Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других- заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями: замена сложных по артикуляции звуков более простыми;2) нестойкое употребление звуков в речи;3) искаженное произношение одного или нескольких звуков;4) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.Несформированность фонематического восприятия выражается:- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;- в затруднениях при анализе звукового состава речи. Звуковой анализ и синтез.Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежать многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическое восприятие по определению Д.Б. Эльконина.Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) установление различной роли звука; 3) выделение качественных основных характеристик звука». Предпосылки для обучения грамоте Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассников являются:  - сформированное фонематическое восприятие, -  правильное произношение всех звуков родного языка, - наличие элементарных навыков звукового анализа.  Типичные ошибки при чтении у детей с ФФНР1. Трудности слияния звуков в слоги и слова.2. Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);3. Побуквенное чтение;4. Искажение слоговой структуры слова;5. Слишком медленный темп чтения;6. Нарушения понимания прочитанного. Типичные недостатки письма у детей с ФФНР1. Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам.2. Пропуски гласных.3. Пропуски согласных в их стечении.4. Слияние слов на письме.5. Раздельное написание частей одного слова.6. Пропуски, наращения или перестановки слогов.7. Орфографические ошибки. Система преодоления фонематического недоразвития Предусматривает два взаимосвязанных направления работы:коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов. Основные задачи логопеда в работе с учащимися с ФФНРОсновными задачами логопеда, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются:1. длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные);2. отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано;3. постановка отсутствующих, искаженно произносимых звуков и введение их в речь;4. формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков; прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук;5. закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты их звучания. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.1. Состав группы.2. Характеристика группы:- Характеристика звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематические процессы, следствия несформированности). - Лексический запас. - Грамматический строй. - Психологические особенности. Следствия. Тематическое планирование. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Характеристика звуковой стороны речи:Звукопроизношение: дефектное произношение следующих групп звуков: Свистящие: призубный сигматизм либо не автоматизированы. Шипящие: не автоматизированы. Сонорные: Р, Р’- велярные либо не автоматизированы, Л- отсутствие либо не автоматизирован.   Фонематические процессы: - недостаточная сформированность навыков дифференциации оппозиционных звуков следующих групп: Звонкие – глухие согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Свистящие – шипящие: с-ш ,з-ж, щ-с’, ч-ц. Твёрдые – мягкие согласные. Другие группы звуков: ч-щ ,ч-т’, ш-щ, ц-с, р-л, р’-л’. - низкий уровень развития навыков звуко-слогового анализа и синтеза - трудности в подборе слов с заданным звуком - трудности в определении места заданного звука в слове.   Следствия: - недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов; - трудности овладения фонематическим принципом письма (а затем и орфографическим); - трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); - недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.  Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Лексический запас без грубых нарушений; у детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу. Грамматический строй может быть в пределах нормы, встречаются аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Психологические особенности:- неустойчивое внимание, его слабая концентрация;- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;- недостаточное развитие способности к переключению с одного вида деятельности на другой;- недостаточное развитие словесно-логического мышления;- недостаточная способность к запоминанию словесного материала;- низкий уровень развития слуховой и зрительной памяти;- преобладание наглядно-образного мышления;- недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;- недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Следствия:- недостаточная сформированность предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, умение работать в определённом темпе);- трудности в определении путей и средств достижения учебной цели;- слабый предваряющий, текущий и результирующий контроль своей деятельности. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Тематическое планирование занятий с учащимися первых классов, имеющих ФФНР:1. Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.2. Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития учащихся (цели и задачи логопедической работы.3. Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).4. Содержание коррекционно-воспитательной работы. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.Речь. Уточнение и закрепление понятия. Речь. Предложение. Предложение. Слово.Звуки речи. Способ образования.