Рабочая программа по праву 10-11 класс Боголюбов (профильный уровень)

Пояснительная записка

Программа курса «Право» для учащихся 1011 классов общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право» для учащихся 10 и 11 классов, подготовленных авторским коллективом под рук. Боголюбова Л.Н. 1011 классы.   

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
Общеобразовательные программы профильного изучения предметов: право (10-11 классы) нормативный срок освоения – 2 года. Календарно-тематическое планирование курса права в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе А. И. Матвеева (Просвещение, 2008), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). 

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия  реализации индивидуальных образовательных программ  по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их   интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования.  Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного  учебного процесса. Правовая информация,  представленная программы расширяет возможности  правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению  программ высшего профессионального образования. 
   Право, как учебный предмет  на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным  профессиональным юридическим образованием, основными юридическими  профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса право на профильном уровне обучающийся должен
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Учебно-тематический план (10 класс)

Название раздела, темы ( № п/п )
Всего часов

10 класс
 

Введение
1

Тема 1. Право и государство
13

Тема  2. Форма и структура права
13

Тема  3. Правотворчество и реализация
17

Тема  4. Право и личность
9

Тема  5. Основы конституционного строя
15

Итого
68 часов



Учебно-тематический план (11 класс)

Название раздела, темы ( № п/п )
Всего часов

11 класс
 

Введение
1

Тема  1. Гражданское право
17

Тема  2. Семейное право
5

Тема  3. Правовое регулирование трудовых отношений
11

Тема  4. Административное право
7

Тема  5. Уголовное право
7

Тема  6. Экологическое и международное право
9

Тема  7. Процессуальное право
11

Итого
68 часов



Содержание тем учебного курса
10 класс
Раздел 1. Теория государства и права.
Тема 1.Право и государство.(13ч.)
Происхождение права и государства. Место права в системе социального регулирования общества. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Законные интересы. Эффективность права.
В результате изучения темы обучающийся должен:
Знать/понимать:
Понятия: государство, публичная власть, гражданское общество, теорию происхождения государства, функции государства, формы государственного устройства, классификацию функций государства, основные элементы гражданского общества.
Уметь: Объяснять понятия: право, уметь анализировать, делать выводы о вариантах современного понимания права, отвечать на вопросы. Характеризовать теории возникновения права.
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тема 2. Форма и структура права (13 ч.)
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Правовые системы современности. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
В результате изучения темы обучающийся должен:
Знать/понимать:
Понятия: норма, право, мораль, социальные нормы, основные виды правовых норм, основные источники права, основные виды нормативно-правовых актов, система права.
Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.
Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.

Тема 3. Правотворчество и реализация (17ч.)
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: правотворчество, принципы и виды правотворческой деятельности государства, стадии правотворческого процесса, формы реализации права, правоспособность и дееспособность, юридический акт, основные принципы законности
Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства. Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.

Тема 4. Право и личность (9ч.)
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правовое поведение.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание.
Уметь: характеризовать элементы структуры правосознания. Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.
Тема 5. Основы конституционного строя. (15ч.)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.
Федеративное устройство Российской федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Судебная система Российской Федерации.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
понятия: конституционное право, верховенство Конституции, суверенность, гражданство, федеративность, основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина
Уметь: выделять понятие и признаки государственного органа, давать классификацию полномочий Президента, Объяснять понятия: Конституция и конституционное право, федерация, республика, принцип разделения властей, социальное государство. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемые конституционным правом. Анализировать структуру Конституции
Объяснять понятия: гражданство, натурализация, двойное гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопрос о гражданстве.
Уметь анализировать права и обязанности гражданина, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Объяснять понятия: избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум.
Объяснять ответственность гражданина как избирателя. Знать общие правила проведения выборов. Иметь представление о стадиях избирательного процесса


11 класс

Раздел 1. Отрасли права
Глава 1. Гражданское право (17ч.)
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности . Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию.
Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: публичное право, частное право. Правоспособность и дееспособность, физическое лицо и юридическое лицо.
Знать основные положения, терминологию урока, уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности.
Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Решать познавательные задачи.
Глава 2. Семейное право (5 ч)
Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий.
Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: брак, брачный контракт (договор), права и обязанности членов семьи, знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, используя раннее изученный материал. Уметь высказывать своё мнение
Глава 3. . Трудовое право (11 ч)
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Уметь характеризовать основные черты, порядок заключения и расторжения трудового договора, порядок рассмотрения споров в сфере трудовых отношений. Уметь приводить примеры ф сфере трудовых отношений. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Глава 4. . Административное право (7 ч.)
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.
Глава 5. Уголовное право (7ч.)
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: преступление, презумпция невиновности, состояние аффекта, смягчающее и отягчающее обстоятельство.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.
Глава 6. Экологическое и международное право (9ч.)
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения.
Структурный характер экологического права.

