ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА «Приготовление бутербродов».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА «Приготовление бутербродов».
Разработал: учитель технологии
МБОУ «Туйметкинская ООШ»
Черемшанского района РТ
Муртазина Разиня МавлютовнаТема урока: «Приготовление бутербродов».
Класс 5
Тема модуля: «Технология приготовления пищи».
Тема раздела: «Технология приготовления пищи».
1.Дидактическое обоснование урока.
Цели урока:
•образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба и воды в питании человека ; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску .
•развивающая- развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
•воспитательная – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
•Профориентационная - обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара.
2. Методическое оснащение урока.
1. Материально-техническая база:
•кабинет технологии;
•компьютер, экран, мультимедиа проектор,
•набор кулинарных инструментов и приспособлений;
•посуда, продукты;
•скатерти, салфетки;
2. Дидактическое обеспечение:
•учебник ''Технология –5-й кл.'';
•рабочая тетрадь;
oтехнологическая карта
•объект труда: бутерброды
•материалы для контроля знаний и умений:
-карточка тест, карточка “Оценочный лист”.
Методы обучения: объяснительно- наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Средства обучения: компьютерная презентация “Приготовление бутербродов”
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
•фронтальная;
•индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент.
•проверка явки учащихся;
•проверка готовности к уроку и рабочей одежды;
•настрой учащихся на работу;
•раздать технологические карты;
•доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1.Какие питательные вещества для организма человека?
2.В каких продуктах содержатся белки, каково их значение для организма человека?
3.Почему в пищу должны употреблять жиры животного и растительного происхождения?
4.В чем заключается роль витаминов для организма человека?
3. Изложение нового материала.
3.1.Сообщение познавательных сведений.
Слово “бутерброд” - немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”.. По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному учёному для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.
Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
В Дании, например, насчитывают до двухсот различных видов бутербродов. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. В датских магазинах вы можете купить себе любой из этих двухсот бутербродов
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
Бутербродам можно придать разнообразную форму круглую, овальную, треугольную, квадратную, ромбическую. Бутерброды вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много в времени, они удобны для питания как в домашних условиях ,так и в дороге. Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье. Существует много различных видов бутербродов. По технологии приготовления бутерброды бывают холодными и горячими. По месту расположения начинки и форме различают бутерброды открытые, закрытые, комбинированные и закусочные (канапе).
Какие вы знаете бутерброды? Давайте, более подробно классифицируем бутерброды.
Классификация бутербродов
В зависимости от температуры подачи бутерброды бывают:
горячие,
холодные
В зависимости от вкусового качества продуктов: бутерброды бывают
сладкие,
соленые
В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают
открытые
Открытые бутерброды. Они могут быть простыми и сложными. Простые бутерброды готовят из одного вида продукта, например бутерброд с маслом, колбасой, сыром и т.д..Закрытые-сложные (сандвич)
Сложные бутерброды готовят с несколькими видами продуктов, хорошо сочетающимися по вкусу и цвету.
Закусочные бутерброды(сэндвичи). Сэндвичи используют при обслуживании пассажиров на транспорте, посетителей мест отдыха и т.д .Их готовят на мелких булочках (массой до 40 г) или помещают продукты между двумя кусочками хлеба. Закусочные бутерброды..!!!! Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.
Канапе- это разновидность закусочных бутербродов маленького размера, состоящих из нескольких слоев. Их готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, брынзы, плавленых сырков, яиц, сваренных вкрутую, сельди, различных паштетов и паст, овощей и т.д. Канапе могут быть и сладкими: с джемом, вареньем, фруктами и ягодами. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др . Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу.
Канапе подают на коктейль - вечере к столу “а ля фуршет”, как закуску перед обедом.
Особенности приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Требования к качеству готовых бутербродов
Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит. Можно приготовить «веселые» бутерброды.После объяснения провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.
1.Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
2.Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
Прорабатывается технологическая карта:
•обратить внимание на правила приготовления бутербродов(о них рассказывает девочка-технолог);
•дать рекомендации относительно использования технологических карт.
3. Практическая работа “Приготовление бутербродов” проводится по технологической карте.
3.1. Текущий инструктаж по технике безопасности.
3.2. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:
•за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
•за организацией рабочего места;
•за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;
•за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
•за трудовой дисциплиной.
3.3. За 5 минут до конца практической работы провести заключительный инструктаж:
•показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;
•предложить детям пофантазировать и придумать свой вариант украшения бутербродов и подготовить блюдо к подаче на стол.
3.4. После приготовления блюда учениками и уборки рабочего места (с которыми проведена предварительная работа) объясняют с использованием плаката “Сервировка стола к завтраку”, как правильно накрыть стол и оформить его; показывают сервировку на одного человека.
4. Контроль знаний и умений.
По окончанию выполнения практической работы заполняют карточку-тест.
Карточка-тест
ФИ_______________________________
Название бутерброда_______________________________
Определить вид бутерброда (подчеркнуть):
1. Горячий, холодный
2. сладкий, солённый3. открытый, закрытый
4. простой, сложный
5. относится к канапе, не относится к канапе
5. Подведение итогов.
Заполнение карточка- теста
Выставление оценок.
6. Домашнее задание: приготовить самые необычные бутерброды
Используемая литература.
Учебник “Технология”. Под редакцией Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007
Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство “Учитель”, 2009
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/Бутерброд;
volshebnaya-eda.ru/.../vidy-buterbrodov;
картинки по запросу бутерброд;
festival.1september.ru/articles/518452
Самоанализ открытого урока по теме:
"Приготовление бутербродов"
Учитель технологии: Муртазина Разиня МавлютовнаУрок проводился в пятом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 45мин. В классе 7 учеников
Основная цель данного урока была направлена на решение задач личностного развития учащихся. В начальной школе дети были ознакомлены с приготовлением простого вида бутерброда , то в пятом классе тема приготовление бутерброда мной была продолжена при изучение модуля по теме: «Технология приготовления пищи».
Цели урока:
•образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба и воды в питании человека ; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску .
•развивающая- развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
•воспитательная – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, технологическую дисциплину, этикет.
•Профориентационная - обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара
Планировала работу учениц на уроке с проявлением следующих качеств:
1.активность
2.ответственность
3.самоконтроль
4.умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию
5.стремление к взаимопониманию.
На уроке была создана личностно – ориентированная ситуация, соответствующая личностному опыту в сфере, в которой мог бы реализовать себя ученик.
Мной были использованы технологии:
1.личностно - ориентированного обучения
2.система диалога
3.игровая
4.практическая
5.ИКТ (информационно компьютерная технология, презентация)
Тип урока : . изучение и закрепление новых знаний. Формы работы : индивидуальная, фронтальная.
Принципы обучения : наглядность, доступность, оптимальное сочетание методов и форм обучения.
Методы обучения: объяснительно –иллюстративный, наглядно- образный, метод проблемного изложения, метод погружения в материал.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь ,учебник, набор кулинарных инструментов и приспособлений; посуда, продукты; скатерти, салфетки;
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, презентация “Приготовление бутербродов”
На уроке сформировалась атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств учениц. Урок проводила с желанием, учитывая настроение и работоспособность детей.