Ученическая работа к НПК Ненормативная лексика


XV городской открытый конкурс научно-исследовательских
и учебно-исследовательских работ обучающихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11

Направление:социально-гуманитарное
(лингвистические аспекты русского языка)
Ненормативная лексика -
- все аргументы против

Выполнила: Подопрелова Полина
учащаяся 9 класса
МАОУ СОШ № 11
Руководитель: Куракина Светлана
Яковлевна,
учитель русского языка
МАОУ СОШ № 11
г. Березники, 2016 год
Содержание
Стр.
Введение ...........................................................................................3
Глава I. Из истории ненормативной лексики.................................5
Глава II. Учёные - о сквернословии................................................ 7
Глава III. Результаты анкетирования............................................10
Ученики о ненормативной лексике............................................14
Учителя о ненормативной лексике.............................................15
Родители о ненормативной лексике...........................................17
Выводы ..............................................................................................18
Библиографический список.....................................................20
Приложения 1- 3

Введение
В последнее время все чаще наблюдаются ситуации, свидетельствующие о падении уровня культуры речи, в основном - среди молодежи. Всё более широко и повсеместно употребляется ненормативная лексика, или так называемая обсценная  лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная, вульгарная лексика, сквернословие, срамословие). Мы решили предпринять попытку изменения ситуации - провести исследование о недопустимости использования ненормативной лексики, как в подростковой среде вообще, так и в нашей школе в частности.
Матерятся, не обращая внимание на чувства и мнение окружающих. Ненормативная лексика идет часто рука об руку с хамством, унижением чужого достоинства, агрессией. Ненормативная лексика – заразная болезнь, и болеет вся страна. Ненормативная лексика проникла в литературу, СМИ, шоу-бизнес и публичную политику.
В нашей школе учителя, ученики, техперсонал, сотрудники столовой бывают свидетелями подобного рода распущенности. Порой возникает ощущение, что многим не только юношам, но и девушкам очень нравится высказываться грязными словами громко, чтобы их услышало как можно большее число людей. Мы, ученики гуманитарного класса, считаем неприемлемым подобное поведение.
Новизна исследования заключается в том, что в нашей школе никто не занимался изучением данного вопроса , или нам не известны такие работы.
Актуальность исследования заключается в том, что в современной России активно используют ненормативную лексику и старые, и молодые, и безграмотные, и образованные люди, и в семье, и на работе, и среди друзей, и среди маленьких детей.
Цель исследования: изучение причин использования школьниками ненормативной лексики.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения ненормативной лексики.
2. Изучить освещение вопроса ненориативной лексики в научной литературе, публицистических статьях, Интернет – ресурсах.
3. Составить анкету и провести опрос.
4. Создать лекцию о культуре речи.
5. Выступить с лекцией о культуре речи в 9-х классах школы №11.
6. Разработать правила речевого поведения в школе («Манифест»).
Предмет исследования: результаты анкетирования.
Объект исследования:
- учащиеся 9-х классов,
- их родители,
- учителя школы.
Гипотеза: является ли нецензурная лексика тем инструментом речи, без которого не может обойтись современный человек?
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы, публицистических статей, Интернет – ресурсов;
- аналитический;
- математический.