В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: окружающая среда, экология. Знать, в чем состоит специфика экологических отношений, составные части окружающей среды, основные экологические права граждан, в чем заключаются особенности экологических правонарушений, в чем заключаются способы экологической защиты, знать виды ответственности за экологические правонарушения
Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники международного права.
Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Европейский суд по правам человека.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: международное право, субъекты международного права, источники международного права, гуманизм, международный договор, международный обычай, акты международных конференций и организаций, нормы международного права, знать наиболее важные положения характеризующие сущность международного права, знать основные субъекты международного права. Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

Глава 7. Процессуальное право (11 ч.)
Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной юридической деятельности.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Список литературы
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1990.


Перечень учебно – методического обеспечения.
В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.
Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
Административный кодекс РФ. – М., 2002.
Конституция Р.Ф. – М., 2008.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков. М., 2005.
Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
Интернет ресурсы (федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Оборудования: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).
Календарно-тематическое планирование по курсу «Право» (10 класс). Профильный уровень.

(70 ч. всего, 2 ч. в неделю)
Программа: Матвеев А.И. Программа. Право. 10 - 11 классы, профильный уровень (140 ч.). Ч. I. 10 класс (70 ч.) / А.И. Матвеев // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 - 11 кл. 4-е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 82 85.
Учебник: Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. 6-е изд. М.: Просвещение, 2012.



Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Д/з
Дата проведения









План
Факт


Роль права в жизни человека и общества.
1
Вводный урок
Беседа о необходимости изучения права. Выработка кодекса юриста.

Объяснять:
- понятия: юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, юрисконсульт;
- роль права в жизни человека и общества.
Иметь представление о юриспруденции как науке, системе юридических наук, специфике профессиональной юридической деятельности, основных юридических специальностях.




Раздел 1. Право и государство (13 часов)


Происхождение права и государства.
1
Урок изуч. нов. матер.
Задание на определение теорий происхождения государства и права.
Задания и вопросы к параграфу.
Объяснять:
- понятия: норма, социальная норма, синкретическая система норм, обычай, ритуал, обряд, табу, обычное право, присваивающее и производящее хозяйство, геронтократия, публичная власть;
- происхождение государства и права.
Называть первые признаки государства и государственности.
Называть основные положения теории происхождения государства и права.
§1




Сущность права.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника.
Составление схем (зад.1 стр.22), разбор проблемных вопросов.
Объяснять понятия: право, закон, социальное назначение права, правовая идея, правовое государство, правовые институты и ценности, система правовых учреждений.
Характеризовать различные точки зрения в понимании права, роль важнейших функций права.
§2















Сущность государства.
1
Комб. уроки
Раскрыть на конкретных примерах сущностные признаки государства.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: государство, законодательство, публичная власть, элитарные группы, государственное управление, гос. аппарат, гос. суверенитет, механизм гос. власти.
Характеризовать различные подходы к пониманию государства.
Называть признаки государства. Объяснять взаимосвязь государства и права.
§3




Формы государства.
2
Комб. уроки
Изобразить в виде схемы формы правления.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, парламентская монархия, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, конфедерация, демократия, тоталитарный режим, авторитарный режим.
Сравнивать формы правления, формы государственного устройства, политические режимы.
§4















Какие бывают государства.
1
Урок закр. знаний

Тест.
Закрепить основные понятия темы. Использовать приобретенные знания в практической деятельности.
§4




Функции государства.
2
Комб. уроки
Составление таблицы «Классифика-ция функций государства».
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: функции государства, внутренние и внешние функции государства.
§5















Гражданское общество.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника.
Выполнить задания на стр.58 к параграфу 6.
Объяснять понятия: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения. Называть условия их формирования.
Раскрывать взаимосвязь гражданского общества, права, государства.
§6















Право и государство.
1
Повт.- обобщ. урок

Тестирование, выполнение пробл. заданий.
Знать основные понятия раздела.