Строение речевого аппарата. Понятие «преграда». Дифференциация понятий «звук-буква».Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы,И,ЭУточнение артикуляции. Сочетания «ча-ща», «чу-щу», «ши-жи».Гласные 2 ряда Я, Ю, Е, Ё. Образование. Выделение из слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е.Деление слов на слоги. 1-2-3-х-сложные слова с простым открытым слогом. Перенос слов по слогам.Согласные звуки. Дифференциация гласных- согласных.Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.  Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.15. Звонкие и глухие согласные. 16.Звуки П-П’. Буква П-п.17. Звуки Б-Б’. Буква Б-б.18.Дифференциация П-Б, П’-Б’.19. Звуки Ф-Ф’. Буква Ф-ф.20. Звуки В-В’. Буква В-в.21. Дифференциация Ф-В, Ф’-В’.22. Звуки Т-Т’. Буква Т-т.23. Звуки Д-Д’. Буква Д-д.24. Дифференциация Т-Д, Т’-Д’.25. Звуки С-С’. Буква С-с.26. Звуки З-З’. Буква З-з.27. Дифференциация С-З, С’-З’.28. Звук и буква Ш-ш.29. Звук и буква Ж-ж.30. Дифференциация Ш-Ж. 31. Дифференциация К-Г, К’-Г’.32. Дифференциация С-Ш.33. Дифференциация З-Ж. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.34. Звук и буква Ц-ц.35. Звук и буква Ч-ч.36. Звук и буква Щ-щ.37. Дифференциация Ц-С.38. Дифференциация Щ-С’.39. Дифференциация Ч-Т’40. Дифференциация Ч-Ц..41. Дифференциация Ч-Щ.42. Дифференциация Щ-Ш.43. Звуки Р-Р’. Буква Р-р.44. Звуки Л-Л’. Буква Л-л.45. Дифференциация Р-Л, Р’-Л’.46.Разделительный мягкий знак. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Содержание работы по преодолениюотклонений речевого развитияучащихся (цели и задачилогопедической работы).Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).«Звуки и буквы».«Гласные и согласные».«Деление слов по слогам».«Ударение».«Глухие и звонкие согласные».«Оглушение звонких согласных в середине и в конце слова».7. «Твердые и мягкие согласные».8. «Смягчение согласных гласными я,ё,ю,е,и».«Буква ь – как способ смягчения согласных». «Разделительный ь».11. «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу».12. «Твердый знак». Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.Содержание коррекционно-воспитательной работы.1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:- устойчивость внимания;- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);- способности к запоминанию;- слухового внимания и памяти;- зрительного внимания и памяти;- способности к переключению;- абстрактного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;- навыков и приемов самоконтроля;- познавательной активности;- произвольности общения и поведения. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. 2. Формирование и развитие регулятивных«универсальных» учебных действий:- планирование учебной деятельности, принятие учебной задачи, активное осмысление материала; - выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели;- контроль за ходом своей деятельности через сравнивание с заданным эталоном и использования специальных приемов самоконтроля;- волевая саморегуляция: работа в определенном темпе, преодоление препятствий;- умение изменять и дополнять план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном;- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.3. Развитие и совершенствование познавательных «универсальных учебных действий»:смысловое чтение как осмысление целей чтения, извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации;умение осознанно и адекватно строить речевое высказывание устной речи;действия со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование);установление причинно-следственных связей. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.4. Развитие и совершенствование коммуникативных «универсальных учебных действий»:планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками;умение внимательно слушать и слышать логопеда, принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;целенаправленное и последовательное выполнение учебных действий;адекватное реагирование на контроль логопеда и оценки сверстников;умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением с соблюдением речевого этикета при обращении;формулирование краткого отчета о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;составление устных связных высказываний с элементами творчества. Важность логопедической помощи при ФФНР Учащиеся с недоразвитием фонетико – фонематической стороны речи составляют примерно 20-30% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся число реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%. Регулярное и планомерное коррекционное воздействие помогает ликвидировать нарушение и заметно улучшить качество и в общеобразовательных дисциплинах.Фото, использованные в работе, взяты из сети Интернет. Список использованной литературы:Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия 2 часть. – М., 1995.Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.Корнев А.Н., «Нарушение чтения и письма у детей».- Спб., Речь,2003г.Лалаева Р.И., «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».- Спб., «Союз», 2001г.Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004.Левина Р.Е., «Нарушения устной и письменной речи как причина неуспеваемости учащихся». «Советская педагогика» -1974г. №1Лурия А.Р., «Очерки психофизиологии письма».-М., изд. АПН РСФСР, 1950г.Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. Хрестоматия по логопедии. – 2-я ч., М., 1997.Спирова Л.Ф., «Характеристика нарушений письма и чтения. Основы теории и практики логопедии».-М., 1968.Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.