Глава I. Из истории ненормативной лексики
Происхождение ненормативной лексики
Древнейшие известные образцы — в берестяных грамотах XII-XIII веков из Новгорода и Старой Руссы , где ненормативная лексика носит как ритуальную, так и шутливо-инвективную функцию. Специфика употребления некоторых выражений комментируется в «Русско-английском словаре-дневнике». Ричард Джемс (1618—1619) рассказывает, что в 1346 году великий князь литовский Ольгерд пришёл с войском к Новгороду: «лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». Тогда новгородцы, желая помириться с Ольгердом, убили на вече Остафия Дворянинца, который своей бранью вызвал поход Ольгерда, после чего был заключен мир.
Выражение «лают отцем или матери» встречается у митрополита Петра (начало XIV века). Статут Казимира IV 1468 года содержал запрет «лаи матерной».
Существует множество различных церковных циркуляров и указов иерархов, направленных против ненормативной лексики, начиная с самых ранних времён христианства на Руси. Окончательно статус «нецензурного» он приобрёл в XVIII веке во время жёсткого отделения литературной лексики от разговорного языка.
Есть версия о  том, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения «Послать к матери». Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. До XVIII века те слова, которые мы сейчас относим к ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Ругательные слова несли функцию обычных слов и в языческие времена были мистическим оружием,  применять его без определенного умения было опасно, можно было загубить не только себя, но и весь свой род. [2]
Издавна нецензурное слово в русском народе именуется  сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: «Скверна – мерзость, гадость,   всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное». [4]
В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим «матом» о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. 
    При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.  [5]
Сколько же всего слов входит в ненормативную лексику? В целом, где-то около сотни; в активном же словарном запасе находится, в основном, приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены этих слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёклмн и многие другие.
Оказывается, не все слова, которые нам известны, имеют тот смысл, который мы подразумеваем. Если вдуматься и осознать некоторые слова, то происхождение их имеет гораздо большую основу, не такую неприличную, как мы привыкли считать.
Глава II. Учёные - о сквернословии
Самым важным и научно подтверждённым является то, что ненормативная лексика опасна для здоровья: она  не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает людей  духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. Слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – доброй энергией насыщается пространство. Если слово нецензурное, грязное - оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. [1]
Доктор биологических наук, академик двух российских академий — Медико-технических наук и  Естественных наук — директор Международного центра волновой генетики Пётр Горяев подчеркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм». Выступая на Всероссийских Иринарховских чтениях, академик Петр Горяев сообщил, что многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть не что иное как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, учёный подтверждает истинность Евангелия, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога». Так что не удивительно, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. [10]
   Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
   Учёные  изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они произносились то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, то есть ДНК воспринимает человеческую речь. Ругается человек нецензурными словами - его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского 17 лет занималась проблемой  сквернословия. Они доказали, что заядлые сквернословы  живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит.  В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того,  сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и на тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. 
   Интересные эксперименты были проведены  ученым Геннадием Чеуриным. Он потратил 20 лет на изучение силы влияния бранных слов на человека.  Ученый   утверждает, что эти слова  очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов» учёным удалось доказать.  Когда ученые «матерной» водой полили зерна пшеницы, результат потряс научный мир: зерна, проросли лишь на 49 %. А потом  ученые попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитвы.  Она проросла на 96 %.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Очень любопытные исследования, если взять во внимание тот факт, что человеческий организм на 70 процентов состоит из воды, а мозг - на 90%. [3]