Раздел 2. Форма и структура права (13 часов)


Право в системе социальных регуляторов.
2
Урок изуч. нов. матер.
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе тестирования.
(текст в формате ЕГЭ)
Объяснять понятия: норма, технические нормы, социальные нормы, моральные нормы, нормативная оформленность права, правовой и неправовой обычай.
Называть соц. нормы, их признаки, сравнивать их.
Иметь представление о зависимости уровня развития этих норм от уровня развития социально-экономического строя.
§7















Нормы права.
1
Комб. уроки
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу
Объяснять понятия: норма права, гипотеза, диспозиция, санкция. Называть признаки нормы права, элементы структура правовой нормы.
§8




Нормы права.
1
Урок обобщ. и закр.

Тест №2.
Уметь в нормативных актах определять элементы структуры нормы права.
§8




Источники права.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника.
Задания на стр. 87 к параграфу 9.
Объяснять понятия: источник права, правовой обычай, обычай делового оборота, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт.
Уметь различать источники права, характеризовать их особенности.
§9















Система права.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: система права, отрасль права, материальное и процессуальное право, правовое регулирование, частное и публичное право, императивный и диспозитивный методы правового регулирования, система законодательства.
§10















История права древности, средневековья, Нового времени.
1
Урок изуч. нов. матер.
Творческое задание. Сообщение с применением компьютерной презентации.
Общий опрос.
Характеризовать источники права древности, средневековья, Нового времени.





Развитие российского права.
1
Урок изуч. нов. матер.
Творческое задание. Сообщение с применением компьютерной презентации.
Общий опрос.
Характеризовать особенности развития российского права на определенных этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли Рус – России.





Правовые системы современности.
1
Урок изуч. нов. матер.
Составить таблицу «Правовые системы».
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: правовая система, рецепция права, право справедливости, сунна, иджма, правовая семья.
Характеризовать особенности правовых систем, сравнивать их.
§11




Основные этапы истории государства и права.
1
Повт. обобщ урок

Общий опрос.
Объяснять понятие «правовая система». Характеризовать источники права древности, средневековья, нового времени. Характеризовать особенности развития российского права на определенных этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России.





Форма и структура права.
1
Повт. обобщ урок

Тестирование
Знать основные понятия раздела.




Раздел 3. Правотворчество и правореализация (17 часов)


Правотворчество.
2
Урок изуч. нов. матер.
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: правотворчество, законотворчество, делегированное правотворчество, законодательная инициатива, реквизиты документов, парламентское слушание, законодательная техника.
Характеризовать законодательный процесс.
§12















Реализация и толкование права.
2
Урок изуч. нов. матер.

Комб.
урок
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: реализация права, акт применения права, коллизия. Называть формы реализации права. Характеризовать особенности правоприменительной деятельности, ее стадии.
Сравнивать норму права и правоприменительный акт, различные виды толкования.
Приводить примеры проявления различных форм реализации права в повседневной жизни.
§13















Правоотношения.
2
Комб.
урок

Урок обобщ. и прим. знан.
Работа с текстом учебника.
Составление схем: «Субъекты права», «Классификация юридических фактов».
Объяснять понятия: правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические события, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, субъект права, объект правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность.
Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.
§14















Законность и правопорядок.
2
Комб.
урок
Урок обобщ. и прим. знан.
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: законность, правопорядок, гарантии законности, раскрывать их взаимосвязь. Называть гарантии законности. Приводить примеры нарушения законности и правопорядка. Иметь представление о связи законности с государством, с правом.
§15















Механизм правового регулирования.
2
Урок изуч. нов. матер.

Комб.
урок
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Общий опрос.
Объяснять понятия: правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, правомерное поведение. Объяснять механизм правового регулирования, раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регулирования. Раскрывать мотивы правомерного поведения. Приводить примеры необходимого и желательного правомерного поведения.
§16















Правосознание и правовая культура.
2
Урок изуч. нов. матер.

