Игры направленные на воспитании этики общения для детей начальных классов

Дидактический материал к разделу «Этика общения».


Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.
Задачи: 1. Расширить этический кругозор учащихся.
2. Активизировать практику общения, применения этических норм поведения.

Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся.
Вежливость, ее оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость; значение противоположных понятий: жадность – щедрость, зависть – расположенность; грубость – нежность; дерзость – предупредительность; жесткость – сочувствие и т.д.; этические компоненты словосочетаний: добрый поступок, этичность в общении.


Здравствуйте все!
- Сегодня мы все вместе. И очень хорошо, верно? Какую песню по этому поводу можно спеть всем вместе? (Слушают и поют песню «Как хорошо, что вместе мы сегодня собрались»).
- Вот и сказали друг другу этой песней: «Здравствуйте». Что означает это слово?
- Да, мы пожелали друг другу здоровья. А значит и проявили доброжелательное отношение к каждому. И это тоже очень хорошо, да?
- Мне тоже очень приятно видеть вас, быть с вами вместе, и я думаю, что, начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки и общений песни, мы сохраним этот настрой и дальше.
- А сегодня наша встреча – праздник. Где бы вы хотели его провести?
- Конечно, на нашей поляне, в домике для друзей.
Учитель прикрепляет на стенд или доску материалы, символизирующую поляну.
- Кого мы пригласили на нашу полянку из наших общих друзей (старичка-лесовичка, домовенка Кузьку и Лешика)?
- А какого своего друга каждый из вас хотел бы пригласить сюда? Вы об этом напишите на листочке, и мы прикрепим их к домику. Ведь другом может быть и кто-то из близких, родных, и ваш одноклассник, любой сверстник.
Ребята записывают на листочках имена, это поможет учителю узнать о круге общения детей, их симпатиях.
- А теперь, когда все мы собрались на нашей полянке, давайте зажжем костер и расскажем друг другу о том интересном и новом, хорошем и приятном, что было у вас летом.
Учитель прикрепляет бумагу с нарисованным костром.
- А теперь давайте дружно всем приглашенным и друг другу скажем: «Здравствуйте!».
- Будем же здоровы, здравствовать и всем окружающим пожелаем того же.
- Какими же воспоминаниями, историями, песнями, играми мы поделимся друг с другом на нашем костре?
Учитель организует общение у «костра», создавая настроение коллективной радости: каждый интересен и не забыт.
Хорошо закончить занятие песней.


Будем беречь друг друга.
- Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем сегодняшнее занятие?
- Да, с пожелания друг другу здоровья. Скажем же друг другу: «Здравствуйте!», т.е. будьте здоровы!
- Ой, что это?
Появляется фея Здравствуйте (рисунок ее можно незаметно прикрепить к доске. Она может появиться на подоконнике класса – кукла. Может просто зазвучать ее голос – пластинка, магнитофон).
Фея: Я фея Здравствуйте. Вы же позвали меня.
- Как хорошо, ребята, что к нам пожаловала сегодня на урок фея Здравствуйте! Она, наверное, нас куда-то пригласит. Да, фея?
Фея: Я действительно не случайно пришла к вам. Мне нужна ваша помощь. Есть страна, где хозяйничает злая волшебница. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В результате там все ссорятся и дерутся, обзываются, грубят. Поэтому всем печально и трудно. Я решила помочь им и подарила волшебное зеркало, в которое они могут посмотреть на вас, как вы живете, как строите свои отношения. Смотря на вас, они будут делать все так же и учится доброжелательности и уважению. И для этого им понадобится целый год. Сможете ли вы показать этим людям пример добра и внимательности друг к другу?
Фея: Тогда я поставлю волшебное зеркало в вашем классе. В нем и вы, и другие всегда будут видеть ваши отношения друг к другу. Хорошо?
Таким зеркалом отныне может стать своеобразная газета жизни класса с рисунками детей, записями, обращениями, поздравлениями с днем рождения.
Фея: Спасибо! Я оставляю вам это зеркало и с удовольствием буду смотреть в него сама.
- Ну что же, ребята. Раз у нас теперь в классе постоянное зеркало наших отношений, будет особенно важно быть внимательными в отношениях друг с другом – ведь этим отношениям учатся другие. Наверное, надо нам сначала определить общие правила общения, которые всегда и везде мы должны соблюдать. Что же мы возьмем за основу? Попробуем это сделать при помощи «свитка».
«Свиток». Когда учитель зачитывает «свиток», наиболее часто называемые детьми правила записываются на доске. Затем они уточняются, объясняются, дополняются учителем и становятся своеобразным кодексом общения, который должен быть отражен в «зеркале» и остаться в нем до конца учебного года.
Принципы могут быть примерно следующие:
В отношении к другому будь всегда:
Вежлив;
Внимателен;
Уважителен;
Доброжелателен.
Не позволяй себя смеяться над неловкостью или недостатком другого человека.
Не стремись возвысить себя над другими (объясните детям).
Не стесняйся уступить другому.
- Как вы думаете, мы соблюдаем эти принципы?
- Будем стараться им следовать?
- Попробуем с этих позиций решить ряд трудных задач.
(Учитель берет задачи, руководствуясь ситуациями классной жизни.)

