Конспект урока на тему Географическое положение и история исследования Южной Америки


Тема: Географическое положение Южной Америки. Океаны у берегов материка. История открытия.
Цель: Определить географическое положение материка, познакомить со сведениями об открытии материка.
Задачи: 1) Образовательные – изучить географическое положение и береговую линию материка.
- объяснить особенности природы.
2) Развивающие – продолжить развитие умения определять географическое положение материка.
- продолжить формировать умения работать с контурными картами , атласом, картой.
- развить творческие способности учащихся.
3) Воспитательные – расширить географический кругозор, самостоятельность, сотрудничество.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, словесный, частично- поисковый.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта мира, Физическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, портреты путешественников, кабинет оснащен современной техникой, Интерактивная доска, видео-слайды, видео-фильм «Водопад Игуасу».
Ход урока.

·. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы и цели, этапы урока.
Предлагается вспомнить план изучения материков.
II. Опрос домашнего задания.
Краткий устный опрос:
Географическое положение материков южного полушария.
Рельеф. Сходства и различия материков.
III. Изучение нового материала.
Итак, переходим к изучению новой темы.
Слайд 1.
Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным поплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов,
И контраст природы ощутим,
Если очень сильно захотим.

Запишите тему и число в тетрадь.
По очертаниям Южная Америка похожа на огромный материк, суживающийся к югу, или как утверждают, многие географы похож на гроздь винограда, который висит на Панамском перешейке.
Южная Америка:
– самый влажный материк;  – расположена самая длинная горная цепь на суше;  – на материке протекает много полноводных рек;  – своими очертаниями материк похож на огромную гроздь винограда.
Географическое положение:
По величине занимает четвертое место среди всех континентов Земли после Евразии, Африки Северной Америки.
Южная Америка является самым влажным материком.
Слайд 2.
S без о-ов =18,13 млн. кмІ
S с о-вами = 18,28 млн. кмІ

Крайние точки: Северная – мыс Гальинас 12°с.ш. 72°з.д.
Южная – мыс Фроуард 54°ю.ш. 72°з.д.
Восточная – мыс Кабу-Бранку 6°ю.ш. 35°з.д.
Западная – мыс Париньяс 4°ю.ш. 82°з.д.
Учащиеся выполняют практическую работу на контурной карте 3-5 мин.
Омывается Тихим и Атлантическим океаном, подписать на контурной карте.
Береговая линия слабо изрезана, только на юге много островов. Берега в основном ровные, прямые. Только на юго-западе побережья материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами) и здесь много мелких островов, проливов на восточном побережье – заливы в устьях рек самый большой Ла-Плата, Огненная земля, Фолклендские острова, Малые Антильские острова и другие, малые по площади острова.

