Методические рекомендации «Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях»


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Методические рекомендации
«Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях»
Подготовила:
Круглова Алла Петровна,
педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского муниципального района
Хабаровского края
Амурск,
2016 г.
Невербальное общение.
В последние годы кинесика (наука, изучающая движения тела, жесты и мимику), приобретает все большую популярность в кругах политиков и бизнесменов. И действительно, ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием "невербальная коммуникация". Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.[9]
Цель: способствовать улучшению коммуникативных способностей педагогов, расширяя их возможности, путем развития навыков невербального общения.
Задачи:
- привлечь внимание к проблемам невербального общения;
- ознакомить с основами кинесики;
- способствовать усвоению первичных навыков улучшающих взаимодействие с аудиторией.
Актуальность: так как любой педагог непрерывно находится в процессе общения с детьми и его действия носят не только обучающий, но и воспитательный характер, то умение грамотно использовать невербальные способы коммуникаций значительно расширяют возможности успешного взаимодействия с учащимися.
Работая аудиторией, педагог не имеет возможности контролировать каждого участника процесса, но всегда чувствует, готовы ли учащиеся к общению. Коммуникативные способности – это не только умение подать информацию, но так же и способности к восприятию встречного информационного потока. Известно, что каждый человек индивидуален, но так же мы имеем и много общего. Подавая одну и ту же информацию для разной аудитории, мы делаем это по-разному, в зависимости от возраста, пола и других особенностей слушателей. Но и аудитория так же по-разному воспринимает разных людей, даже если они являются носителями одинаковой информации. Именно поэтому важно понимание того, каким образом, вас воспринимают ваши слушатели. И тут нам могут помочь некоторые разделы кинесики.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Главное смысловое содержание позы состоит вразмещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные нагруди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Жесты.О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
Позы и жесты, которых нужно избегать.
Дети, в отличие от взрослых, как правило, открыты и готовы к общению, а готовы ли к общению мы – педагоги?
Позы:
- руки на бёдрах – агрессивная поза;
- скрещенные руки на груди – поза зашиты;
- ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость;
- рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение;
- руки в карманах – скрытность, нервозность;
- откидываетесь на спинку кресла – явное несогласие с мнением собеседника.
Жесты:
- жесты указательным пальцем - это обвинительный жест;
- выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительное отношение;
- кулак – враждебный жест, агрессивное настроение;
- касание рта или других частей лица во время разговора – выдает волнение, люди могут посчитать Вас неискренним;
- прикосновения к уху, ко рту или к шее, когда Вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия с собеседником.
Мимика(что не следует демонстрировать лицом):
- сведенные брови - это не деловое, как многие думают, выражение лица, а хмурое, неприветливое;
- сильно поднятые брови - так вы выражаете удивление и сомнение, неготовность к общению, ситуации;
- зевание – итак все понятно – Вам скучно.
Вышеперечисленные жесты и позы имеют разную интерпретацию, но у них есть одно общие, демонстрируя их, вы производите негативное впечатление. Педагог не должен закрываться от детей, чем более вы открыты, тем лучше контакт с аудиторией. В младшем и среднем школьном возрасте учащиеся еще не сформировали свое мировоззрение и остаются, открыты для общения. Общеизвестно, что дети очень хорошо чувствуют любую фальшь, поэтому так важно быть искренним и открытым при работе с детьми.
Практикум:
Повернитесь к Вашему ближайшему соседу, приняв максимально закрытую позу, и расскажите все хорошее, что вы о нем думаете.
Спросите у него, вызывают ли ваши слова доверие?
Теперь Ваш собеседник должен принять как можно более открытую позу и улыбаясь сообщить любую плохую новость (например, о погоде).
Вопрос: вызовет ли эта новость доверие?
Поменяйтесь ролями, но теперь текст должен соответствовать положению тела и мимике. Обращайте внимание на реакцию собеседника.
Попробуйте рассказать о себе вашему собеседнику, меняя положение тела и жестикуляцию в процессе.
Совместно проанализируйте свои впечатления.
Не стоит забывать об обратной реакции. Известно, что если с утра нет настроения, то надо подойти к зеркалу и улыбаться, пусть даже натянутой улыбкой, но от мышц поступит импульс в мозг и ваше настроение улучшится. Точно так же работают и наши жесты. Даже если вы не готовы к открытому общению, заставьте свое тело демонстрировать открытость и искренность, тогда импульсы от мышц поступят в мозг и ваше сознание само придет в равновесие с телом. Будьте искренни и открыты с людьми и тогда у вас все получится.
Список литературы
1. Аргайл М. Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие. - "Социометрия" № 28. - 1975
2. Аргайл М. Психология счастья. М. Прогресс, 1990
3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер Пресс, 1997
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. Прогресс, 2002
5. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. Айрис-Пресс, 2001
6. Каракаев Ю.И. Современный ногайский язык. Карачаевск, 2001
7. Керейтов Р.Х Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999
8. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение, 2002
9. Огнев И., Русев В. Психологическая безопасность. С.-П. Каро, 1998
10. ПизАллан Язык телодвижений. Н.Новгород. Ай Кью, 1994
11. Язык жестов. /Сост. А.А. Мельник. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2003
12. Язык жестов. Nonfiction: пер. с англ./ Сост. Шарпило В.В. Минск, Парадокс,1998