Оля ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой.
Что чувствует Миша?
Права ли Оля?

Коля постоянно дергал Лену за косичку. Она сердилась и старалась его стукнуть.
Что можно посоветовать Коле и Лене?

Катя с Оксаной очень любили шушукаться, когда находились с другими ребятами.
Мешало ли это другим?
Далее учитель продолжает по своему усмотрению.
- А теперь, когда мы определили правила, обязательные для всех, проанализировали ситуации, попробуем потренироваться в том, с чем согласны все. Для этого поиграем в «ромашку». Играть будем так: каждый срывает лепесток ромашки, где написано задание, которое он исполнит. Хорошо?
Ромашка раскладывается на столе. Ученики по желанию и по приглашению учителя отрывают лепестки, читают вслух и исполняют задания.
Примеры заданий:
Вспомни, кого ты обидел нечаянно и найди способ загладить вину;
Назови хорошие качества твоего друга (подруги);
Скажи комплимент соседу (соседке) по парте.
Покажи, как надо пригласить партнера (партнершу) на танец.
Далее учитель составляет задания по своему усмотрению.
- Ну что ж, ребята, будем надеяться, что на нас всем приятно будет смотреть в «зеркало».


Дружим с добрыми словами.
- Начиная занятие, улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья.
Ребята хором говорят: «Здравствуйте».
- Видите, как хорошо нам, когда звучит наше приветствие. А от чего еще хорошо?
Важно, чтобы дети вышли на значение предыдущего занятия – беречь друг друга.
- Значит, мы учимся беречь друг друга? Что у нас уже получается?
Ну а если что-то еще не получается, мы будем стараться, верно?
А стараться нам надо обязательно, потому что, только умея беречь друг друга, мы сможем помочь в этом другим. А от нас уже требуется: слышите? Сигнал бедствия мы получили от жителей сказочной страны Словении. Маленькая Смешинка, изгнанная из страны, принесла нам письмо, в котором просит помощи.
«Дорогие ребята! У нас беда! В стане захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, веселые песни, смех и музыкальные звуки. Сделала своими приближенными жадность, зависть, сплетни, а главным помощником – страх.
Теперь у нас хмуро даже днем, все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают Злобуле о каждом встречном, и все боятся ее.
Помогите нам! Вы, наверное, знаете волшебное слово, волшебство, которое помогает вам быть доброжелательными, вежливыми, веселыми, заботься друг о друге».
- Что будем делать, ребята?
- Давайте попробуем сначала превратить плохие слова, ожившие в стране Словении и захватившие власть, в противоположные им. Я уверена, что у нас получится это волшебство, потому что мы вместе и стараемся давно избавиться от грубых и противных слов. Попробуем?
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедрость; зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием; грубость – нежностью, лаской, снисходительностью; сплетни – правдивостью, похвалой; жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
По мере того как выстраивается ряд «превращенных» понятий, «злые» слова как бы испаряются: их можно стирать «волшебной палочкой», закрывать новым словом.
- Последние злые слова – сама царица Словении – Злобуля. Слуг ее уже нет, ее превратим сразу в
Пусть дети сами придумают слово, соответствующее понятию «доброта». Можно сделать персонаж заранее (какой-нибудь Доброли или еще кого-то: нарисовать, вырезать, сшить).
- Вот и рассеялись злодеяния грубых, жестоких слов. Остались только добрые, а с ними и смех, и веселые песни, и музыкальные звуки. Давайте споем жителям этой страны. Что бы вы хотели спеть?
- Ну мы с вами сумели избавится от грубых слов?
Ребята анализируют ситуации классной жизни, самих себя.
- Давайте соберем копилку добрых слов и будем бережно хранить ее в классе.
«Копилку» можно собрать так: учитель раздает детям карточки, на которых каждый по очереди, произнося свое слово, записывает его на карточку. Слова не должны повторяться. Когда круг закончится, дети могут записать следующее слово, и так, пока не кончится запас слов. Какие-то слова дописывает учитель, предусмотрительно их называя.
Когда все слова названы, карточки складываются в «добрый мешочек», который теперь поможет ребятам в общении.
- Давайте договоримся, что мы никогда не пустим сюда недобрые слова. А чтобы этого не произошло, их никогда нельзя произносить. Договорились?


