Выступление на тему Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №8












Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей



Подготовила:
учитель технологии
Трофимова М.Н.














г-к.Кисловодск


Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей

Л.С. Выгодский писал: “В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития  и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Работа с одаренными детьми по предмету «Технология» имеет свои определенные особенности.
Согласно теории Дж. Рензулли., одного из известных специалистов в области изучения одаренных детей, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости, а также в дополнение к этому знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Кроме этого я бы добавила огромную работоспособность и трудолюбие. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка праздника и т.д.) или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание.
Именно поэтому при выявлении одаренных детей по моему предмету я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету, ученице необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, которые всегда требуют огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля, самостоятельной внеурочной деятельности, саморегуляции и критической самооценки.
Привлекая одаренных детей уже в 5–7-х классах к внеклассной работе к изучению технологии, я вовлекаю их в творческую деятельность, помогаю детям преодолеть себя, формирую и развиваю у них умение планировать и анализировать свою деятельность. В основе функционирования системы внеклассной работы по технологии лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Из своего опыта работы могу отметить, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению технологии и выполнению творческих проектов. Одаренные дети – это особая группа учащихся. Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Другими проблемами являются: неприязнь к школе, индивидуализм, стремление к совершенству, постоянное ощущение неудовлетворенности, потребность во внимании взрослых и их положительной оценке своих способностей, гиперчувствительность, нетерпимость в решении проблем.
И.Е. Шишова говорит о следующих причинах проблем реализации способностей одаренных детей:
склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере, что обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
настрой одаренного ребенка на “поглощение” знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми.
Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками и формированием уверенности в своих силах.
Достижению этой цели на моем предмете способствуют следующие задачи:
- активизация творческой деятельности одаренных детей; - постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса девочек к предмету; - развитие способности и стремления к самообразованию; - сотрудничество учителя и ученицы в процессе обучения; - обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия одаренного ребенка; - формирование у учащихся системы технологических знаний, умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;
При обучении и воспитании одаренных детей я ориентируюсь на следующие дидактические принципы:
- принцип творчества и успеха; - принцип доверия и поддержки;
Методы и приемы обучения стараюсь подбирать так, чтобы они соответствовали таким требованиям, как:
- диалогичность; - направленность на поддержку индивидуального развития одаренного ребенка; - предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- творческое задание,
- проектный метод,
- создание проблемной ситуации,
- упражнения,
- самостоятельные практические работы,
- предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля:
- тестирование,
- дифференцированный опрос,
- самоконтроль,
- взаимоконтроль.
Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности учениц: конкурсы и олимпиады.
Основные цели и задачи олимпиады:
- повышение уровня и престижности технологического образования,
- развитие метода проектов как средства раскрытия творческого потенциала детей,
- привлечение школьников к выполнению социально значимых проектов,
- выявление и поощрение талантливых и способных учащихся.

Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной трудовой деятельности. Наш предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
За время работы в школе на собственном опыте убедилась, какими большими возможностями обладает предмет «технология» для развития у детей творческого начала, интереса к самостоятельной деятельности. На своих уроках я стараюсь научить девочек думать, анализировать, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. И всегда помню, что для возникновения познавательного мотива очень важны хорошие эмоции и эстетически красивое оформление урока. Уметь много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Созданное собственным разумом и изготовленное своими руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за  взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе, не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация,  получаемая на уроке, будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное  школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать  возникновению  у них ощущения, что о них заботятся.

Как заместитель директора по АХЧ и как учитель технологии стараюсь внести свой максимальный вклад в благоустройство нашей школы, в создание комфорта, уюта и красоты, благополучного окружения для того, чтобы дети с удовольствием шли в школу, видели и чувствовали, что здесь любят и заботятся о них.

Придя в школу, человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходится разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь. Все приведенные выше аспекты, по моему мнению, являются одной из ступенек к созданию условий, способствующих оптимальному развитию способностей одарённых детей.