Глава III. Результаты анкетирования
В анкете приняли участие 37 учащихся 9-х классов, 16 родителей и 24 учителя.
Когда мы решили выяснить, почему школьники употребляют ненормативную лексику, мы были полны оптимизма: наивно надеялись, что найдем корни этого бедствия, а, следовательно, и пути преодоления проблемы под названием «ненормативная лексика». Но чем больше мы занимались этим вопросом, тем быстрее улетучивался наш оптимизм. Оказалось, что совсем немногие видят проблему в употреблении учениками брани.
В таблице №1 систематизированы все ответы респондентов на вопросы анкеты (Приложение 1).
Таблица 1 «Результаты анкетирования».
№ вопроса Ученики Учителя Родители
Да Нет Да Нет Да Нет
3 76% 24% 67% 33% 56% 44%
4 40% 60% 20% 80% 30% 70%
5 73% 27% 58% 42% 81% 19%
6 65% 35% 58% 42% 69% 31%
7 43% 57% 75% 25% 37% 63%
8 11% 89% 58% 42% 13% 87%
9 11% 89% 67% 33% 19% 81%
10 24% 76% 83% 17% 63% 37%
11 22% 78% 75% 25% 44% 56%
12 59% 41% 75% 25% 94% 6%
13 70% 30% 42% 58% 50% 50%
14 14-20 лет (90%) 14-20 лет (90%) 14-20 лет (90%)
15 Рабочие-50% подростки-50% Рабочие-25%, подростки-75% Рабочие-25%, подростки-75%
16 22% 78% 67% 33% 75% 25%
17 65% 35% 67% 33% 81% 19%
18 54% 46% 92% 8% 56% 44%
В ответах на 3-й вопрос (Часто ли вы в последнее время слышите ненормативную лексику?) прослеживается закономернось: учителя в 33 случаях из ста, родители чаще – в 56 случаях, а сами подростки ещё чаще – в 74 случаях из ста слышат мат.
4-й вопрос. (Во сколько лет ты услышал эти слова от родителей) - говорит о том, что люди старшего поколения с ткой ситуацией сталкивались реже (учителя – в двух, родители – в трёх случаях из 10), а у современных подростков родители молодые, и дети слышат нецензурные слова чаще: в четырёх случаях из 10.
Ответы на 5-й вопрос (Часто ли вы сами используете ненормативную лексику) следующие: редко и крайне редко – 42% учителей, ученики – 27%, родители - 19%.
6-й вопрос. (Часто ли вы ругаетесь нецензурно про себя) имеет, к сожалению, более высокие показатели: на первом месте родители – 69%, на втором ученики – 65 %, учителя (!!!) – 42%.
7-й вопрос. (Употребляют ненормативную лексику в состоянии эмоционального стресса) 25 % учителей, 37% родителей, 43% учеников.
8-й вопрос. (Когда начали использовать ненормативную лексику?) Нецензурные слова стали употреблять во взрослом возрасте (18-21 год) 42% педагогов, 87 % родителей, с раннего детства (7-10 лет) – 11 % учеников.
9-й вопрос. (Кто повлиял на то, что Вы начали использовать ненормативную лексику?) В основном на использование бранных слов влияют друзья и знакомые. У учителей таких друзей 33%, у родителей – 81%, у учеников – 89%.
10-й вопрос. (Кто-то в вашей семье использует ненормативную лексику?) Больше всего это родители. У учителей -17%, у родителей – 37%, у современных учеников – 76%.
11-й вопрос. (В общении с кем Вы употребляете ненормативную лексику?) 75% учителей и 44 % родителей ни с кем не используют мат. А 78% учащихся используют его в общении с друзьями, одноклассниками и даже с незнакомыми людьми.
12-й вопрос. (Как воспринимаете ненормативную лексику, направленную на Вас?) Большинство отвечающих на этот вопрос ответили: «С возмущением»: 59% учеников, 75% учителей и 94% родителей.
13-й вопрос. (Мат стал неотъемлимой частью жизни людей?) 70% учеников затрудняются ответить, 42% учителей абсолютно не согласны, также 50% родителей не соглашаются с этим утверждением.
14-й вопрос. (Люди какого поколения, на Ваш взгляд, больше используют мат в речи?) Вариант ответа (14-20 лет) выбрали 90% учеников, учителей и родителей.
15-й вопрос. (Каким слоям населения принадлежит данный пласт лексики?) Ученики, учителя и родители выбрали рабочих и подростков. Ученики: рабочие-50%, подростки- 50%. Учителя, родители: рабочие-25%, подростки-75%.
16-й вопрос. (Как относитесь к ситуации, когда рядом с Вами злоупотребляют ненормативной лексикой?) 22% учеников, 67% учителей и 75% родителей делают замечание, услышав мат. Остальные или не обращают внимания, или просто молчат.
17-й вопрос. (Раздражает ли Вас использование ненормативной лексики в телепередачах?) 65% учеников, 67% учителей, 81% родителей ответили «Да» - раздражает.
18-й вопрос. (Хотели бы Вы избавиться от употребления ненормативной лексики в своей речи?) 54% учеников, 56% родителей хотели бы избавиться от употребления нецензурной лексики в своей речи, 92% учителей не ответили на этот вопрос,так как не используют ненормативную лексику.
В целом можно сказать, что больше всех заражены нецензурными словами подростки, меньше всех учителя. Родители занимают пограничную позицию.
19-й вопрос анкеты предлагал выразить своё отношение к следующим обывательским высказываниям:
«Ненормативная лексика придаёт остроту, колорит языку». Родители и учителя абсолютно не согласны. А ученики и соглашаются, и затрудняются, и не принимают это высказывание.
«Детские нецензурные стишки вредны». Все единодушно выбирают ответ «Полностью согласен».
«Дети демонстрируют самостоятельность, используя ненормативную лексику в своей речи». В данном случае ответы всех трёх групп респондентов совпадают. Они полностью соглашаются с этим высказыванием.
«Увольняют сотрудника солидной компании за ненормативную лексику на рабочем месте». Мы не знаем, так ли это на самом деле. Но в том, что это должно быть так, нас убеждают одинаковые ответы родителей, учеников, учителей: «Согласен», «Полностью согласен».
«Ненормативная лексика – культурное наследие страны». Абсолютно не согласны 50% родителей, учеников и учителей.


Ученики о ненормативной лексике:
Мы матом не ругаемся, мы матом разговариваем.
Используем для усиления эффекта высказывания мысли.
Если эти слова есть в русском языке, так почему бы ими не пользоваться.
Любая работа не обходится безнецензурных слов. 
Если просто без смысла им пользоваться - то это мат. А если с помощью ненормативной лексики высказывать свою серьезную мысль, то это уже искусство.
Почти никто из учащихся не осудил употребления нецензурных слов и выражений безоговорочно:
Я считаю, что каждый сам для себя решает, употреблять ли ненормативную лексику. Конечно, в общественных местах, в школе этого делать не стоит, но если собеседники это принимают, если это никому не вредит, если никто в компании не возражает, почему бы и нет?
Неприятно, когда на входе в школу или в коридоре звучит нецензурная лексика, когда люди не отдают себе отчета, что значат эти слова и употребляют их как слова-связки из-за ограниченности собственного словарного запаса. Наверное, не обязательно выражаться, как аристократы в XIX веке, цитировать «Евгения Онегина», но вести себя этично не помешает никому.