Любим добрые поступки.
- Как наша копилка добрых слов поживает? Умеем ли мы ею пользоваться?
- А злые слова из страны Злобули не смогли пробраться к нам за это время?
- Я думаю, что мы с вами все крепче будем дружить с добрыми словами, любить добрые поступки. Вот и давайте будем учится на занятии совершать добрые поступки. А какой поступок можно назвать добрым?
- Верно, в котором появляется уважительное, доброжелательное отношение к другим. Попробуем собрать вместе наши добрые поступки. Пусть каждый из вас подумает и на карточке запишет те добрые поступки, которые он сделал за последнюю неделю. И мы соберем все наши добрые поступки вместе вокруг доброй улыбки, хорошо?
Это нам поможет и дальше жить по-доброму.
Учитель прикрепляет на доску изображение радостного лица с доброй улыбкой. Это может быть и кукла, и значок, и вырезанная фигурка Буратино. Все это по усмотрению учителя.
По мере того как вокруг изображения прикрепляются карточки, учитель включает пластинку с песней кота Леопольда о добрых делах.
Когда все карточки прикреплены, учитель читает их (карточки потом раскладываются по конвертам).
- Смотрите, сколько добрых поступков нас окружает. Это очень радостно, и наша улыбка становится еще краше, верно? От чего, как вы думаете?
- Так что же такое «добрый поступок»?
- Да, это поступок, в котором проявляется забота о человеке, уважительное отношение к нему, внимание.
- Мы вспоминаем собственные поступки. Дополним их добрыми поступками героев наших книг, которые мы с вами читаем.
(Показываются рисунки с изображением героев прочитанных книг. По мере того как дети вспоминают добрые поступки своих любимых героев, их изображения появляется на доске или стенде).
- Видите, как хорошего может сделать человек человеку. И как тепло на душе становится от проявленного к тебе доброго отношения.
- Попробуем соединить добрые слова и добрые поступки в одну цепочку. И посмотрим, как мы будем себя чувствовать.
Как вы скажете другому, что в нем привлекательно, что в его характере есть хорошего, доброго – добрый поступок?
- Конечно. Очень важно не забывать говорить людям, чем они хороши, чем приятны вам. Им захочется быть еще лучше. Вот и совершим этот добрый поступок сегодня на нашем занятии: скажем каждому, чем он хорош, охарактеризуем его добрыми словами.
Учитель называет по очереди каждого, он выходит к столу и дети говорят ему все хорошее, что он заслуживает. При необходимости учитель дополняет своей доброй характеристикой, особенно относительно тех детей, кого не замечают или не любят в классе. Хорошо, если этот фрагмент занятия учитель запишет не магнитофон: Это память для ребят, и материал для учителя.
- Видите, как много в нас хорошего, доброго. Давайте будем его беречь и преумножать.
- Хотите еще совершить добрый поступок? Где еще можно совершать добрые поступки?
- Правильно, каждый день, каждый час. Вы можете свои добрые поступки совершать для своих одноклассников, друзей, мамы, папы, сестричек, братишек и просто для всех людей, которые живут рядом с вами.


