Картотека дидактических игр (с использованием русских народных сказок) по развитию связной речи у дошкольников


-28956022860
Картотека дидактических игр
по развитию связной речи
(с использованием русских народных сказок)
у детей старшего дошкольного возраста



Выполнила:
Ляпина Марина Анатольевна
воспитатель МБДОУ № 1 д/с «Солнышко»
Холмск, 2016
0
Картотека дидактических игр
по развитию связной речи
(с использованием русских народных сказок)
у детей старшего дошкольного возраста



Выполнила:
Ляпина Марина Анатольевна
воспитатель МБДОУ № 1 д/с «Солнышко»
Холмск, 2016
-1080135-62420500
-334177194310Картотека дидактических игр.
Д/игра «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Игра для детей от3 до 6лет.
Для игры прилагаются игровые поля к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», и 15 сказочных персонажей.
Материал: картон, цветная бумага, картинки героев сказки, бельевые прищепки, двухсторонний скотч.
Варианты игры:
Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки;
Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;
Театрализованная постановка сказки по ролям;
Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».
Примечания:
Дети в возрасте 3-4 лет с помощью взрослого определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем.
Дети в возрасте 5-6лет самостоятельно выбирают и определяют игровое поле, самостоятельно рассказывают сказки и расставляют персонажей в определенной последовательности.
Картотека дидактических игр.
Д/игра «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Игра для детей от3 до 6лет.
Для игры прилагаются игровые поля к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», и 15 сказочных персонажей.
Материал: картон, цветная бумага, картинки героев сказки, бельевые прищепки, двухсторонний скотч.
Варианты игры:
Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки;
Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;
Театрализованная постановка сказки по ролям;
Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».
Примечания:
Дети в возрасте 3-4 лет с помощью взрослого определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем.
Дети в возрасте 5-6лет самостоятельно выбирают и определяют игровое поле, самостоятельно рассказывают сказки и расставляют персонажей в определенной последовательности.
-911860-50355500
-49551944408Д/игра «Расскажи сказку»
Описание игры. На листах бумаги изображен лес в разные времена года, избушки (ледяная и лубяная), плоские фигуры сказочных героев прикреплены к подставкам.
Цель игры. Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание.
Ход игры. По картинкам с изображением природы передвигаются плоские фигурки сказочных героев. Этими фигурками дети показывают сказку, сопровождая рассказом.
Д/игра «Поиграем в сказку»
Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается.
На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку.
Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)
Цель: развитие зрительного внимания.
Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра). Молодцы!
0Д/игра «Расскажи сказку»
Описание игры. На листах бумаги изображен лес в разные времена года, избушки (ледяная и лубяная), плоские фигуры сказочных героев прикреплены к подставкам.
Цель игры. Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание.
Ход игры. По картинкам с изображением природы передвигаются плоские фигурки сказочных героев. Этими фигурками дети показывают сказку, сопровождая рассказом.
Д/игра «Поиграем в сказку»
Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается.
На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку.
Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)
Цель: развитие зрительного внимания.
Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра). Молодцы!
-1080135-57594500
-285656-165454Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания
Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.)
Воспитатель:
Все минуточку вниманья!
Сказку я хочу начать…
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Воспитатель:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Д/игра «Собери сказку»
Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.
Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят)
«Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок» (Открывают)
Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки; интонационно изображают животное).
0Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания
Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.)
Воспитатель:
Все минуточку вниманья!
Сказку я хочу начать…
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Воспитатель:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Д/игра «Собери сказку»
Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.
Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят)
«Я, волшебный сундучок,
Я, ребята, вам – дружок» (Открывают)
Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки; интонационно изображают животное).
-1056640-62420500
-36060729418«Чья песенка?» (Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».
(Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)
«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»
(Братец Иванушка; Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
«Отгадай-ка!» (Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе).
«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
(Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)
«Сяду на пенёк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)
0«Чья песенка?» (Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».
(Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)
«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»
(Братец Иванушка; Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
«Отгадай-ка!» (Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе).
«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
(Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)
«Сяду на пенёк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)
-990600-55562500
-435558-562«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
(Сказка «Мужик и медведь»)
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
(Сказка «Василиса Премудрая»)
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». (Сказка «Заяц – хваста»)
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
(Сказка «Лиса и козёл»)
«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
(Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная)
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
(Петух; Сказка «Петух да собака»)
«Была лягушкой, обернулась белой лебедью» (Василиса Премудрая; Сказка «Царевна – лягушка»)
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!» (Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
00«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
(Сказка «Мужик и медведь»)
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
(Сказка «Василиса Премудрая»)
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец». (Сказка «Заяц – хваста»)
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
(Сказка «Лиса и козёл»)
«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
(Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная)
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
(Петух; Сказка «Петух да собака»)
«Была лягушкой, обернулась белой лебедью» (Василиса Премудрая; Сказка «Царевна – лягушка»)
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!» (Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
-1065530-72009000
-45054814428«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». (Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
«Кто где живёт» (Закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
«Назови сказку по главному герою» (Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» (Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям» (Побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку» (Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
«Разрезные картинки» (Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.
«Разукрась героя сказки» (Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
«Узнай сказку по нарисованному предмету» (Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
00«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». (Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
«Кто где живёт» (Закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
«Назови сказку по главному герою» (Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» (Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям» (Побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку» (Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
«Разрезные картинки» (Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.
«Разукрась героя сказки» (Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
«Узнай сказку по нарисованному предмету» (Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
-960755-58547000
-390588-45533«Найди пару» (Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
«Помоги Колобку» (Развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий)
Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он дружить, где будет его дом.
«Поиграем в репку» (Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий)
Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами.
«Шкатулка со сказками» (Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления)
Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
00«Найди пару» (Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
«Помоги Колобку» (Развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий)
Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он дружить, где будет его дом.
«Поиграем в репку» (Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий)
Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами.
«Шкатулка со сказками» (Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления)
Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
-930275-52578000
-225696314231«Теремок» (Развитие связной речи, памяти. понимание символических пятен)
Таблица – мнемо: нарисованный теремок, по ходу сказки выставляются цветовые пятна:
серый – мышка
зеленый – лягушка
оранжевый – лисичка
белый – заяц
темно-серый – волк
коричневый – медведь
Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка (т.е. привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков)
- Давайте построим новый теремок для зверей.
«Вот и сказочке конец:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Место всем хватило тут,
Дружно звери все живут»
00«Теремок» (Развитие связной речи, памяти. понимание символических пятен)
Таблица – мнемо: нарисованный теремок, по ходу сказки выставляются цветовые пятна:
серый – мышка
зеленый – лягушка
оранжевый – лисичка
белый – заяц
темно-серый – волк
коричневый – медведь
Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка (т.е. привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков)
- Давайте построим новый теремок для зверей.
«Вот и сказочке конец:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Место всем хватило тут,
Дружно звери все живут»
-720725-54038500