Исследовательский проект по теме Формирование УУД на уроке ИЗО средствами интерактивных методик


ГОУ Педагогическая академия последипломного образования
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект
«Формирование УУД на уроке ИЗО
средствами интерактивных методик»
Кононенко Елена Владимировна
учитель ИЗО и МХК
МОУ гимназия «Пущино», г.Пущино
слушателя курсов повышения квалификации 2011-2012г.
Интерактивные методики преподавания предметов
«Искусства» и «Мировая художественная культура»
руководитель курсов
Ибрагимова Ольга Владимировна
к.п.н., доцент
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Универсальные учебные действия как составляющая фундаментального ядра образования………………………………………………………………………...3
Глава 2 . Интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства………………………………………………………………………………….6
Глава 3 . Особенности использования интерактивных методик в преподавании изобразительного искусства…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………..19

Введение
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым .
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Приоритетное направление образовательных стандартов в области формирования универсальных учебных действий определило тему исследовательского проекта.
Цель исследования: изучить влияние педагогических технологий и интерактивных методик на формирование УУД на уроках изобразительного искусства
Объект исследования: личность обучающегося
Предмет исследования: универсальные учебные действия учащихся

Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, осуществляется через использование интерактивных методик, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Глава 1. Универсальные учебные действия как составляющая фундаментального ядра образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности:
1)познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации;
-обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. HYPERLINK "http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=196:2011-03-09-22-36-56&catid=96:2011-03-07-19-57-30&Itemid=58" \l "_ftn1" Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Глава 2 . Интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства
Развивающее обучение связывают с интерактивными методиками, которые обеспечивают максимальную активность учащегося в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД).
Рассмотрим наиболее важные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД при изучении предмета «Искусство» в школе.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ученик создаёт уникальный рисунок (творческий продукт, произведение), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе изобразительного искусства обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
В процессе формирования УУД учитель :
- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекает к открытию новых знаний;
- обучает приемам работы в группах;
- обучает самопроверке;
- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,
-учит ставить цели и искать пути их достижения,
-учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем,
- учит планировать работу и досуг.
- анализирует конфликты и находит пути их решения;
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.
УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.
ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых . Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде .
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования.
Для учащихся могут быть предложены следующие темы проектов: «Музыка и литература в залах картинной галереи», «Народная одежда-образ мира», «Роль художественных народных промыслов в современной жизни» и др.
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях «рациональные зёрна», используя их, строить решения.
Технология коллективного взаимообучения (КСО) разработана А.Г.Ривиным.
Методики имеют различные названия: «организованный диалог», «коллективный способ обучения».
В результате КСО совершенствуются навыки логического мышления и понимания; мобилизация и актуализация опыта и знаний; повышается ответственность за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.
На уроках изобразительного искусства учащиеся 5 – 6-х классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Просвещение-МЕДИА», «МедиаХауз», «Новый диск» и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.
Учащиеся 7 – 8-е классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии «Кирилла и Мефодия», «Большую Советскую Энциклопедию» на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.
Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся.

Глава 3 . Особенности использования интерактивных методик в преподавании изобразительного искусства
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
В качестве конкретного примера реализации новых образовательных стандартов на уроках ИЗО в начальной школе представлены конспекты уроков по программе Б.М. Неменского.
Класс: 4
Четверть: III
Тема: «Средневековый город»
Вид урока: комбинированный
Форма работы: работа в группах
Цель: Формирование и развитие у учащихся знаний о средневековом городе, архитектуре, костюме, жизни и деятельности людей в средние века.
Задачи:
Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: “Средневековый город”.
Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.
Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.
Воспитывать интерес к культуре эпохи Средневековья.
Формировать чувство коллективизма, ответственности, доброжелательное отношение в группе.
Используемые технологии:
ИКТ, личностно-ориентированные, разноуровневое обучение, , игровые
Оборудование для учителя: фрагмент фильма «Город мастеров», презентация «Загадка о ремеслах», рисунки средневековых костюмов, фото архитектуры романского и готического стиля, аудиозапись (шум волн), средневековая музыка; презентация: корабль, средневековый город (слайд 1), ярмарка средневековья (слайд 2), мастерская (слайд 3); кроссворд «средневековый город», заготовки для коллективного панно:  силуэты средневековых зданий, фигурки ремесленников в костюмах, эмблемы цехов.
Оборудование для учащихся: клей, краски, фломастеры, карандаши, бумага, картон, ножницы.
План - конспект урока.
1.Организационный момент. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по средневековому городу. В путь мы снарядили корабль. Чтобы совершить путешествие на корабле необходимо выполнять разные задания.
2. Игра-путешествие.
