Урок «Развитие орфографических умений. Безударное окончание имен существительных и прилагательных»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
Урока русского языка
Выполнил(а):
Студентка группы ПНК -3.1
Никонова Анастасия Сергеевна
Проверил(а):
Преподаватель: Лысечко И.А.
Учитель: Савченко И.Г
Отметка:
Волгодонск 2017
Дата проведения: 22.02.2017
Класс: 4 «а»
Образовательная программа: «Школа России»
Тема: «Развитие орфографических умений. Безударное окончание имен существительных и прилагательных»
Тип урока: урок повторение
Цель: повторить:
алгоритмы  проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
Задачи:
1. Познавательная: Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания безударных окончаний имен прилагательных и существительных
2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, умение сотрудничать, работать самостоятельно, развивать интерес к изучению родного языка;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, положительного отношения к знаниям.
Планируемые предметные результаты: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Коммуникативные: анализируют изучаемые материал, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят свой ответ в устной форме. Используют в общении правила вежливости, проявляют инициативу и сотрудничество, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Используемые ресурсы: учебник, тетрадь, доска, мел
№ п/п Этап урока
Время Цель этапа
Деятельность Формируемые УУД
Учителя Обучающихся 1 Орг.
момент -приветствие;
- проверка подготовленности классного помещения;
организация внимания школьников. Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Приветствуют, садятся на места, проверяют свою готовность к уроку.
Р: формирование способности к организации своей деятельности;
Л: самоопределяются, настраиваются на урок
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 Актуализация знаний Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностныхотношений)
Совершенствование умения писать
Откройте тетради, отступите 2 строки от предыдущей работы, запишите число, классную работу. А сидим мы ровно, спинки прямые, тетрадка лежит под наклоном, ручку держим правильно.
Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны словарные слова и запишите эти вставляя орфограммы
 Д. рект. р, г р .дская, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковныеРебята теперь давайте проверим. Вызвать к доске ученика.
У кого не так?
Молодец, садись на место.
Как можно эти слова разделить на две группы?
- Чем похожи имя существительное и имя прилагательное?
Чем различаются эти части речи?

-Какая орфограмма объединяет все эти слова?
-А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? 
- Как проверить безударную гласную в слове?
- В каких частях слова может находиться безударная гласная?
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? Записывают число, классную работу.
Дети открывают тетради и записывают слова.
 Ди ректо р, г ор о.дская, б олотистая, м етель, н оябрьский, з емляничное, кровать,м.орковныеУченик вставляет буквы у доски
Ребята отвечают на вопрос
Имя сущ. и имя прил.
-Часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения
-Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения
-Непроверяемая безударная в корне
-Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить
-Ударением
-В приставке, корне, суффиксе и окончании.
-Повторение изученных правил. К: вступать в учебный диалог;
П: находить ответы на вопросы, используя опорные знания, слушать, выполнять учебно-познавательные действия.
3 Повторение Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся - Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных
И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных
На доске опорная схема:
Нач. ф. → род →  → скл.
Падеж.

Проверочное слово.
Пров. слово → падеж

- Какие слова – подсказки вы можете назвать для 1-го склонения?
-  Для 2-го?
- Для 3-го?
Молодцы ребята!
Обратите внимание на доску. Записана таблица и вам нужно ее правильно заполнить. Вызывать к доске по одному ученику на каждое словосочетание.
Имя сущ. Нач. форма Род Склонение Падеж
на опушк.ек кроват.ипо кроватк.ев огород.еперед мороз. М о - Есть ли слова, стоящие в одном падеже?
- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы?

-Чем это можно объяснить?
Хорошо. Откройте учебник на стр 51 и обратите внимание на упражнение 3.
Что нужно сделать в этом упражнение?
Запишите в тетрадях номер. Вызывать по одному к доске.
Молодцы ребята!
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». На ваших столах лежат листочки с заданием. Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м  мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___  дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_. (словосочетания на листочках)
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном  падеже (на письменном столе);
Молодцы ребята, Теперь давайте немного отдохнем отложите ручки в стороны и тихонько встали.
Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. Слушают учителя.
- 1.Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
2.Определить падеж слова с безударным окончанием.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4.Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
5.Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
6.Записать то же окончание в безударную позицию.
Земля, рука, лиса
Слон, окно
Степь
Дети выходят к доске и выполняют задание
1. На опушке. Опушка.
Ж.р
- Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.
-нет
-У слов разные склонения.
Дети открывают учебник и рассматривают указанное упражнение.
-Нужно записать словосочетания в указанных формах.
Записывают
Выходят к доске
Слушают. Открывают задания.
Ранним утром
У соседней опушки
По широкой улице, по хорошей дороге
Около упавшего дуба
В синем море
Ранней зимой
На письменном столе
выполняют физминуткуК: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания.П: повторение ранее изученного, уметь ориентироваться в системе знаний, делать выводы, видеть логическую связь, работать самостоятельно.
4 Закрепление
Молодцы ребята, присаживайтесь тихонько на место и давайте продолжим урок. Откройте учебник на странице 51 и обратите внимание на упражнение 4 .
-Что нужно сделать в этом упражнение?
Хорошо ребята. Садятся за парты
Открывают учебники и смотрят сказанное упражнение.
- Нужно выписать словосочетания и обозначить орфограмму –безуд. Гл. в окончаниях прил.
К: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли, высказывания; П: слушать и осознавать, что есть разделительный мягкий знак, усвоить когда мягкий знак является разделительным, уметь ориентироваться в системе знаний.
Р: контроль, взаимоконтроль, коррекция
5 ФизминуткаСмена деятельности, снятие умственного напряжения. Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.Слушают и выполняют Л: умение применять правила охраны своего здоровья
6 Рефлексия Краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока А теперь давайте еще раз повторим.
- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударное окончание в именах существительных?
- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

В чем вы сегодня затруднялись на уроке? - Повторение действий по алгоритму Р: уметь соотносить цель и результат.
П: уметь выделить главное, уметь показать результат своей деятельности на уроке, уметь обобщать и повторять полученную информацию, знания
К: уметь формулировать мысли, полученные знания о разделительном мягком знаке.
7 Итог Посмотрите по классу и назовите имена тех ребят, кто особенно хорошо работал на уроке. А что бы вы посоветовали тем ребятам, кто недостаточно активно работал?
Ребята, вы очень были активны на уроке, мне очень приятно, вы молодцы. Называют имена, обосновывая свой выбор.
Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умение анализировать собственные действия в соответствии с полученным результатом