Комб.
урок
Обсуждение проблемы формирования правосознания молодежи.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание. Характеризовать элементы структуры правосознания. Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типах правосознания.
§17















Правонарушение и юридическая ответственность.
2
Урок изуч. нов. матер.

Комб.
урок
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Понятийный диктант.
Объяснять понятия: правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности, срок давности. Знать классификацию правонарушений. Раскрывать причины правонарушений, знать возможности предупреждения, устранения причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния.
§18















Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушения.
2
Урок изуч. нов. матер.

Комб.
урок
Работа с понятиями. Разбор правовых задач.
Составить схему «Виды преступлений».
Объяснять понятия: государственные органы, крайняя необходимость, необходимая оборона, вина, прямой и косвенный умысел. Сравнивать преступление и проступок, называть признаки преступления. Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Характеризовать полномочия правоохранительных органов. Использовать приобретенные знания и умения для определения способов защиты нарушенных прав, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью, выбора соответствующих закону форм поведения.
§19















Право-творчество и правореализация.
1
Итог. урок

Тестирование.
Закрепить знания, умения и навыки по разделу. Знать основные понятия раздела.




Раздел 4. Право и личность (9 часов)


Права человека: понятие, сущность, структура.
2
Урок изуч. нов. матер.
Урок закреп. знаний и умен.
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: естественные права человека, поколения прав. Иметь представление о развитии идей о правах человека. Знать классификацию прав человека. Знать содержание статей о правах и свободах человека.
Понимать цели ограничения прав и свобод человека.
§20















Правовой статус личности и гражданина.
2
Урок изуч. нов. матер.
Урок закреп. знаний и умен.
Работа с нормативными документами.
Общий опрос.
Объяснять понятия: правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус. Называть элементы, составляющие статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь. Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина.
§21















Механизм защиты прав человека в РФ.
2
Урок изуч. нов. матер.
Урок закреп. знаний и умен.
Составление искового заявления.
Словарная работа.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: юридический механизм защиты прав, правосудие, суды общей юрисдикции, судебная инстанция, апелляция, кассация, мировой суд, исковое заявление, истец, ответчик, уполномоченный по правам человека, прокуратура, адвокатура. Характеризовать механизм реализации и защиты прав и свобод человека. Различать полномочия прокуратуры, адвокатуры, судов.
§22















Международная защита прав человека.
2
Урок изуч. нов. матер.
Комб.
урок
Работа с текстом учебника.
Составление схемы прохождения инд. жалобы до того, как она попадет в Европ. суд по правам человека.
Объяснять понятия: международное право, ООН, Совет Европы, ОБСЕ, МГП. Знать содержание международных документов по защите прав человека. Знать органы и способы международно-правовой защиты прав человека. Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека.
§23















Права человека и их защита.
1
Итог. урок

Тестирование
Знать основные понятия раздела.




Раздел 5. Основы конституционного строя (15 часов)


Конституционное право РФ.
2
Урок изуч. нов. матер.
Урок закреп. знаний и умен.
Работа с текстом Конституции РФ.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: конституционное право, учение о конституции. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Знать, что является предметом и методами конституционного права. Называть и характеризовать основные юридические признаки Конституции. Называть даты принятых в нашей стране конституций, характеризовать их особенности.
§24















Основы конституционного строя РФ.
2
Урок изуч. нов. матер.

Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Общий опрос.
Объяснять понятия: конституционный строй, лицензия, демократическое государство, принцип разделения властей, светское государство, социальное государство.
§25















Система органов государственной власти РФ.
2
Урок изуч. нов. матер.
Урок закреп. знаний и умен.
Работа с текстом Конституции РФ.
Составить схему «Органы гос. власти РФ».
Объяснять понятия: орган гос. власти, компетенция Федеральное собрание, правительство. Знать полномочия Президента РФ. Характеризовать основные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
§26















Система конституционных прав и свобод в РФ.
2
Комб. уроки
Работа с текстом Конституции РФ.
Проверка на основе вопросов и заданий к параграфу.
Объяснять понятия: конституционный статус, права и свободы личности, конституционные обязанности, альтернативная гражданская служба. Знать конституционные права и обязанности граждан РФ,
§27















Гражданство РФ.
2
Комб. уроки
Работа с ФЗ «О гражданстве».
Решение правовых задач.
Объяснять понятия: гражданство, натурализация, лица без гражданства, бипатрид, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопросы о гражданстве.
§28