Географическое положение Южной Америки:
Определите по карте, как расположена Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. – Экватор пересекает материк в северной части.  – Большая часть материка расположена в южном полушарии.  – Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии.  – Южный тропик пересекает материк почти посередине.  – Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Работа в тетрадях.
– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350км – Протяженность с запада на восток по экватору ~ 3650км.
Вывод: протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
(слайд 26) Используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк.
– Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.
Вывод: природа Южной Америки довольно разнообразна.
(слайд 27) Определите,  какие моря и океаны, омывают Южную Америку. Какой из океанов оказывает большое воздействие на материк? Какие течения есть у берегов материка.
– С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.
Информация для эрудитов: Карибское море 
Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.
Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
(слайд 28) Определите,  как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».
Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а  Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.
Каковы очертания материка
Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.  Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.
Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата
Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.
Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля.  Почему пролив получил такое название?  А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?  С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.
Южная Америка материк многих рекордов.
Анды – самые длинная горная цепь южной Америки и всего мира, в переводе означающие «Медь».
Гора Аконкагуа 6960 м. самая высокая вершина материка и южного полушария.
Пустыня Атакама – расположена на побережье Тихого океана.
Озеро Титикака – самое высокогорное озеро материка.
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира 1054 м, на реке Чурун низвергается с плосковершинного уступа известной под названием «Дьявольская гора», открыл водопад американец Джеймс Эйнджела в 1937 году.
Комплекс водопадов Игуасу на реке Игуасу, на границе Аргентины и Бразилии.
Вода ниспадает с высоты 80 метров на протяжении 2,7 км. насчитывается 275 водопадов. Водопад Игуасу входит в национальный парк и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. (Демонстрация фильма «водопад Игуасу»)
Река Амазонка – самая полноводная река мира.6437 км. Длина образована при слиянии двух рек Мараньон и Укаяли, площадь бассейна реки почти равна площади всей Австралии, здесь и расположена самая большая низменность Амазонская.
Эти самые, самые вопросы встречаются в вопросах по ЕНТ.
История открытия и исследования.
Заслушиваются небольшие сообщения об истории открытия и исследования материка.
Слайды 5.
Христофор Колумб – 1492-1498 гг. открытие континента.
Сообщение  
   Рассказы путешественников  о  далёких   странах Востока,  о богатстве  и  роскоши   Индии  побудили  у  Христофора   Колумба идею   плыть   из  Европы   в  Индию  не   на  восток вокруг   Африки, а  на  запад    через   океан  и  достичь  Индии  с  другой   стороны. Он долгое   время  собирал   данные  для  подкрепления   своего   великого   замысла: много  читал,  изучал  карты.  Христофор   Колумб  был   опытным   моряком,  талантливым   организатором.  Свои   путешествия   Колумб   начинал  от  берегов  Испании, т.к.  ему удалось  убедить   испанских   королей снарядить   экспедицию.  
   С  невероятным  трудом он  собрал   команду и  3  августа  в  плавание  вышли  3  корабля.  11  октября  в  10   часов   вечера  корабли  достигли   островов   Центральной  Америки.  Колумб   был уверен,  что  нашёл   путь  в  Индию. С  его  лёгкой  руки  туземцев, которые  жили  на  этих  островах,   стали  называть   индейцами.  Всюду  испанцев   поражала  тропическая растительность  и  Колумб  впервые   увидел   культурные  растения – табак  и картофель. Один  из  кораблей  сел  на  мель   и  потерпел   крушение, а  два   оставшихся  корабля возвратились  в  Испанию.  Через  полгода  была  организована   вторая  экспедиция,  открытия   которой  были  незначительны.  И  после   долгих   унизительных  хлопот ему  удалось  снарядить   корабли   для  третьего   плавания.  Но  когда  он  прибыл  на  острова,  королева  Испании  испугалась,  что  Колумб   будет   правителем   островов,  прислала  уполномоченных  людей,  которые   заковали   Колумба  в  кандалы   и  отправили   в  Испанию.  Два  года  пришлось   Колумбу  доказывать свою  невиновность.
Лишь   в  1502  году  он  отправился  в  своё   четвёртое  плавание, которое  было  самым   неудачным,  после  которого  он  тяжело   заболел  и  умер.   Но  до  конца   жизни  он  был  уверен,  что  он  был  в Индии.
Но  мысль   о  том, что новые  земли, открытые Колумбом, не  западные  берега  Индии а  новая  часть   света,  впервые   была  высказана  итальянским   мореплавателем  Америго   Веспуччи,  в  честь  которого  был  назван   материк (1507г). Он  составил первые   описания  новых  земель,  которые  позже  были  названы  его  именем (слайд№5).

Америго Веспуччи - Исследование берегов Южной Америки.
Фернан Магеллан – В первом кругосветном путешествии проплыл у южных берегов материка и доказал связь между Тихим и Атлантическим океанами , пролив назван в честь него.
Александр Гумбольдт – Конец XVIIIв.- начало XIXв. – исследовал природу материка, горы Анды и реку Ориноко.
Александр Иванович Воейков – Изучил особенности климата материка.
Николай Иванович Вавилов – Собрал коллекцию семян культурных растений и доказал южноамериканское происхождение некоторых культурных растений (картофель, кукуруза, томаты).

VI. Закрепление.
Повторим главное, что мы сегодня изучили:
1. Южная Америка имеет площадь?
2. Южная Америка по площади занимает, какое место?
3. Как по отношению к экватору располагается?
4. Какими океанами омывается?
5. Какие самые длинные горы располагаются на земле?
6. Как называется самая полноводная река материка?
7. В исследовании материка большой вклад внесли исследователи?
8. Сделайте выводы о сходстве и различии материков Северной и Южной Америк.
V. Домашнее задание.
Параграф 37, читать и пересказывать, атласы и к\к.
VI. Итог урока, выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Итак, друзья, пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учится
И ни когда не унывать.