Сборник упражнений по формированию устойчивых навыков чтения младших школьников




Сборник
упражнений по формированию устойчивых навыков чтения младших школьников


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Упражнения, развивающие беглость чтения 4
Пальчиковая гимнастика
Выработка правильного звукопроизношения
Таблицы для чтения
Ступеньки
Глазомер
Чтение текста через слово
Чтение пунктирно написанных слов
Упражнения, направленные на формирование
правильности чтения 15
2.1 Слова наоборот
2.2. Буквы заблудились
2.3. Буквенные пирамиды
2.4. Чтение второй половины слов
2.5. Поиск в тексте заданных слов
2.6. Тренировка  в чтении однокоренных слов разных частей речи
2.7. Развитие смысловой догадки
2.8. Чтение слов с перепутанными буквами
2.9. Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях
2.10. Чтение текстов с пропущенными словами
2.11. Чтение слов, развивающие правильную постановку ударения
2.12. Слов-омографы
3. Упражнения, направленные развитие понимания прочитанного
и выразительности чтения 19
3.1. Найди псевдослово
3.2. Поиск смысловых несуразиц
3.3. Найди противоположные слова»
3.4. Задание на вычитывание смыслов из одного предложения
3.5. Найди противоположные слова
3.6. Ералаш
3.7. Восполнение пропусков слов в предложении
3.8. Логические ударения
3.9. Паузы
3.10. Интонации, повышение и понижения голоса
3.11. Упражнения на повышение и понижение тона голоса
Литература 25


Введение
Без чтения невозможно получить знания. Нарушение чтения может не только препятствовать обучению, но и отрицательно влиять на формирование личности школьника. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение почитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование. Это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.
Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя:
Техническую сторону – это способ чтения, правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов.
Смысловую сторону – это выразительность и понимание прочитанного.
В соответствии с компонентами навыка чтения выделены три группы упражнений, которые формируют устойчивые навыки чтения младших школьников, которые представлены в данном сборнике.
Систематическое использование упражнений увеличивает беглость чтения, которая позволит учащимся читать тексты осознанно.





Упражнения, развивающие беглость чтения
Пальчиковая гимнастика

«Полянка»
Берём квадратный коврик «травка». Дети кладут его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змей проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать.

Упражнение с бусами
Собираются из 17 бусин бусы. Центральная бусина большего размера. Ребёнок берёт бусы за края и одновременно перебирая бусины, двигается к центу, а затем в обратную сторону.
Заяц и ёжик навстречу друг к другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
(Центральная бусина)
Встретились – и разбежались они.
Быстро бежали – поди, догони!
Не догонишь!

«Ладонь - кулак»
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая сжимается в кулак.
Один кулак одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!

Упражнение с мячом-ёжиком
Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
между ладоней
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
переброс мяча из руки в руку

«Горошки»
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох жёлтыми и зелёными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки
Руки держат все горошки.



Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И "идём" пальцами, как ножками, не отрывая "обувь" от поверхности стола, "шаркая". После каждого двустишия смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
смена рук
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
смена рук
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
смена рук
Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко.

Упражнение со счётными палочками
Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдёте вряд ли.
Клювом меряться пришли
Аисты и журавли.

«Горох и фасоль»
Делаем "сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластмассовые ведра (обрезанную канистру, 5-литровую бутылку) насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.
Горох
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль
(на дне "бассейна" прячем игрушки)
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне - игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

Выработка правильного звукопроизношения
Прочитать гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. АОУЫЭ,  ЯЁЮИЕ,  АЯОЁУЮЭЕЫИ АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С Ба-бя   бо-бё   бу-бю   бэ-бе   бы-би За-зя    зо-зё    зу-зю    зэ-зе    зы-зи Тра-тро-тру-три;           бра-бро-бру-бри

Прочитать ряд гласных с постановкой ударения на одной из них поочередно:
а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э