Избирательное право.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника, конспектиро-вание основных положений.
Общий опрос.
Объяснять понятия: избирательная система, активное избирательное право, пассивное изб. право, ценз, прямые выборы, тайное голосование, референдум. Объяснять ответственность гражданина как избирателя, смысл принципов российской изб. системы. Знать общие правила проведения выборов.
§29















Избирательный процесс.
2
Комб. уроки
Работа с текстом учебника.
Составление схемы стадий избирательного процесса.
Объяснять понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок. Называть стадии избирательного процесса, характеризовать их. Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя.
§30















Основы конституционного права РФ.
1
Повт. обобщ урок

Тестирование.
Знать основные понятия темы.
§




Государство и право.
2
Итог. уроки


Знать основные понятия курса, основные теоретические положения. Уметь анализировать основные нормативные документы, моделировать и анализировать ситуации по теме.
















Резерв.
1









Календарно-тематическое планирование «Право» 11 класс (профильный уровень)

(70 ч. всего, 2 ч. в неделю)

Программа: Матвеев А.И. Программа. Право. 10 - 11 классы, профильный уровень (140 ч.). Ч. II. 11 класс (70 ч.) / А.И. Матвеев // Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 - 11 кл. 4-е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 82 83, 86 88.
Учебник: Право. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [А.И. Матвеев, В.Н. Кудрявцев, Е.Б. Абросимова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-е изд. М.: Просвещение, 2013.

№ п/п
Тема урока
К / ч
Тип урока
Элементы содержания
Вид контроля.
Измерители
Д/з
Дата проведения








План
Факт

1
Вводный урок
1







Глава 1. Гражданское право (17 ч.)




2 - 3

Понятие гражданского права.
Функции, цели, принципы гражданского права. §1
2
Урок изучения нового материала
Гражданское право как частное право. Предмет и метод гражданского права. Гражданское законодательство
Решение правовых
задач




4 - 5
Виды гражданских правоотношений.
Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. § 2
2
Урок изучения нового материала
Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений
Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




6 - 7
Субъекты гражданского права.
Юридические лица. § 3
2
Урок изучения нового материала
Понятие и виды субъектов гражданского права. Физические лица. Публично-правовые образования
Решение правовых
задач




8 - 9
Понятие предпринимательской деятельности.
Организационно-правовые формы предпринимательства. § 4
2
Урок изучения нового материала
Правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности
Решение правовых
задач




10-
11
Понятие и виды сделок.
Действительность и недействительность сделок. § 5
2
Урок изучения нового материала
Формы сделок. Условия действительности и недействительности сделок.
Последствия недействительности сделок
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




12-
13
Понятие и значение договора.
Классификация договоров. § 6
2
Урок изучения нового материала
Заключение договора.
Исполнение договора.
Обеспечение исполнения договоров.
Отдельные виды договоров
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




14-
15
Понятие наследования.
Принятие и отказ от наследства. § 7
2
Урок изучения нового материала
Наследодатель и наследник.
Наследование по завещанию.
Наследование по закону
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




16-
17
Формы и способы защиты гражданских прав. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. § 8
2
Урок изучения нового материала
Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности.
Ответственность без учета вины
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




18
"Гражданское право"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 2. Семейное право (5 ч.)




19-
20
Особенности семейного права.
Правовое регулирование отношений супругов. § 9
2
Урок изучения нового материала
Юридические понятия семьи и брака.
Брачный договор
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




21-
22
Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. § 10
2
Урок изучения нового материала
Правоотношения родителей и детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




23
"Семейное право"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 3. Правовое регулирование трудовых отношений (11 ч.)




24-
25
Понятие трудовых отношений.
Работник и работодатель: правовой статус. § 11
2
Урок изучения нового материала
Самостоятельный и наемный труд.
Социальное партнерство в сфере труда
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




26-
27
Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. § 12
2
Урок изучения нового материала
Порядок заключения и расторжения трудового договора
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




28-
29
Понятие дисциплины труда.
Ответственность сторон трудового договора. § 13
2
Урок изучения нового материала
Правила внутреннего распорядка.
Поощрения за успехи в труде.
Дисциплинарная ответственность.
Материальная ответственность сторон трудового договора
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




30-
31
Охрана труда.
Профессиональные союзы.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения. § 14
2
Урок изучения нового материала
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




32-
33
Понятие права социальной защиты и обеспечения.
Виды социальной защиты и обеспечения. § 15
2
Урок изучения нового материала
Пенсии и пособия.
Понятие и виды трудового (страхового) стажа
Характеристика видов трудового (страхового) стажа




34
"Правовое регулирование трудовых отношений"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 4. Административное право (7 ч.)