Задание 1. Соотнести стихотворные строки с памятниками архитектуры средневековья. Назвать к какому стилю архитектуры они относятся: готический или романский (фото Собора Парижской Богоматери и церковь Нотр-Дам ля Гранд)
Но выдает себя снаружи тайный план И свод, как череп изнутри,
Здесь позаботилась подпружных арок сила, Вздымал надбровницы и дуги,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого воздействует таран.
(О.Мондельштам) Лишь щеки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы-ангелы в раю.
(Н.Некрасов)
Аудиозапись шум моря. Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (купец). Купец отправляется на ярмарку, но чтобы городские ворота открылись, нужно отгадать кроссворд
Задание 2. Кроссворд «Средневековый город»
г о т и к а
р о з а р а т у ш а
с о б о р ф е о д а л По горизонтали.
1.Художественный стиль средневекового искусства (готика).
2.Окно круглой формы в готических постройках (роза).
3.Здание городского самоуправления в средневековом городе (ратуша).
4.Центральный городской храм (собор).
5.В Средние века - крупный землевладелец (феодал).
Учитель: Путешествие по улицам города(слайды презентации). Город окружен несколькими кольцами стен. Стены укреплены башнями. Вокруг города ров. Улицы очень узкие. На городской площади есть фонтан. Центром города является городской собор. Есть ратуша - здание городского самоуправления. В ней располагается городская тюрьма и казна. Дома в городе не имеют номеров, их заменяют эмблемы- знаки ремесленных цехов. Давайте зайдём в цех.
Ремесленник: (ученик). У каждого ремесленного цеха своя эмблема. На ней изображались основные изделия мастеров и инструменты ремесла.
Задание 3. Угадать какому ремесленному цеху принадлежит эмблема (презентация).
3.Игровой момент. Хоровод с элементами средневекового фольклора.
Пошёл дракон по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу:
«Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И весело потопаем, потопаем, потопаем…»
4.Самостоятельная работа учащихся. Демонстрация фрагмента фильма «Город мастеров». Деление класса на группы. Выполнение индивидуальных разноуровневых заданий.
1 группа- архитекторы (конструирование средневековых зданий :собор, ратуша, ворота, жилые постройки из бумаги)
2 группа- горожане (фигуры горожан в костюмах)
3 группа – ремесленники (эмблемы цехов)
На коллективное панно «Средневековый город» дети приклеивают городскую архитектуру, силуэты горожан в костюмах, эмблемы цехов, выполненные на предыдущих уроках. Звучит средневековая музыка.
5.Рефлексия: Вам нравиться коллективное панно? Поаплодируйте себе.
6. Итог урока.
Анализ и оценка работы учащихся в группах. Дети ставят друг другу оценки.
Класс: 2
Четверть: III
Тема: Рисование животных. «Кошка-творение природы»
Вид урока: игра -путешествие
Цели: Формировать навыки рисования фигуры животных по памяти и представлению.
Задачи:
1)Знакомить учащихся с историей появления кошек, с особенностями их поведения, повадками, с многообразием пород, образом жизни.
2)Учить детей передавать внешний облик кошки с помощью нетрадиционной техники; соблюдать пропорции и особенности конструктивно-анатомического строения.
3)Развивать графические умения и навыки, творческое воображение.
4)Расширить представления детей о кошке, как объекте, вдохновившем писателей, поэтов, художников, музыкантов на создание своих произведений.
5)Воспитывать любовь, внимательное и чуткое отношение к животным.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно - иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.
Оборудование для учащихся: восковые карандаши, наждачная бумага.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, колонки, таблица: «Последовательность рисования кошки», карточки для игры «Блеф клуб», работы учащихся на наждачной бумаге, восковые карандаши, наждачная бумага, магниты, аудиозаписи песен о котах и кошках:«Кошки» Ж.Агузарова, детская песня «Песня черного кота» из м/ф «Голубой щенок», «Песня кота Матвея» из к/ф «Приключение Маши и Вити»,«Кошки» в исп.И.Муравьевой, «Песня кота Леопольда»,»Рыжая кошка» Алькор, «Планета кошек»Б.Окуджава.
План-коспект урока
1.Организация класса. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1.Тема «Кошка-творение природы».
Слайд 2.Цели и задачи урока.
2.Вводная беседа.
Слайд 3. Загадка о кошке, фото кота
Без расчески причесался,И умылся без воды,В кресло мягкое забрался,
И запел на все лады (Кот)
Слайд 4. Цитата В.Гюго «Человек приручил кошку, чтобы у него был тигр, которого можно погладить». Фото девочка с кошкой на руках.
