Контрольно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка

Контрольно-оценочная деятельность на уроках английского языка.
Молоткова И.В., учитель английского языка
МБОУ «СОШ №26» г.Абакан


Цель образования подростков и базовые требования к его результатам
Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом:
сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.

Для достижения поставленной цели подросток должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном уровне их реализации;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его, быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации итого опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
уметь самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение
Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений: целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), коррекция, а также поиск нового подхода к оцениванию.

Один из возможных вариантов оценивания учебной деятельности в условиях модернизации образования и перехода к развивающему обучению заключается в интегративном подходе к решению проблемы оценки, когда учитывается не только результат учебного труда, но и сам процесс учебной деятельности. Также развивать у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Необходимо научить обучающихся оценивать себя адекватно. При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие условия для дифференцированной работы. В современном образовании и в обучении иностранным языкам контрольно-оценочная деятельность все более приобретает стандартизированный характер. В 2020 году планируется обзательная сдача Единого государственного экзамена по иностранному языку. Контроль является неотъемлемым элементом и условием успешного усвоения содержания обучения. По результатам, полученным в ходе контроля, можно судить о состоянии уровня обученности учащихся на определенном отрезке времени (текущее, рубежное и промежуточное тестирование) и об их готовности для включения в дальнейшую учебно-познавательную деятельность.
Оценка-процесс сравнения чего-либо с эталоном (образцом), имеет содержательность, развернутость, направленность.
Функции оценки:
- стимулирующая,
- мотивационная,
- диагностическая,
- формирование адекватной самооценки.
Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и отвергаются те, где неизбежна субъективность (красота письма). Критерии и форма оценивания каждой работы обучающихся могут быть различны и должны стать предметом договора между учителем и учениками.

Сколько ставить отметок?
За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется, и по возможности, ставится отдельная отметка.
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки.
Рефлексивность и критичность при самооценке важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития.
Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на исследование познавательного акта, на осмысление своих собственных действий и их законов. Смысл рефлексии заключается в анализе процесса и результата деятельности, оценки самого себя, сравнение своих достижений с достижениями других.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Думаю, что начать надо с развития следующих видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
При организации контрольно-оценочной деятельности
мы готовы помочь учащимся, которые не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений учащегося в сравнении с ним самим «вчерашним»;
мы готовы похвалить ученика во время работы, поддержать его во время ответа;
мы не всегда сразу поставим «2» за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение учащегося, дать ему шанс реабилитироваться
15