35-
36
Понятие административного права.
Субъекты административного права. § 16
2
Урок изучения нового материала
Административно-правовые отношения.
Органы исполнительной власти.
Государственные служащие
Нарисовать схему государственной гражданской службы




37-
38
Административно- правовой статус гражданина.
Юридические гарантии защиты прав граждан. § 17
2
Урок изучения нового материала
Права граждан как элементы административно-правового статуса
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




39-
40
Основания административной ответственности.
Производство по делам об административной ответственности. § 18
2
Урок изучения нового материала
Признаки административного правонарушения.
Виды административных наказаний
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




41
"Административное право"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 5. Уголовное право (7 ч.)




42-
43
Понятие и задачи уголовного права.
Уголовный закон и его действие. § 19
2
Урок изучения нового материала
Основные принципы применения уголовного закона.
Действие уголовного закона в пространстве
Составить схему : "Принципы Уголовного кодекса РФ"




44-
45
Понятие и состав преступления.
Основные стадии преступления. § 20
Понятие коррупционного правонарушения
2
Урок изучения нового материала
Формы вины

Начертить три схемы и объяснить содержание каждой из них: а) Состав преступления; б) Формы вины; в) Основные стадии преступления




46-
47
Понятие и цели наказания.
Виды наказаний. § 21
2
Урок изучения нового материала
Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Освобождение от уголовной ответственности
Составить схемы и объяснить их содержание:
А) Различные степени тяжести преступления
Б) Обстоятельства, смягчающие наказание
В) Основания освобождения от уголовной ответственности




48
"Уголовное право"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 6. Экологическое и международное право (9 ч.)




49-
50
Понятие экологического права.
Способы защиты экологического права. § 22
2
Урок изучения нового материала
Общая характеристика экологического права.
Право человека на благоприятную окружающую среду.
Экологические правонарушения
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




51-
52
Понятие международного права.
Источники международного права. § 23
2
Урок изучения нового материала
Особенности современного международного права.
Субъекты международного права.
Акты международных конференций и организаций.
Структура международного права
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




53-
54
Понятие международного гуманитарного права.
Источники современного гуманитарного права. § 24
2
Урок изучения нового материала
Из истории возникновения международного гуманитарного права
Заполнение таблицы: «Нормы гуманитарного права»




55-
56
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Нарушение международного гуманитарного права. § 25
2
Урок изучения нового материала
Ограничения на ведение военных действий
Подготовить сообщения по проблемам международного гуманитарного права






57
"Экологическое и международное право"
1
Повторительно -обобщающий урок






Глава 7. Процессуальное право 11 ч.)




58-
59
Принципы гражданского процесса.
Прохождение дела в суде. § 26
2
Урок изучения нового материала
Участники гражданского процесса.
Исполнение судебных решений
Составить схемы:
А) участники гражданского судебного процесса
Б) основные стадии гражданского судебного процесса




60-
61
Понятие арбитражного процесса.
Исполнение судебных решений. § 27
2
Урок изучения нового материала
Правила арбитражного процесса
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




62-
63
Уголовный процесс.
Защита прав в уголовном процессе. § 28
2
Урок изучения нового материала
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




64-
65
Конституционное судопроизводство.
Обращение в Конституционный суд. § 29
2
Урок изучения нового материала
Компетенция Конституционного Суда РФ. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




66
"Процессуальное право"
1
Повторительно -обобщающий урок






67-
68
Профессия юрист. § 30

2
Урок изучения нового материала
Следователь. Прокурор. Адвокат. Судья. Юрисконсульт предприятия
Выполнение проблемных заданий. Решение правовых
задач




69-70
Резерв времени.
Система антикоррупционных законов в РФ. Особенности антикоррупционного законодательства в других странах. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией.
2








 
·