Урок по биологии на тему: Основные направления эволюции

Тема: Основные направления эволюции
Цель: Познакомить обучающихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом. Рассмотреть пути достижения биологического прогресса.
Задачи:
Образовательная: Знать определения понятий «биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Знать критерии прогресса и регресса. Знать пути достижения прогресса
Развивающая: Продолжить формирование умений выделять в изученном материале главное и существенное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить.
Воспитательная: Способствовать дальнейшему развитию интереса к научным знаниям.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, СД диск «КиМ. Уроки биологии 11 класс», набор таблиц для учащихся «Биологический прогресс и биологический регресс»

Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Запись на доске темы урока.
Изучение нового материала.
Биологический прогресс. Вступительное слово. Биология. Поурочные планы стр. 40.
Понятие Биологический прогресс и регресса.
Биологический прогресс – это направление эволюции, в ходе которого вид оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут.
Биологический регресс – это эволюционный упадок группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Признаки:
Увеличение численности особей данного таксона
Расширение ареала обитания
Появление соподчиненных систематический групп (популяции и подвидов внутри вида)
Признаки:
Уменьшение численности особей данного таксона
Сужение ареала обитания
Уменьшение численности соподчиненных систематический групп (популяция и подвидов внутри вида).


Биологический прогресс




-? Что называется ароморфозом? (Крупные эволюционные изменения, которые приводят к общему подъему уровня организации)
-Приведите примеры ароморфозов в растительном и животном мире?(появление семени у растений, 2 круга кровообращения, 3 камерное сердце у лягушки и.т.д.)
-Каково значение ароморфоза? (позволяет занимать принципиально новые местообитания, приводят к возникновению новых групп, видов и в конечном итоге к новому уровню организации)
-Дайте понятие идиоадаптация? (мелкие эволюционные изменения, благодаря которым организмы оказываются приспособленным к определенным условиям среды обитания)
-Чем идиоадаптация отличается от ароморфоза?(нет общего подъема уровня организации видов)
-Приведите пример идиоадаптации?(расселение покрытосеменных по Земле)
-Дайте понятие дегенерации? (эволюционное направление, сопровождающее упрощением организации)
-Приведите пример дегенерации.(утрата глаз у крота, исчезновение листьев, превращение листьев в колючки).
3.3. Биологическая стабилизация – это поддержание приспособленности организма на известном уровне. Организм изменяется в соответствии изменениям окружающей среды. Численность его не возрастает и не снижается.
3.4. Биологический регресс – понятие, примеры.
Что является причиной биологического регресса? (человеческая деятельность)
3.5. Лабораторная работа .
Цель выявлять ароморфозы и объяснять их значение.
Задание 1, 2.3,4 Проанализируйте таблицы. Сделайте вывод: какие крупные ароморфозы способствовали появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Раскройте эволюционное значение ароморфозов.
Вывод: Ароморфозы земноводных (3-х кам сердце, 2 круга кровообращения, частичное разделение артериальной и венозной крови, появление механизма легочного и кожного дыхания) дало возможность жить на суше, хотя для размножения им все еще необходима вода.
Ароморфозы пресмыкающихся ( появление перегородки в желудочке сердца, кот способствовала разделению потоков вен. и арт крови усложнение строение легких, легочное дыхание ; внутреннее оплодотворение, появление защитных зародышевых оболочек и большего кол-ва желтка в яйце.)позволили пресмыкающимся окончательно оторваться от воды и освоить сушу.
Ароморфозы птиц (4-х кам сердце с полным разделение крови, двойное дыхание) обеспечило ускорение обмена веществ, что привело к способности поддерживать постоянную температуру тела. Это дало птицам возможность меньше зависеть от окружающей среды, расширило ареал обитания и дало возможность освоить средуобитания.
Ароморфозы млекопитающих (4-х камер сердце, с полным разделением крови, альвеолярное дыхание) обеспечило ускорение обмена веществ, что привело к возможности постоянно поддерживать температуру тела. Внутренне развитие, вскармливание потомства обеспечило выживание и расселение потомства и дали возможность занять господствующее положение на Земле.

Общий вывод. В природе существует два эволюционных течение: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс возможен 3 путями: ароморфоз. Идиоадаптация, дегенерация. Причиной биологического регресса является человеческая деятельность.
Закрепление тест «Биологический прогресс и биологический регресс».
Подведение итогов. Д/З $ 4,12 стр. 251-254 вопрос 3












Задание1: Проанализируйте таблицы. Сделайте вывод: какие крупные ароморфозы способствовали появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Раскройте эволюционное значение ароморфозов.
Классы позвоночных животных
Особенности строение сердца
Количество кругов кровообращения
Смешение потоков венозной и артериальной крови

Рыбы





Земноводные





Пресмыкающиеся





Птицы





Млекопитающие





Варианты ответа
Четырехкамерное
Трехкамерное
Двухкамерное
Трехкамерное, перегородка в желудочке
Один
Два
Смешиваются
Полностью разделяются
Частично разделяются
Частично смешиваются


Задание2: Проанализируйте таблицы. Сделайте вывод: какие крупные ароморфозы способствовали появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Раскройте эволюционное значение ароморфозов.
Классы позвоночных животных
Температура тела
Интенсивность обмена веществ

Рыбы



Земноводные



Пресмыкающиеся



Птицы



Млекопитающие



Варианты ответа
Холоднокровные
Теплокровные
Высокая
Низкая
Зависит от температуры окружающей среды





Задание3: Проанализируйте таблицы. Сделайте вывод: какие крупные ароморфозы способствовали появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Раскройте эволюционное значение ароморфозов.

Классы позвоночных животных
Особенности дыхательной системы
Тип дыхания

Рыбы



Земноводные



Пресмыкающиеся



Птицы



Млекопитающие



Варианты ответа
Мешковидные легкие
Жабры
Мешковидные ячеистые легкие
Альвеолярные легкие
Альвеолярные легкие и воздушные мешки
Легочное
Жаберное
Двойное
Легочное, ротовое, кожное



Задание4: Проанализируйте таблицы. Сделайте вывод: какие крупные ароморфозы способствовали появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Раскройте эволюционное значение ароморфозов.
Классы позвоночных животных
Оплодотворение
Развитие потомства
Место развития зародыша

Рыбы




Земноводные





Пресмыкающиеся





Птицы





Млекопитающие





Варианты ответа
Наружное
Внутреннее
С метаморфозом
Без метаморфоза
Плацентарное
В воде
Внутриутробное
На суше в яйце




Идиоадаптация

дегенерация

Ароморфоз



15