Урок. Презентация. Урок чтения (обучения грамоте) «Буква Д, д». 1 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Шалакушская СОШ» п. Шалакуша
Технологическая карта урока
Класс 1
Учитель Мартемьянова Оксана Валериевна
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок чтения (обучение грамоте)
Тема урока: Звуки [д], [д`]. Буквы Д, д.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Общедидактическая цель: создать условия для усвоения и первичного закрепления звуков [д], [д'] и букв ДдЗадачи урока:
1) образовательные: познакомить со звуками [д], [д'] и буквами Д д,
упражнять в чтении слогов и слов с новой буквой
2) развивающие:
- создать условия для коррекции и развития пространственного восприятия через ориентацию на странице учебника, слухового внимания, памяти через использование различных упражнений,
- развивать фонематическое восприятие, уточнять и активизировать словарный запас,
- развивать мелкую моторику при конструировании печатной буквы,
3) воспитательные:
- воспитывать культуру учебного труда, культуру общения через работу в парах, через работу в группах
Структура урока:
I. Организационный момент.II. Подготовка к основному этапу:
мотивация и целеполагание
III. Основной этап.
знакомство со звуками [д], [д`], их характеристика
знакомство с печатными буквами Д, д (конструирование букв)
звуко - буквенный анализ слов
чтение слогов
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
парная
индивидуальная
групповая
Система контроля:
контроль учителя
взаимоконтроль
самоконтроль учащихся.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности
Оборудование:
проектор
презентация к уроку
Учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков / Академкнигазеркала
Конверты с элементами печатных букв
Схемы звуков («Звуковой пенал»)
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь соседу по парте.
II. Артикуляционная зарядка.
Чтение чистоговорок.
– Каждый урок чтения мы начинаем с артикуляционной зарядки (учитель читает чистоговорку, один из учеников повторяет за ним, затем чистоговорку повторяет весь класс):
Си-си-си – в водоёме караси.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ко-ко-ко – снесла курица яйцо.
Да-да-да – ой, холодная вода.
Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.
Проговаривание скороговорок.
- Вспомним, какие скороговорки вы знаете?
Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.
У сома усы, а у осы усики и т.д.
Повторите за мной слоговую дорожку:
Да-ду-диДе-до-дяДы-да-дё…
Какой звук встретился во всех слогах? Повторяют за учителем, садятся на свое место
Повторяют хором чистоговорки.
Вспоминают скороговорки
[д], [д']
II.Подготовка к основному этапу:
ЦелеполаганиеКак вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Откройте учебники и подтвердите нашу догадку. На какой странице мы будем работать?
Слайд 1
Чему мы научимся на уроке? Предполагают
Открывают учебник на странице 46-47
Будем изучать буквы Дд и звуки [д], [д'], читать слова с этими буквами, читать предложения.
III. Основной этап
1.Знакомство со звуками [д], [д`], их характеристика
Посмотрите на верхний левый рисунок. Что это?
Что такое дыня? Кто думает по-другому? Слайд 2 (дыня, как и арбуз – ягода)
Назовите первый звук в слове дыня.
Произнесите звук [д], он согласный или гласный?
Посмотрим в зеркало. Что происходит?
Приложите ладошку к горлышку. Что происходит?
Звук [д] твердый или мягкий?
Посмотрите на верхний правый рисунок? Кто это?
Назовите первый звук в слове Дина.
Дайте характеристику этому звуку:
- согласный или гласный?
- звонкий или глухой?
- мягкий или твердый?
Дыня
Ответы (овощ, фрукт)
[д]
Воздух встретил преграду, значит, согласный
Голос «дрожит», значит, звук [д] звонкий
Твердый
Девочка Дина
отвечают
2. Знакомство с печатными буквами Д, д (конструирование букв)
Динамическая пауза
Какой буквой обозначим звук [д] в слове дыня?
Какая буква нужна, чтобы записать слово Дина? Почему?
Рассмотрите в «Азбуке» буквы Дд.
На что похожа буква д?
Вот стоит, дымок пуская.
Буква Д – труба печная. Слайд 3.
О чем говорит пиктограмма слева от букв Дд?
Достаньте конверты. Будете работать парами.
Договоритесь, кто какую букву будет конструировать.
Проверьте друг у друга. Посмотрите, как справились с заданием другие пары.
Соберите элементы в конверты. Какой ряд быстрее справится?
Гимнастика для глаз.
Нарисуйте на доске глазками буквы Д заглавную,
На потолке – строчную. Буква дБольшая буква Вспоминают правило.
Будем конструировать печатные буквы ДдРабота в парах
Конструирование печатной буквы,
взаимоконт-
роль,
помощь друг другу.
Уборка
3. Первичное закрепление
Физкультминутка
(по мере необходимости)
Найдите в учебнике рисунок под пиктограммой.
Что увидели?
Сколько слогов в слове ДОМ? (прохлопаем) Сколько звуков в слове ДОМ? Сколько букв?
Назовите первый звук.
Дайте характеристику этому звуку.
Назовите 2 звук.
Какой он: гласный или согласный?
Назовите 3 звук.
Какой он?
Сколько звуков в слове ДОМ, сколько букв?
Посмотрите на рисунок справа от дома.
Что увидели? Откуда берется ДЫМ?
Составим схему слова ДЫМ.
Возьмите «Звуковые пеналы»
1 звук Д - Согласный, звонкий, твердый
2 звук Ы - гласный
3 звук М - Согласный, звонкий, твердый
Сколько звуков в слове ДЫМ, сколько букв?
Чем похожи слова ДОМ и ДЫМ?
Чем отличаются?
Посмотрите на рисунок справа. Кто это?
Сколько слогов?
Назовите первый звук.
Какой буквой обозначен этот звук?
Почему Большая буква?
Придумайте еще имена на букву ДРабота в парах. Составьте схему слова ДИМА
Проверка.
Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Ориентирование на странице
Дом
1, т.к. 1 гласный звук
3, 3, одинаково
[д]
Характеристика звука
[о]
Гласный, т.к…
[м]
Согласный, звонкий,твердый3
Индивидуальная работа с «пеналами»
3
Дима
2
[д']
Д
Имя мальчика
Придумывают
Работа в парах
4. Чтение слогов.
5. Составление слов. Игра «Прятки». Посмотрите на схемы внизу. Что будем читать?
Найдите схему, где гласный «подружился» с согласным.
Прочитайте слоги под этой схемой «шепотом»
Читаем слоги хором, четко проговаривая звуки
Обратите внимание на 2-ю схему. Кто расскажет, что она обозначает?
Прочитайте сами.
Громко прочитает …
Кто расскажет, что обозначает последняя схема?
Работа в группах. Впишите в клеточки ( по порядку) буквы названий того, что изображено на картинке).
1 группа: получилось слово «дома».
2 группа: получилось слово «дама».
3 группа: получилось слово «дело». Слоги
Жужжащее чтение
Хоровое чтение
АД,ОД,УД,ЭД,ЫД,ИД
Звук [д] «подружился» с гласными
Составляют слова.
IV.Итог урока
Рефлексия
– С какими звуками мы познакомились на уроке?
– Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.
Возьмите рисунок домика.
Кому было интересно, кто работал на уроке – раскрасьте домик ярким цветом.
Кто ничего нового на уроке не узнал, было неинтересно – чёрным цветом. Работают самостоятельно