Доклад по теме Реализация принципа метапредметности в процессе обучения.


Реализация принципа метапредметности в процессе обучения.
Установление ФГОСом новые требования к результатам обучения требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования.
Что такое метапредметность «мета» (за, над, через) значит всеобщее интегрирующее или универсальное знание и способы.
Метадеятельность - деятельность являющаяся «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом – строю, лечу, учу, пишу, проектирую. В предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной:
а) стратегически: мотив, цель, средство, результат, анализ;
б) исследовательски: факт, проблема, гипотеза;
в) проектирующе: замысел, реализация и т. д
Метазнания – знание о знании, о том, как оно устроено. Метазнания указывают на знания, касающиеся способов использования знаний.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы.
Метаумения – метаспособы, общеучебные, междисциплинарные, познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация)
Навыки переработки информации: умение отличать факты от мнений, видеть двусмысленность утверждения, логическое несоответствие.
-результативные умения: задавание вопросов, определение целей, планирование.
Вывод: Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности определяется уровнем развития личности.
Содержание образования
(Метапредметный уровень)
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний к целостному образному восприятию мира.
Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех предметов.
Метапредметность существует как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности которое обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
- развивающее обучение Эльконина - Давыдова
- мыследеятельность педагогика
- коммуникативная дидактика
- школа Щетинина
Метапредметный подход обеспечивает:
-целостность общекультурного и познавательного развития и саморазвития;
- преемственность всех ступеней образовательного процесса;
Вывод: Метапредметность в педагогике направлена на формирование теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
Как инновационную деятельность можно рассматривать метапредметные программы.
Можно выделить в качестве метапредметных методов следующее:
«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
В рамках метапредметности «Знак» у школьников формируется способность схематизации и выделения главного в материале. Это помогает в дальнейшем осознании использовать те графические изображения, которые они заучивали в рамках традиционных учебных предметов:
-химические формулы
-таблица с данными
-чертежи
-формулы изучаемых процессов.
За этими графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которые в них выражено. Поэтому исчезает необходимость заучивать большой объем учебного материала.
В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятиями как с особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в своем мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятиями на любом предметном материале.
В рамках метапредмета «Знание» хорошо изучать такие понятия как «государство», «город», «движение», «функция» и др.
Метапредмет «Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчетов.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.
В рамках Госстандарта в систему учебных действий включены:
-личностные результаты
-метапредметные результаты
- предметные результаты
Описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Метапредметные результаты ФГОСу
-уверенная ориентация в различных предметных областях;
-владение основными общеучебными умениями информационного характера
-информационным моделированием
- широкое использование средств ИКТ
-основы продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Все вышесказанное лишь – схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов.
В реальном процессе они наполняются личностным содержанием.