Учителя о ненормативной лексике.
Учителям были заданы дополнительные вопросы. Ниже приведены некоторые ответы на них.
Вопрос: Что делать в сегодняшней ситуации, когда подростки употребляют ненормативную лексику?
Учитель 1: Если ненормативная лексика существует, значит, зачем-то она нужна человеку. Может быть, её функция - снимать стрессы. Но ведь важно понимать, где, с кем и о чем говорить. Может быть, нецензурную лексику надо рассматривать как явление культуры - надо только знать, где её применять.
Но наблюдать у входа вшколу, как юноши произносят нецензурные слова, стоя в компании девушек, а девушки делают то же самое - крайне неприятно, говоря по-молодёжному, "уши вянут". Что-то надо с этим делать, а что - не знаю. 
Вопрос: Как вы относитесь к такому феномену русского языка, как ненормативная лексика?
Учитель 2: Отрицательно. На нецензурную брань наложено табу, и употребление её - грубое нарушение. Язык всегда отражает состояние общества. И если в нем присутствуют эти слова, то это сказывается, прежде всего, на молодежи. Это можно объяснить следующим образом. Со времен перестройки пошел процесс демократизации литературного языка, который продолжается и поныне. Поэтому речь наша засоряется. 
Вопрос: Что есть ненормативная лексика по своей сути?
Учитель 3: Ээто сквернословие. А сквернословие происходит от слова скверна, то есть - болезнь. Сквернословие - это болезнь нашего общества.
Вопрос: А как вы относитесь к ненормативной лексике, встречающейся в художественной литературе
Учитель 4: Если говорить о современной литературе, нецензурные слова могут присутствовать в потоке сознания героя, живущего сегодняшней напряженной жизнью, героя, переживающего какие-то жизненные катаклизмы. Все знают российского писатели Эдуарда Лимонова. В его произведениях матизмы не редкость. Сейчас Лимонов осудил все свои творения, сказав, что ему стыдно за них.
Вопрос: Как бороться с ненормативной лексикой, и кто должен бороться?
Учитель 5 : Все, кого это оскорбляет, кто понимает, что данные слова не делают нас лучше, умнее. Надо всем лечиться от этой болезни.
Вопрос: Считаете ли вы, что каждый культурный человек должен если не использовать нецензурную лексику, то хотя бы владеть ею и ориентироваться в ней?
Учитель 6: Я думаю, что какой-то особой необходимости «просвещаться» в этой области для человека нет.

Родители о ненормативной лексике.
Бороться надо, и лучше всего образованием (люди с высшим образованием говорят меньше нецензурных слов).
По большей части (мне кажется), это способ самовыражения у молодежи лет 14-18, почему-то в этом возрасте кажется, что если ты будешь высказываться нецензурно, то все будут обращать внимание (глупость, конечно), но никто не думает о том, что внимание - то уделят, но негативное, и радости ты от этого не получишь. И мало кто знает, что на самом деле эти слова означают.
Ненормативная лексика для молодежи - только слова-сорняки, служащие для связки слов (типа, «блин», только для уха неприятнее), а о их смысле большинство и не задумывалось.
Физическими мерами не советую, но суровый взгляд и неодобрительное покачивание головой у меня срабатывает. 
Самое удивительное, что у них это не проходит, стоит молодой человек лет 25 и ругается так, что уши в трубочку заворачиваются – и это не единицы, а в основном. Раньше на это внимание обращали, а теперь всем все равно.
Самое важное, как к этому относиться, но воспитывать надо с детства. И виной ругательств не подростки, а их родители.
Надо полиции почаще наказывать человека, который стоит, выражатся при ребенке. Если я делаю замечание, то он начинает высказываться еще больше, и вдобавок, в мой адрес!

Выводы
Итак, люди интеллигентные, образованные и умудренные опытом относятся к ненормативной лексике скорее отрицательно, школьники — скорее положительно. Нас это не на шутку огорчило. Мы читали, что в древности матом отпугивали злых духов. Выходит, мы разговариваем с друзьями, как со злыми духами? