«ФОРМЫ РАБОТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».


«ФОРМЫ РАБОТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Чтобы быть успешным в современном обществе, ребёнок должен обладать социальными умениями и навыками, устанавливать и поддерживать связь с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с ОВЗ является
повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно
только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Дети, растущие в специализированных учреждениях, с первых же дней
начинают отставать от своих сверстников. В силу тяжести
интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к
выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без
анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и
выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с
ограниченными возможностями в условиях образовательного учреждения
является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного
процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у
них жизненно необходимые навыки, чтобы , став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных
производственных условиях несложные трудовые операции и
ориентироваться в окружающем.
Образовательный процесс детей с ОВЗ организован с учетом
возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня
индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских
показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков,
доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и
увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.
Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных
творческих способностей детей в организации досуговой
деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на
фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).
В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со
специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог,
музыкальные работники, учитель физкультуры, компьютерного класса).
Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по
формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
Дети школы VIII вида- дети сложные. Анализ их жизнедеятельности показывает, что у них:
не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
есть трудности в общении с окружающими;
нет умения противостоять асоциальным явлениям.
Отмеченные особенности нацеливают на внесение необходимых педагогических корректив.
Не секрет, что школа для очень многих детей с ограниченными возможностями становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Мы говорим о формах работы, но что такое форма? Это структура, система организации чего-либо. Форма - это совокупность приемов и средств.
Основными типами форм воспитательной работы в общеобразовательных школах являются: воспитательные мероприятия, воспитательные дела и игры.
Формы воспитательной работы различают:
по времени подготовки - экспромт, предварительная подготовка
по способу организации - коллектив, группа, один человек.
по характеру включения в деятельность - обязательный, добровольный
по характеру взаимодействия коллектива с другими коллективами: «открытое», «закрытое».
Методические особенности форм помогают увидеть особый подход к их конструированию и разработке. Этот подход состоит в том, что конструирование идет от формы: выбирается известный вид (конкурс, путешествие, др.) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий.
Формы работы подразделяются на два типа: теоретические и практические.
Теоретические формы работы - это беседы, концерты, спектакли, просмотр видеофильмов, конкурсы, викторины и т.д. Они помогают через игру, игровые действия вырабатывать у детей способность к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, осуществлять подготовку к самостоятельной и ответственной деятельности.
Практические формы работы – это походы, экскурсии, различные акции, ярмарки, субботники, изготовление поделок. Здесь дети могут попробовать себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.
Для этого необходимо использование различных современных форм и методов работы, которые помогают детям незаметно входить в мир взрослых, адаптироваться в этом мире. Тем самым способствуют их успешной социализации в обществе, а также способствуют развитию таких детей.
Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.
Как пример, я предлагаю вам познакомиться со структурой моего проекта «В мире профессий». Цель проекта: 1.Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы 8 вида через совместную работу классного руководителя и родителей.
Задачи проекта:1.Подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения умственно отсталого ребёнка к выбору доступной для них профессии.
2.Подготовить буклеты для родителей и учащихся.
3.Провести анкетирование обучающихся.
4.Провести родительское собрание по проблеме профессиональной ориентации обучающихся на основе диагностических данных.
5.Разработать конспект интегрированного урока русского языка и домоводства по профориентации.
Были определены сроки и этапы реализации проекта, а также перечень основных мероприятий.
Ожидаемые результаты: В результате осуществления проекта все обучающиеся класса должны получить полную информацию о рабочих профессиях, обслуживающем труде и их значимости для общества, чтобы в будущем суметь спланировать своё профессиональное самоопределение адекватно своим возможностям.
В процессе работы над проектом учащиеся моего класса научились в информационном пространстве находить нужный материал, корректировать его. Но эти умения пришли не сразу.
В результате реализации проекта учащиеся получили знания:
- о возможности трудоустройства;
- о вариантах поиска работы;
- о перечне документов для трудоустройства;
Научились:
- оформлять необходимые документы.
Работая над проектом по профориентации, учащиеся получили более полные сведения о профессиях, о рынке труда нашего города и края, перспективы развития выбираемой профессии. Поняли, что выбор профессии должен быть правильным, это на всю жизнь.
Смысл проектной деятельности в том, что он помог связать обучение с жизнью, сформировал навыки исследовательской деятельности, развил познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества будут способствовать в дальнейшем успешному обучению детей. Поэтому, с полной уверенностью можно говорить о том, что применение проектной технологии на занятиях, способствует повышению качества не только образовательного, но и воспитательного процесса.
Результат моего проекта: создание уголка по профориентации «Мир профессий».
Работая таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации, повысить интерес учащихся к возможностям собственного заработка, что является главной целью работы школы-интерната.
Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у учащихся психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Актуальность профориентационной помощи воспитанникам очевидна. Для этого в классе продолжен курс бесед о разных профессиях, экскурсии, приглашение работников разных профессий, выпускников и т.п.
Таким образом, учащимся коррекционной школы необходима
квалифицированная и своевременная помощь при выборе профессии, и
этим профессионалом, помогающим и направляющим учащихся, неизменно
остается классный руководитель.
В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Вывод: Специальная (коррекционная) школа VIII вида должна дать такое образование , чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не боялся этого мира, а входил в него без страха, необходимо своевременно сформировать у него социально значимые умения и навыки. Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда вниз. И надо сделать всё для того, чтобы дети шли по лестнице успеха, а не провала. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решить, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социум.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2 VIII ВИДА Г. АБИНСКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ФОРМЫ РАБОТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Статья учителя русского языка и чтения
ГБОУ школы-интерната №2 г.Абинска
Краснодарского края
Оганесян Марии Владимировны

2015г.