Статья на тему «Воспитательная система класса — целостная и упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива»


Тема: Воспитательная система класса - целостная и упорядоченная совокупность компонентов, способствующих развитию личности и коллектива.
Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, но у некоторых из них есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. И основная задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. А как её решить, если возникают трудности, например,
набирая учеников в первый класс, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым;
при переходе в среднюю школу учащиеся делятся на три группы: одни будут выполнять всё, что их попросит выполнить кл.руководитель (3-5 из класса), другие будут делать только иногда (3-5 из класса) , а третьи (большая часть) задавать вопрос: зачем мне это надо?
А если провести анализ взаимоотношений учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, можно обнаружить противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу,
- неумение трудиться на общее благо,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
И что делать классному руководителю? набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Поэтому необходимо создавать воспитательную систему класса, которая обеспечит создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
(На слайде Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива)
Воспитательная система состоит из определённых компонентов и элементов. (слайд; можно назвать только компоненты)
Компоненты воспитательной системы Составные части (элементы компонентов)
I. Индивидуально-групповой компонент 1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
II. Ценностно-ориентационный компонент 1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
III. Функционально-деятельностный компонент 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
IV. Пространственно-временной компонент 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.
V. Диагностико-аналитический компонент 1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования, которое включает анализ воспитательной работы класса, изучение: уровня воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, уровня межличностных отношений, индивидуальных особенностей учащихся. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия учащихся класса, т.к. они - значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться.
Для успешного развития воспитательной системы класса следует выделить четыре этапа: первый этап – этап проектирования системы(5 класс); второй этап– этап становления системы (6-7 классы); третий этап– этап стабильного функционирования системы (8-9 классы); четвёртый этап– этап обобщения результатов (10-11 классы/ 9 класс).
Таким образом, ВС составляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся: ВС – для 1-4 классов; 5-9 классов; 5-11 классов/10-11 классов. Для каждого этапа определяются цель и задачи реализации ВС, они должны быть направлены на развитие личности ребенка и диагностичными и соответствовать целям и задачам ВС школы.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, которые включают в себя формы и методы работы в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет совместное творческое дело, в ходе которого проявляется позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (т.е не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).
Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Здесь главное – не органы самоуправления, которые выбираются в начале учебного года, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Здесь важно использовать метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Поэтому, и коллективная творческая деятельность, и самоуправление дают возможность каждому ученику «побывать» в роли участника, организатора и инициатора, что способствует его социализации.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в классе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
упорядоченность жизнедеятельности класса (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы;
наличие сложившегося единого школьного коллектива;
интеграция воспитательных воздействий.
Критерии качества складываются из таких показателей ,как:
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
общий психологический климат класса ,стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся.
Таким образом, индивидуальный и системный подход в воспитательной системе способствуют благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимают социальную тревожность, повышают статус ребёнка в обществе, обеспечивают более высокие результаты в любом виде деятельности.