Конспект занятия в подготовительной группе на тему Мой род – моя крепость

Занятие в подготовительной группе
Тема: Мой род – моя крепость.
Программное содержание: воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам с своей семьи; познакомить с понятиями «род», «семья»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими людьми.
Материал: Фотографии членов семьи, доска, мяч
Предварительная работа:
1) Рассматривание семейных фотографий членов семьи каждого ребенка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.
2) Рассматривание серии сюжетных картинок. Выявление родственных отношений (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).
Ход занятия.
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья! Ребята, как вы думаете, что такое семья? Да, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и забоятся друг о друге
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
Люди есть такие –
Самые дорогие,
Самые любимые,
Самые ранимые.
Рассмешат они всегда,
Грусти некуда деваться –
Ей приходится скрываться,
Если спросите: кто это?
Вам недолго ждать ответа.
На вопрос отвечу я:
Просто-напросто семья!
Из каких слов состоит наше слово семья? Из двух – «семь» и «я».
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я: Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла. Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец! Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла! Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил. Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка. Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик. Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал: Солнце, и тучка, и дождик идет Но и малыш иногда устает. В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай. Вкусный чаек, объеденье – варенье Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

Семью можно сравнить с высоким, красивым, крепким деревом, уходящим корнями глубоко в землю. Ребята, для чего дереву нужны корни? (для питания, для роста, для того чтобы крепко стоять на земле)

А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Давайте мы с вами сегодня составим красивое крепкое дерево, которое уходит глубоко корнями в землю.
Как мы уже знаем, наша семья состоит из детей, папы, мамы, бабушек и дедушек, и начнем мы оформлять наше родословное дерево с детей.
На верхушке нашего дерева мы разместим вас, ребята.

У вас есть еще сестра или брат. Их мы поставим на верхние веточки нашего дерева. Кто знает стихотворение про сестренку или братишку?
Зазвенели птичьи голоса,
В саду цвела сирен,
Весной Андрюша родился,
В один хороший день.
Гордится малышом отец,
А света – ей шесть лет –
Кричит братишке: - Молодец!
Что родился на свет!
(А. Барто «Младший брат».)

Чуть пониже от сестры и брата мы поставим наших родителей – маму и папу. Кто расскажет нам про свою маму? (Дети рассказывают о мамах.)

Мама по комнатам
В фартуке белом
Неторопливой пройдет.
Ходит по комнатам,
Занята делом,
Поет.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Кто нам расскажет про своего папу? (ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О ПАПАХ)
У наших пап и мам есть тоже сестры и братья, которые вам, ребята. Приходятся тетями и дядями. Их мы поставим чуть пониже от мамы и папы на нашем дереве.
У ваших мам и пап, тетей и дядей есть родители, которые вам, ребята, приходятся бабушками и дедушками. Их мы поставим на самые нижние ветви нашего дерева.
Расскажите ребята, о своих бабушках и дедушках.

Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятке заплатку.
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи?
(Благинина «Загадка».)

Ребята, а у наших бабушек и дедушек тоже есть родители – папа и мама, которые вам приходятся прабабушками и прадедушками. Вот их мы поставим на корни нашего дерева. У кого есть прабабушка и прадедушка?

У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего –
Это не секрет –
Было мне полмесяца, А ему сто лет.
(Р. Гамзатов. «Мой дедушка»)

Вот мы с вами и составили родословную нашей семьи. Давайте теперь поиграем, а родословное дерево будет нашим помощником.
Можно ли членов семьи назвать родственниками? Кто для вас самый родной человек? Никого роднее мамы в целом мире нет)
А теперь давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/; Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/; Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/; Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/; Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Игра « Кто кем приходится?» Мальчик – девочке (Братом) Мама - бабушке (дочерью). Девочка – дедушке. (внучкой)
Мальчик – бабушке (внуком) папа – дедушке (сыном)
Игра «Наоборот»
Бабушка старая, а мама (молодая)
Папа сильный, а дедушка (слабый)
Папа большой, а сын-малыш (маленький)
Дочь самая младшая, а бабушка (старшая)
Игра «Подскажи словечко»
Про войну читают книжки
Только храбрые (мальчишки)

Шьют для кукол распашонки
Рукодельницы (девчонки)

Если я надену шляпу,
Буду я похож на (папу)

Заявляем твердо, прямо:
Лучше всех на свете (мама)

Если трудно стало вдруг,
То придет на помощь (друг)

Раньше рифма помогала,
А теперь коварней стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись.

Вот уже готово пышное тесто,
Видно, накормит внуков (бабушка)

Для солений наших бочку
Сколотить мы просим (дедушку)

Ох, и любитель сладких груш
Нашей Кати младший (брат)

Чепчик в рюшечках сошьет,
С мамой вместе вашей (сестренка)

Пословицы о семье
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц:
«На что клад, коли в семье лад».
«Изба детьми весела»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Братская любовь крепче каменных стен»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Игра с мячом «Назови свой адрес»
Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. Воспитатель поощряет детей, хорошо знающих свои адреса.
- Как вы думаете, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию? (ответы детей.)









13PAGE 15


13PAGE 14115