НАКАЗАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ Материал вас научит, как любить своих детей


Наказание с любовьюХорошо известная притча предписывает родителям: «Не оставляй юноши без наказания…» (Пр. 23:13). Что такое наказание? Что означает этот отрывок Писания? Каковы ожидания Бога от родителей сегодня? Есть ли разница между увещеванием и наказанием? Какие цели преследует наказание? Как мы его применяем при воспитании? Когда приемлемо его применять? Как лучше наказывать ребенка? Приемлем ли сегодня тот тип наказания, который рекомендует Библия? Может ли наказание представлять собой жестокое обращение? Как можно узнать, было ли наказание ребенка слишком легким или тяжелым? Как мы можем примирить противоречивые советы родителей, друзей, средств массовой информации о наказании? [ больше акцент на увещевании, чем на физическом наказании. Приобретение учеников: наша родительская миссияНаша задача – помочь детям стать ответственными взрослыми, знающими Спасителя и полностью способными любить и служить Тому, который спас их Своей милостью. «Первая задача родителей - трудиться для спасения своих детей» (Воспитание детей, с. 549). Ученичество с любовьюДля того чтобы наши дети стали учениками Христа, крайне важно научить их любить (ср. Ин. 13:35). Любовь должна наполнять все аспекты нашей жизни с детьми. В наказании и дисциплинировании, как ни в каком другом аспекте воспитания, важно помнить нашу миссию и превосходство любви. Понимание и влияние на поведение детей«Он, стремящийся преобразовать человечество, должен был Сам понимать каждого человека» (Воспитание, с. 78). Многие годы формирование поведения ребенка связывалось в основном с подготовкой родителей. Слишком часто это приводило к тому, что ребенок уже не воспринимался как сложная личность, обладающая духовными, эмоциональными, интеллектуальными, социальными и физическими нуждами. Библейский же взгляд на человека – целостный, признающий динамичную связь между внешним поведением и внутренней жизнью человека. Изменения во внутренней жизни отражаются на внешнем поведении (ср. Лука 6:45). Наиважнейшая цель наказания направлена на развитие целостной личности, а не на изменение лишь ее поведения.  Ключевой вопрос заключается в следующем: о чем говорит поведение ребенка? Осознание того, что поведение ребенка целенаправленно и обусловлено его потребностями и внутренними проблемами, поможет взглянуть на поведение в правильном контексте и позволит нам более точно определить, какие именно воспитательные меры будут наиболее эффективными по отношению к этому ребенку.   Причины хорошего и плохого поведенияИногда поведение ребенка обусловлено неудовлетворенными физическими потребностями или его потребностями в любви, безопасности, чувстве родства и свободе от страха, беспокойства и одиночества. Приведите свои ожидания в соответствие с уровнем развития ребенка. Так называемое непослушание может на самом деле быть приемлемым для данного возраста. Чувствительность к развитию ребенка и хорошее обеспечение его физических, эмоциональных и социальных нужд, как правило, помогает справиться с непослушанием. Иногда поведение ребенка раздражает, доставляет неудобства или смущает нас. Напряжение, усталость, стресс, беспокойство, гнев, которые возникают у родителей и обычно не связаны с поведением ребенка, обычно отражаются на наших реакциях по отношению к нему. Ребенок не должен нести бремя или боль взрослых. Мы должны найти время, чтобы отдохнуть и успокоиться. Обсуждение поведения ребенка с супругом или супругой, другим родственником, другом или психологом может быть полезным. Наши собственные потребности могут влиять на наше восприятие и делать его субъективным. Плохое поведение ребенка может отражать динамику отношений в семейной системе, которые могут быть стрессовыми и порождать беспокойство. Эти глубинные процессы часто приводят к тому, что дети принимают на себя тяжелые, часто имеющие последствия на всю жизнь роли, чтобы помочь семье уладить конфликт и приобрести внутреннюю стабильность или равновесие. Улучшения в супружеских и семейных отношениях, скорее всего, положительно отразятся на поведении детей. Проконсультируйтесь с профессиональным семейным психологом для получения особой помощи в этой области. Объединение доброты и твердостиИсследованиями была установлена связь между поведением детей и стилем воспитания их родителей.  Каждый стиль воспитания нес определенные последствия в жизнь ребенка. «...Совершенно ясно, что наиболее выигрышный [среди стилей воспитания] – разумное сочетание контроля, восприимчивости и любви – авторитетный стиль воспитания» 4 3 01 2 0Модель третья – авторитетность.АвторитарностьРавнодушиеД и с ц и п л и н апониманиеВседозволенностьАвторитетность
