Программа занятий по развитию логического мышления у младших школьников.

Программа занятий по развитию логического мышления у младших школьников.
Цель программы: формирование оптимального уровня развития логического мышления у учеников второго класса.
Задачи: 1.Выявить уровень логического мышления у учащихся второго класса.
2.Развивать быстроту и качество логических операций (Сравнение, обобщение, анализ и синтез, классификация).
Блок занятий
№ занятия
Тема и цель
Содержание занятия

Вводный блок
№1
Тема: Мышление
Цель: Развить интерес детей к процессу мышления и побудить к саморазвитию выявить уровень логичности и гибкости мышления
Беседа о мышлении.
Методика "Изучение скорости логического мышления"


Основной блок
№2
Тема: Анализ и синтез.
Цель: Исследование и выявление уровня операции анализа и синтеза.
Упражнение «Помири буквы»
Методика «Числовые ряды»



№3
Тема: Сравнение
Цель: Пробудить интерес детей к процессу сравнения и побудить их к саморазвитию. Исследование и выявление уровня операции сравнения.
Беседа.
Методика "Сравнение понятий"



№4
Тема: Обобщение и отвлечение
Цели: Выявить уровень процессов обобщения и отвлечения
Методика "Исключение лишнего"
Методика "Исключение понятий"



№5
Тема: умение классифицировать
Цели: Выявить уровень сформированности приема классификации у учащихся, побудить их к саморазвитию
Игра-классификация.
Методика «Четвертый лишний»


Заключительный блок
№6
Тема: Подведение итогов занятий.
Цель: Мотивировать детей на саморазвитие мышления
Беседа.
Игра "Определи игрушку".
Игра "Какое что бывает?".
Ситуативные "данетки".



Вводный блок.
Занятие №1.
Тема: мышление
Цель: Развить интерес детей к процессу мышления и побудить к саморазвитию выявить уровень логичности и гибкости мышления
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое мышление? А вы знаете, что такое логика?
Ребята, представьте что все люди на земле разучились думать, мыслить! Что тогда произойдет с нами. (мы станем глупыми, смешными, необразованными, не сможем работать). Чтобы это не произошло мы с вами наше мышление будем развивать.
Что с помощью этого процесса мы получаем, для чего нам необходимо мышление?
Ребята, процесс развития мышления, действительно очень важный, ведь вы гораздо быстрее усвоите практически любой учебный материал, если будите развивать свои интеллектуальные способности, и мышление в частности. Это хоть и сложное, но вполне выполнимое дело. У нас все получится.
Методика "Изучение скорости логического мышления"
Цель: определение скорости логического мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.  Слова:
п-ра
д-р-во
п-и-а
п-сь-о

г-ра
з-м-к
р-ба
о-н-

п-ле
к-м-нь
ф-н-ш
з-о-ок

к-са
п-с-к
х-кк-й
к-ш-а

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Основной блок.
Занятие №2
Тема: Анализ и синтез.
Цель: Исследование и выявление уровня операции анализа и синтеза.
Упражнение «Помири буквы»
Цель: Формирование приемов теоретического анализа и синтеза.
Инструкция:
Учащиеся по анаграммам должны найти исходные слова
Л Б К О БЛОК
У К П С ПУСК
РАЯИ АРИЯ
ЕРАВШИН РЕВАНШ
ВЦТЕКО ЦВЕТОК

УМЫЗАК МУЗЫКА

Проанализируй слова по составу
(приставка, корень, суффикс, окончание):
Девочка, мальчик, летчик, растение, домашний, огогрод.
Методика «Числовые ряды»
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
Например:
2 4 6 8 10 12 14 16
3 3 4 4 5 5 6 6
1 7 2 7 3 7 4 7
3 7 11 15 19 23
Анализ :Результаты оценивались по количеству ошибок. На основе данной методики были определены следующие уровни развития логического мышления:
0-1 ошибка: высокий уровень;
2-5 ошибок: средний уровень;
<5 ошибок: низкий уровень.