«Чтение согласных»
Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать согласные одного ряда. Количество прочитанных букв на одном выдохе отмечается:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
Прочитать согласный с каким-нибудь гласным, используя ту же таблицу. Например, один ученик читает с гласным [а], другой - с [о], третий - с [у].
Чистоговорки
[м] Ма-ма-ма – я сама. Мо-мо-мо – лук помой. Мы-мы-мы – ждем зимы. Ом-ом-ом – строим дом. Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Мо-мо-мо – мы идем в кино. Ма-ма-ма – все я делаю сама. Му-му-му – в руки букву я возьму. [л] Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Лу-лу-лу – бабушка дала пилу. Ли-ли-ли – папа строит корабли. Ле-ле-ле – он их строит на земле. [р] Ри-ри-ри – на орехи посмотри. Ро-ро-ро – у орехов есть ядро. Ра-ра-ра – за горой стоит гора. Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору. [п] По-по-по – песню пой. Пы-пы-пы – вытри пыль. Пу-пу-пу – летит пух. Уп-уп-уп – готовлю суп. [б] Бо-бо-бо – большой забор. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Ба-ба-ба – бежит кабан.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
  Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
  Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
  Дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
       потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
       не нужна уже труба.
[т] Та-та-та – поймай кота. Ту-ту-ту – поет петух. То-то-то – поем батон. Ят-ят-ят – птички летят. [д] Ду-ду-ду – домой пойду. Ды-ды-ды – попей воды. Да-да-да – пойду сюда. [н] Но-но-но – у нас темно. На-на-на – стоит стена. Ны-ны-ны – идут слоны. Он-он-он – возьми бидон. На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна. Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни. На-на-на, ни-ни-ни. [в] Ву-ву-ву – лови сову. Во-во-во – воет волк. Вы-вы-вы – бегут львы. [ф] Аф-аф-аф – купили шарф. Уф-уф-уф – сядь на пуф. Оф-оф-оф – поймали сов. [к] Ко-ко-ко – рот далеко. Ка-ка-ка – дай молока. Ку-ку-ку – лежи на боку. Ок-ок-ок – беги со всех ног. [г] Га-га-га – у козы рога. Гу-гу-гу – по лугу бегу. Го-го-го – стоит вагон. [х] Ха-ха-ха – поймал петуха. Хо-хо-хо – идет Пахом. Хи-хи-хи – поел ухи. Ух-ух-ух – летит пух. [с] Са-са-са, са-са-са –
У сосны стоит лиса, Си-си-си, си-си-си –
Мы едем мимо на такси.
Са-са-са, са-са-са –
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са –
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са –
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са –
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са –
У Оксаны колбаса.
Са-са-са, са-са-са –
Саня сам писал: "Лиса".
[з] За-за-за – на лугу стоит коза. Зу-зу-зу – мы увидели козу. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой. [ш] Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши? Шу-шу-шу, шу-шу-шу Я письмо тебе пишу. Ша-ша-ша, ша-ша-ша И пишу я не спеша. Шо-шо-шо, шо-шо-шо У меня все хорошо. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Мама нянчит малыша. Шо-шо-шо, шо-шо-шо Помогаю с малышом. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Забочусь о малыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши У тебя как – напиши. Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша. Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо. Ши-ши-ши – ее любят малыши. Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу. [щ] Ща-ща-ща, ща-ща-ща Дождь идет – я без плаща. Ще-ще-ще, ще-ще-ще Нет дождя, а я в плаще. Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Ты иди, меня ищи! Щу-щу-щу, щу-щу-щу Вот теперь-то отыщу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща Нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Приготовим-ка мы щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ Не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу Я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща Брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи Поедим сначала щи. [ж] Жу-жу-жу, жу-жу-жу Как-то еж пришел к ужу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ужаток покажи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ежами не дружу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Еж уходит от ужа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Не страшны совсем моржи. Жа-жа-жа – видели в лесу ежа. Жу-жу-жу – спели песню мы ежу. Жи-жи-жи – нас услышали ужи. Же-же-же – приползли ужи к меже. [ч] Чо-чо-чо, чо-чо-чо У меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Раз болит – иди к врачу. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча Буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи Помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Коли так, пойду к врачу. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Посадили алычу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча И вот поспела алыча. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Собираем алычу. Чо-чо-чо, чо-чо-чо Подставляй свое плечо. Чи-чи-чи, чи-чи-чи Сварили сок из алычи. Ча-ча-ча, ча-ча-ча Всем так полезна алыча. Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча. Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу. Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи. Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

е, ё, ю, я
Я-я-я, я-я-я
Все умею делать я.
Е-е-е, е-е-е
Помогаю всем в моей семье.
Ю-ю-ю, ю-ю-ю
Вместе с мамой куклам шью.
Ё-ё-ё, ё-ё-ё
Глажу с бабушкой бельё.
Ю-ю-ю, ю-ю-ю
С папой песни я пою.
Я-я-я, я-я-я
С малышом гуляю я. Таблицы для чтения