3.Беседа по теме: « Кошки. История появления»
Урок-путешествие во времени. Перенесемся на 5000лет назад в Египет.
Слайд 5. Египет-страна пирамид и фараонов. 5000 лет назад египтяне приручили дикую кошку. Фото: пирамиды, фараон, дикая африканская кошка.
Слайд 6.Кошки- священные животные Египта. Богиню плодородия Баст изображали в виде кошки. Фото богини Баст.
Слайд 7. Средние века. Характерные черты эпохи: замки, рыцари. В Европе кошка- воплощение нечистой силы, спутница ведьм. Черных кошек истребляли. Фото: средневековый замок, рыцарь, черная кошка, ведьма с черным котом.
Слайд 8.Русь. Средние века. Характерные черты эпохи – богатыри, деревянная изба. Кошку почитали, как хранительницу домашнего очага. Кошка- "хозяйка дома". Фото изба, богатырь, кошка в избе.
Слайд 9. Отношение к кошкам в XXIв. разное. Одни - кошек обижают, не замечают, другие –относятся к ним, как к членам семьи..Фото бездомных котов и кота с выставки.
Слайд 10.Наблюдая за повадками кошек, люди сочиняли пословицы и поговорки о них. Пословицы о кошках: «Знает кошка чье мясо съела». Текст пословицы, фото кошки.
Слайд 11. «Кошке- игрушки, а мышке –слезки». Текст пословицы, фото кошки.
Слайд 12 Кошки становились героями литературных произведений. Иллюстрации: Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Маршак «Кошкин дом»,Репка, Л. Кэррол «Алиса в стране Чудес», кот Баюн из русских народных сказок, А.С.Пушкин «Лукоморье».
Слайд 13. Коты-герои мультфильмов. Иллюстрации с изображением котов: Котенок Гав, Кот в сапогах «Шрек», Кот Матроскин м/ф «Трое из Простоквашино», Том м/ф.»Том и Джерри», Кот Леопольд.
Слайд 14. Кошки похожи на диких животных из семейства кошачьих. Близкие родственники кошек -леопард, лев, рысь, пантера, тигр гепард. Фото диких животных семейства кошачьих.
-Какую пользу приносят кошки человеку? (ответы учащихся)
Узнать интересные факты из жизни кошек поможет игра блеф-клуб.
4. Игра «Блеф-клуб». 10-12 вопросов.
Слайд 15.Правда ли, что кошкам установлены памятники? Да. Фото памятника Коту Елисею и кошке Василисе в Санкт-Петербурге.
Слайд 16. Правда ли, что существуют породы кошек, у которых нет шерсти? Да.Фото породы кошек сфинкс.
Слайд 17, 18. Существуют короткошерстные и длинношерстные породы кошек.
Слайд 19.Кошек рисовали в разные времена, различными материалами. XVв., Италия. Леонардо да Винчи, XXв. Россия- Евгений Чарушин. Художника, изображающего животных называют- анималистом. Фото рисунка кошек Леонардо да Винчи, Е.Чарушина.
5.Физкультминутка (ученики изображают повадки кошек)
6.Этапы рисования кошки (учитель демонстрирует этапы на наждачной бумаге у доски)
Анализ пропорций и особенностей конструктивно-анатомического строения кошки.
7.Практическая работа. Учащиеся рисуют кошек на наждачной бумаге. Звучит музыка: «Кошки» Ж.Агузарова, детская песня «Песня черного кота» из м/ф «Голубой щенок», «Песня кота Матвея» из к/ф «Приключение Маши и Вити»,«Кошки» в исп.И.Муравьевой, «Песня кота Леопольда»,»Рыжая кошка», «Планета кошек»Б.Окуджава.
8.Анализ работ. Организация выставки на доске. Учащиеся берут рисунок с выставки и рассказывают о кошках по своим рисункам.
9.Рефлексия Вам понравилось рисовать на наждачной бумаге?
10.Подведение итогов Что нового вы узнали о кошках?(ответы учащихся)
Слайд 20.Цитата Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Класс: 4
Тема: «Древнегреческий театр»
Тип урока: урок-спектакль
Педагогические технологии: игровые, КТД.
Цели:
1)Разработать драматургию спектакля по мотивам древнегреческих мифов, опираясь на знаниях о театре Древней Греции.
2)Развивать творческие способности, чувство коллективизма, сплоченности, навыки работы по конструированию из бумаги, в процессе работы над спектаклем.
3)Воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре Древней Греции.
Оборудование для учителя: фото: «Театр в Эпидавре»; термины древнегреческого театра: скене, орхестра, места для зрителей, комедия, трагедия; образцы греческих театральных масок; динамическая таблица эмоциональных состояний человеческого лица, фрагмент мифа «Суд Париса»,иллюстрация структуры древнегреческого театра.