Занятие №3
Тема: Сравнение
Цель: Пробудить интерес детей к процессу сравнения и побудить их к саморазвитию. Исследование и выявление уровня операции сравнения.
Ребята, что мы делаем , когда сталкиваемся с какими-либо одинаковыми или практически одинаковыми предметами?
Правильно, мы их сравниваем. А что же это такое сравнение, как вы думаете?
Правильно, это процесс, при котором выделяются или одинаковые ил различные признаки. Сегодня мы познакомимся с процессом сравнения.
Методика "Сравнение понятий"
Цель: усвоения процесса сравнения. Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.
 
Сравнение понятий.
1.       Ботинок – карандаш
2.       Ветер – соль
3.       Вечер – утро
4.       Волк – луна
5.       Ворона – воробей
6.       Голод – жажда
7.       Девочка – кукла
8.       Дождь-снег
9.       Дуб – береза
10.   Золото – серебро
11.   Картина - портрет
12.   Корзина – сова
13.   Корова – лошадь
14.   Кошка – яблоко
15.   Летчик – танкист
16.   Лыжи – коньки
17.   Маленькая – большая
18.   Молоко – вода
19.   Обман – ошибка
20.   Озеро – река
21.   Ось - оса.
22.   Очки – деньги
23.   Поезд – самолет
24.   Река – птица
25.   Сани – телега
26.   Сказка – песня
27.   Стакан – петух
28.   Трамвай – автобус
29.   Утро – вечер
30.   Яблоко - вишня
 
В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Анализ результата:
23-30 сравниваемых понятия - высокий уровень
18-23 сравниваемых понятия – норма
Менее 23 недостаточный уровень
Занятие № 4
Тема: Обобщение и отвлечение
Цели: Выявить уровень процессов обобщения и отвлечения
Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов. 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
Методика "Исключение понятий"
Цель: выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.
  Ход выполнения задания.
Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: "Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре".
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
 
 
Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:
- высокий - при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
- средний - при применении функционального уровня обобщения 1 (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
- низкий - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Занятие №5
Тема: умение классифицировать
Цели: Выявить уровень сформированности приема классификации у учащихся, побудить их к саморазвитию
Ребята посмотрите на доску, какой там беспорядок все разбросано. Необходимо каждую фигуру отнести к определенной группе, а поможет нам в этом прием классификация


Анализ:
Скорость и правильность выполнения задания сведетельствует об уровне сформированности процесса классификации
Методика «Четвертый лишний»
Цели: Выявление уровня сформированности приема классификации
Ход методики
зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
- книга, портфель, чемодан, кошелек; - печка, керосинка, свеча, электроплитка; - трамвай, автобус, трактор, троллейбус; - лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; - река, мост, озеро, море; - бабочка, линейка, карандаш, ластик; - добрый, ласковый, веселый, злой; - дедушка, учитель, папа, мама; - минута, секунда, час, вечер; - Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения; 7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.

Заключительный блок.
Занятие № 6
Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем мы занимались с вами на прошлых уроках.
Кто мне скажет, что такое логическое мышление? Каковы его компоненты? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? И что у вас вызывало трудности? Сейчас мы проверим ,чему же вы научились. Давайте поиграем.
Игра "Определи игрушку".
Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку
Игра "Какое что бывает?".
Цель: Формирование умения сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
Ход игры:
Учитель задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Ситуативные "данетки".
Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.
Например, объясните ситуацию: 1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил. 2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом. 3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?
Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.
Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.
Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.
Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).
Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок) 2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин) 3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка) 4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок) 5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин) 6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов) 7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты) 8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)
Ребята, вам понравилось то, чем мы занимались на занятиях?
Но все эти игры можно проводить не только в школе, но и дома с родителями, друзьями. Всем понравится и все будут довольны.


нђ Заголовок 115