а
о
у
э
ы
и
е
ё
ю
я

б
ба
бо
бу
бэ
бы
би
бе
бё
бю
бя

в
ва
во
ау
вэ
вы
ви
ве
вё
вю
вя

г
га
го
гу
гэ
гы
ги
ге
гё
гю
гя

д
да
до
ду
дэ
ды
ди
де
дё
дю
дя

ж
жа
жо
жу
жэ
-
жи
же
жё
жю
-

з
за
зо
зу
зэ
зы
зи
зе
зё
зю
зя

к
ка
ко
ку
-
-
ки
ке
кё
кю
кя

л
ла
ло
лу
-
лы
ли
ле
лё
лю
ля

м
ма
мо
му
мэ
мы
ми
ме
мё
мю
мя

н
на
но
ну
-
ны
ни
не
нё
ню
ня

п
па
по
пу
пэ
пы
пи
пе
пё
пю
пя

р
ра
ро
ру
рэ
ры
ри
ре
рё
рю
ря

с
са
со
су
-
сы
си
се
сё
сю
ся

т
та
то
ту
тэ
ты
ти
те
тё
тю
тя

ф
фа
фо
фу
-
фы
фи
фе
фё
фю
фя

х
ха
хо
ху
хэ
хы
хи
хе
хё
хю
хя

ц
ца
цо
цу
цэ
цы
ци
це
-
-
-

ч
ча
чо
чу
-
-
чи
че
чё
-
-

щ
ща
-
щу
-
-
щи
ще
щё
-
-

ш
ша
шо
шу
-
-
ши
ше
-
-
-


В слоговой таблице дугами обозначены слоги – слияния, галочкой выделены звуки вне слияния. Данный приём готовит учащихся к чтению слов сложной формы.

ала

ало

алу
алы

ола

оло

олу
олы

ила

ило

илу
илы

ула

уло

улу
улы

али

оли

или
ули



про

гор

пры

тиг

кос

кус

тик

ста

роп

рок

куст

рост

спро

крас

трос



"Ступеньки"
Учащимся предлагается составить как можно больше слов, начинающихся на данную букву, увеличивая количество букв в слове:
я, як, яма, язык, ягода, яблоко
м, ма, мак, мама, мадам, машина
у, ум, ухо, урок, умный

«Глазомер»
Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА

Чтение текста через слово
Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие в процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и способствует развитию глазодвигательной активности ребенка.

Чтение пунктирно написанных слов
Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний.























Упражнения, направленные на формирование правильности чтения

Упражнения, направленные на формирование правильного чтения вырабатывают внимание к слову и его частям
«Слова наоборот»
Учащиеся читают слова наоборот: ецнлос, ыдзёвз, анишам, оверед.

«Чтение зашумлённых слов»
дорога снег берёза звездочёт

«Буквы заблудились»
Учащиеся должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на своё место.
ЯБЛОНО БОРОСА
БАКАН ВОКЗАГ
ДОРОКА ДОРОЛА

«Буквенные пирамиды»
На доске записываем слоги или слова, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога или слова
постепенно увеличивается, и столбик слогов приобретает вид пирамиды.
Ученик должен "спуститься" с пирамиды или "взобраться" на нее: прочитать слоги сверху вниз или снизу вверх, фиксируя взгляд на вертикальной линии. Задание надо выполнить ритмично, без длительных остановок. Возможна групповая форма игры. Тогда дети читают хором.








Чтение второй половины слов
При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа.

Поиск в тексте заданных слов
Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов.

Тренировка  в чтении однокоренных слов разных частей речи
Неопытные чтецы часто «теряют» окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
Родина, родной, родимый, родитель, родить.
Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.
При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе.  В третий раз дети читают вслух. При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.



Развитие смысловой догадки
Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения. Чтение слов с пропущенными буквами. 
К. Ш. А С. Б. КА К. О. О. ИЛ К. Р. ВА С. Л. В. Й С. ОН Б. Г. М. Т В. Р. НА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

Чтение слов с перепутанными буквами
В начале работы слова с перепутанными буквами разгадывались с опорой на цифры: ФИТЛУ           ПИГАСО           ПАКТИ 3 5 1 4 2           3 6 5 2 1 4           3 2 4 1 5         Далее усложняется задание, не давая опоры на цифры.
Здесь лексическая тема задавалась заранее. Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях
Гроза.
Гроза надвига . Огромная лиловая ту медленно выплыва из-за ле . Сильный ветер загуд в выши .. . Дере забушева . . Крупные кап резко застуча по листь, но вот солн опять засия . Как всё засверка вокруг. Как пахнет земляни и гри .

Чтение текстов с пропущенными словами
Над городом повисли снеговые . Вечером началась . Снег повалил большими . Холодный ветер выл, как дикий. На конце пустынной и глухой вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и  ей идти.

Чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением развивают правильную постановку ударения

кусок
корка
платок
пироги
винтовка

пирог
вилка
крючок
сапоги
таблетка

носок
карта
значок
петухи
конфетка


Чтение и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов-омографов)
пили – пили
стрелки – стрелки
плачу плачу
ношу – ношу

вина – вина
хлопок – хлопок
пекло пекло
полки – полки

мука – мука
кружки – кружки
замок – замок
атлас – атлас

бури бури
гвоздик гвоздик
графа графа
гроши гроши

еду еду
жаркое жаркое
дорог дорог
заводи заводи

печь – печь
знаком знаком
запах запах
здорово здорово

село – село
парить парить
паром паром
потом потом

полы полы
постели постели
белки белки
козлы козлы

ирис ирис
стоит стоит
целую целую
орган орган













Упражнения, направленные на развитие понимания прочитанного и выразительности чтения

«Найди псевдослово»
Прочитать слова, найти слова, не имеющие значения:
кот вы
дома осы
пенал ослик
каблук жирафы
коридор валикол
банжикос антилопа
перемена колокольчик

«Поиск смысловых несуразиц»
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку:
Ель - лиственное дерево.
Олег зимой собирает в лесу ягоды.
Над большим деревом была глубокая яма.
Задания на карточках
Прочитать и ответить на вопросы:
Собаку укусила оса. Кто кусался?
Мама зовет дочку домой. Кто дома?
Петю ударил Ваня. Кто драчун?

«Найди противоположные слова»
Из данных слов составить антонимические пары:
друг, зима, здоровье, плач, война, день, враг, болезнь, ночь, мир, смех, лето;
работа, болезнь, враги, скука, вред, здоровье, веселье, друзья, польза;
грубый, лживый, виноватый, правдивый, молодой, вежливый, правдивый, старый.


Задание на вычитывание смыслов из одного предложения
Он, вероятно бы, закричал, заплакал, но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила.
Отметьте только то, о чём говорится в этом предложении.
Весь класс собрался в поход.
Мальчик очень хотел пойти в поход.
Мама не хотела отпускать сына.
Мальчик был маленький, поэтому мама боялась его отпускать.
Мальчик думал, что мама его не отпустит.
Мальчик огорчился, что его не пустили в поход.
Сын готов был кричать, плакать, чтобы добиться своего и пойти в поход.
Вопреки его предположениям мама разрешила сыну пойти в поход.


«Ералаш»
Расставить слова стихотворения в нужном порядке:
Огурцы играют в прятки.
Малыши растут на грядке.
Дети дремлют под корягой.
Раки в цирк бегут ватагой.
Мушкетеры спят в овраге.
Поросята точат шпаги.
Волки плавают по дну.
Щуки воют на луну.


Восполнение пропусков слов в предложении
с подсказкой некоторых их букв
Здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.

Логические ударения
Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.







На доске записано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
На доске записано предложение:
«Сегодня учащиеся читали русскую народную сказку».
Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:
Когда читали учащиеся русскую народную сказку?
Кто читал сегодня русскую народную сказку?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью сказку читали учащиеся сегодня?

Паузы
Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
Мой старший брат Коля очень любит футбол.
Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился в школу.
Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился в школу.

Интонации, повышение и понижения голоса
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса
Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами выразительности. БЫСТРО - скороговорка.
2. Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;
3. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

«Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.


Произнеси стихотворные строки

С восхищением, громко:
У дедушки Дерева
Добрые руки –
Большие
Зелёные
Добрые руки
Как предупреждение, шёпотом:
В лесу есть ворота,
Филины и совы
Берегут засовы,
Так как в каждой щёлке
Видны злые волки.








Литература
Копытова Л.Н. Упражнения по развитию навыка чтения.// Начальная школа плюс до и после. – 2009 - № 11.
Максимук Н.Н. , «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004г
Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. – М.: Школьная Пресса, 2006
Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. – М.: Школьная Пресса, 2005
Сухина И.Г. "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" (М.: Новое знание, 1997. – 64 с.)
Юрченко Ю.А. Коррекционные упражнения при обучении чтению.// Начальная школа. – 2009 - № 7.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515



г. Нягань, 2012

Составила:
Кириллова С.А.,
учитель начальных классов

ка ша
ша лаш
мар ки
кош ка
мо роз
мор ковь




н а
с о
к и
л я
р у




Мы прочитали стихотворение Пушкина.
Мы прочитали стихотворение Пушкина.
Мы прочитали стихотворение Пушкина.
Мы прочитали стихотворение Пушкина.


Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.






*ђ Заголовок 1*ђ Заголовок 2*ђ Заголовок 3*ђ Заголовок 4*ђ Заголовок 5*ђ Заголовок 6*ђ Заголовок 7*ђ Заголовок 8*ђ Заголовок 915