В доме, в котором руководствуются принципами доброты и твердости, присутствует встроенный механизм исправления. С двумя идущими рука об руку принципами справедливости и милосердия в действии (ср. Воспитание детей, с. 261, 262), исправление – продолжающийся, всеобъемлющий процесс, после которого потребуется мало или вообще не потребуется никаких дополнительных особых «исправительных мер».   Наказание: необходимо осторожное обращение с трудными желаниями Человеческая природа ребенка Дети драгоценны Акт посвященной любви Формы наказания: Вербальная Эмпирический Эмпирический. Человек наказывается благодаря несению последствий своего выбора (Лк. 15:11‑32).  Помогите ему увидеть, что все движется по законам и что непослушание в итоге приводит к бедствию и страданию. Когда Бог говорит: "Не будешь", то это, любя нас, Он предупреждает о последствиях непослушания, чтобы предостеречь нас от несчастья и потери. (Воспитание, с. 287)  Естественные последствия. Последствия могут подразделяться на две категории: естественные и логические (Dreikurs, 1964). Естественные последствия – это те последствия, которые приходят благодаря естественному ходу вещей, событий, которые можно ожидать, что произойдут, если не случиться какого-либо вмешательства извне (таблица 1). В том случае, если естественные последствия будут эффективны, в обязанности родителя входит (1) поставить ребенка в известность о последствиях, (2) дать ребенку свободу выбора и (3) уберечь ребенка от таких ситуаций, при которых, сделав, неправильный выбор, ребенок понесет слишком тяжелые последствия – его безопасность будет под угрозой или будет нанесен неоправданный вред здоровью. Например, ответственный родитель не позволит ребенку испытать последствия игры на улице с сильным автомобильным движением. Не запугивайте ребенка, это делает опыт выбора больше похожим на наказание. Если родитель не может доверить ребенку принятие решения, тогда преимущества эмпирического метода не будут иметь своей силы.   Логические последствия. В ситуациях, при которых естественные последствия неприемлемы, должны быть найдены разумные альтернативы – например, логические последствия (таблица 2).   Не избегайте последствий. При эмпирическом наказании ребенок учится благодаря естественному и логическому порядку вещей устанавливать причинно-следственные связи и в соответствии с этим строить свое поведение. Такой процесс, бесспорно, причинит ребенку определенную боль. Именно тогда родители должны оказать ему поддержку, а не испортить выученный урок. Не причиняйте ребенку еще большие страдания словами: «Я же тебе говорил!». Не облегчайте страдания ребенка, защищая его от последствий. Переживание последствий ребенком происходит в окружении родительской любви. Наказание никогда не должно приводить к потере взаимоотношений Физический.Физическое наказание детей, в той форме, в которой оно обычно практикуется, может закончиться внешним послушанием, но часто вызывает враждебные эмоции в ребенке. Предупреждение Христа не обижать «малых сих» (Мк. 9:42) и наставление Павла «Отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф. 6:4) является советом родителям, чтобы они избегали такого обращения с детьми, которое создает эмоциональные проблемы. «Розгой» (евр. шебет) называлась палка или пастушечий посох (Лев. 27:32; Пс.22:4; Мих.7:14). Некоторые ссылки на шебет носят метафорический характер и означают жесткую дисциплину Потенциально жестокое обращение.Такое наказание должно быть последним средством, после более мягких мер наказания, которые не помогли. Оно должно совершаться в любви, после того, как родитель помолится и освободится от гнева«Порка может стать необходимой, если не действуют другие меры, однако не следует использовать розгу, если этого можно избежать. Но коль скоро более мягкие меры не помогают, нужно применить наказание, которое приведет ребенка в чувство, и сделать это надо в любви. Часто одного такого наказания бывает достаточно на всю жизнь, чтобы ребенок понял: бразды правления находятся не в его руках» (Воспитание детей, с. 250). Принципы по применению наказанийСначала удостоверьтесь в том, что ребенку были в доступной форме объяснены правила.Вашим мотивом должна быть помощь ребенку, а не вымещение своего гнева. Молитесь самостоятельно и с ребенком. Наказывайте наедине. Принимайте во внимание индивидуальность ребенка. Защищайте волю ребенка. Сразу же прощайте и давайте еще один шанс. Заключение Наказание – деликатный процесс. Спешка, чрезмерная реакция, бурные эмоции усложняют процесс. Часто в наших детях повторяется то, что прочно укоренилось в нас и было заложено в нашем родительском доме. Это та область, в которой требуется наш собственный рост. «Сами будьте такими, какими хотите видеть своих детей» - писала Елена Уайт (Воспитание детей, с. 278). Когда они видят, как мы готовы принимать упреки за свои ошибки, с благодарностью принимать, когда нужно, замечания, это оставляет в них глубокий след; мы предлагаем им положительный пример, который намного дольше сохранится в памяти, чем наши слова.