Умеем общаться.
- Когда у людей получаются хорошие результаты труда? Правильно, когда они умеют сплоченно работать, умеют делать общие дела вместе.
- Вместе можно подарить радость кому-то. А вот испытываете ли вы радость от того, что можете быть вместе?
- Как вы думаете, почему приходить радость?
- Значит, радостно может быть тогда, когда в коллективе хорошо человеку? Когда его видят, понимают, общаются с ним, верно?
- А как вы думаете, любой человек приятен в общении?
- Значит, чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать какие-то правила. Какие?
Дети перечисляют правила, а учитель записывает их на доске. Когда все записали, учитель, суммирует сказанное.
Проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним; уметь поддерживать интерес, проявленный к игре, разговору или делу; уметь считаться с желанием другого, уступить ему. Не выставлять себя, как главное действующее лицо: не требовать, чтобы было только по-твоему; не стремится быть первым и лучшим в игре, спорте, не хвастаться, не захватывать себе все лучшее.
Уметь быть вежливым со всеми, одинаково приветливым и с мальчиками и с девочками.
- Видите, как немного основных правил. Если их соблюдать, то общение становиться приятным каждому.
- Попробуем попрактиковаться в них? Попытаемся сделать так, чтобы всем было весело и каждый этому помог.
- Для этого поиграем в такую игру.
Ведущий бросает кому-то маленький мяч и говорит фразу, начиная разговор или рассказ, или вопрос. Тот, кому он бросил мяч, продолжает начатое и выходит к столу. Если он не докончил мысль, то бросает мяч следующему, тот продолжает сказанное. И так до тех пор, пока фраза, мысль или рассказ не будут закончены. Когда ребята закончат игру, сидящие оценят, как прошло обучение.
Учитель дает детям поиграть, вместе с ними анализирует ситуации. Он может сам включится в игру и включить в нее детей, которые не бросили мяч.
- А теперь сосредоточьтесь и закрасьте три кружка, лежащие у вас на парте, разными цветами: голубым, зеленым, фиолетовым (такие кружки учитель заранее кладет на парту детям).
Голубой кружок вы дарите самому вежливому в общении. Его фамилию вы пишите на оборотной стороне. Зеленый – самому уступчивому, покладистому, а фиолетовый – самому скромному.
Дети подписывают. Учитель собирает и кладет их на парты тех, чьи фамилии на них значатся.
- Посмотрим, у кого самый большой урожай получился? Как вы думаете, почему?
(Учителю важно зафиксировать, каким ученикам будут положены кружки.)
- Пусть каждый, у кого не оказалось кружков, задумается, что и как нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Думаю, что в этом нам поможет следующее занятие: «Каждый интересен». А подумайте, чем каждый в классе вам интересен.


Каждый интересен.
- Вы подумали, чем в нашем классе каждый интересен?
- Помните, на одном из наших занятий появлялось волшебное зеркало, которое рассказывало о том, кто перед ним стоял. Может быть, попробовать и сегодня каждому пройти через зеркало и узнать, чем он интересен. Хотите?
- С какими волшебными словами мы можем обратиться к зеркалу?
Учитель или рисует зеркало, или приносит с собой изображение зеркальной рамы.
- Итак, со словами: «Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Чем я ребятам интересен,
Чем же классу я полезен»
желающие могут встать перед зеркалом.
Ребята говорят стоящему, чем он им интересен. Учитель тоже включается в игру, добавляя, где необходимо, свои суждения.
Важно, чтобы каждый прошел перед зеркалом и услышал о себе хорошее. Учителю важно подчеркнуть в итоге, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Если учитель по мере высказываний ребят запишет их слова о каждом или зафиксирует их на магнитофонной ленте, то он сможет сравнить полученные детские характеристика с предыдущими.
- Видите, наше занятие стало своеобразным итогом того, чему мы с вами научились на уроках нравственного взросления.

Рисунок 115