для учащихся: белая бумага формата А-3; бумага цветная; ножницы, клей, простые карандаши, акварель, тетрадь.
На предыдущем уроке была проведена следующая работа: Изучение терминологии: скене, орхестра, котурны, хоревт, корифей, символ ( запись в тетради).
Беседа о происхождении театра. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Слово театр означает «место для зрелищ». Основой древнегреческого театрального искусства считают мифологию.
Архитектура древнегреческого театра и его структура: места для зрителей, скене, орхестра (слайд реконструкции театра в Афинах). Дети записывают определения в тетрадь.
Организация театральных представлений. Актеры и маски (фотографии древнегреческих масок). Все роли исполняли мужчины. Действия актеров сопровождал хор. Актеры играли в костюмах и специальной высокой обуви- котурнах (запись нового термина в тетради).
Хор и зрители. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем.
В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Входные билеты назывались символами. Их изготавливали из меди.
Жанры древнегреческого театра: комедия и трагедия. Древнегреческие драматурги: Эсхил, Софокл, Еврепид, Аристофан.
План-конспект урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока: поставить мини-спектакль на основе древнегреческого мифа, с использованием масок, декораций. Передать атмосферу древнегреческого театра.
2. Творческое задание.
Класс делится на группы: драматурги, актеры, художники, критики, зрители.
Задание для драматургов: сочинить пьесу для греческого театра на основе предложенного фрагмента текста.
Задание для художников. Придумать и сконструировать маски, костюмы, декорации из бумаги и др. материалов.
Задание для зрителей: Придумать и нарисовать входные билеты – символы.
Задание для критиков. Проанализировать мини-спектакль.
Фрагмент мифа «Суд Париса» (учащиеся получают текст).
Действующие лица: Афина, Гера, Афродита, Парис
Гера: Я знаю, чьи это проделки: это богиня раздора Ирида подкинула нам это яблоко, чтобы поссорить нас! На яблоке надпись: «Прекраснейшей». Я думаю, оно по праву принадлежит мне. Я – Гера – царица богов! И я - самая прекраснейшая!
Афина: Почему это ты! Прекраснейшая – это я! Я – богиня войны! Кто посмеет спорить со мной!?
Афродита: Я посмею спорить! Я – Афродита, богиня любви, красоты и вечной молодости! Значит, яблоко мое!
Гера: Давайте обратимся к Парису, сыну пастуха! Пусть он нас рассудит!
Афина: Помоги нам, Парис!
Парис: Кот вы? Вы так прекрасны! Я понял: вы не люди, вы – богини!
Афина: Да, мы – богини с Олимпа: Гера, Афина и Афродита. Рассуди наш спор, пусть это яблоко достанется прекраснейшей из нас!
Гера: Отдай это яблоко мне, и я награжу тебя: ты будешь богат и знаменит, будешь властвовать над людьми и странами!
Афина: Нет, лучше мне! Я сделаю тебя великим полководцем, не знающим поражений!
Афродита: А я обещаю, что тебя полюбит самая красивая женщина на свете, дочь Зевса – прекрасная Елена!
Парис: Возьми же яблоко, прекраснейшая из богинь, и выполни свое обещание!
3.Подготовительная работа. Художники конструируют маски из бумаги, костюмы, декорации, зрители рисуют входные билеты, драматурги разрабатывают сценарий, распределяют роли, работают над драматургией постановки.
4.Мини-спектакль. Инсценировка эпизода мифа перед зрителями.
5.Рефлексия. Вам понравился спектакль? Что вам понравилось больше всего?
6.Обсуждение мини-спектакля. Удалось ли ребятам передать атмосферу древнегреческого театра? Кому из актеров лучше удалось создать образ? Кого из актеров вы выбираете лучшим? Почему? (анализ и оценка спектакля группой критиков).
7.Подведение итогов. Сравнительный анализ древнегреческого театра и современного (ответы детей). Учащиеся формулируют роль древнегреческого и современного театров.
Анализ и оценка работы учащихся в группах.
Заключение.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Рекомендации учителям:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Список литературы
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
2. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 – 72 c.
4.Изобразительное искусство.Учебно-методическая комплексная документация- М.:Агар, 2009.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, М.: 2008
7. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
8.Образовательные технологии. Н.В. Полякова.// Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
9.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы.Музыка.5-7 классы.Искусство.8-9 классы.-М.:Просвещение,2010.
10.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
11. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007., №6.
12.Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.-2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.
13..Селевко Г.К «Современные образовательные технологии». М, 1998
14.Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008
15. В. Г. Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010
16. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006., №8.
17. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
18. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся, 2007 г.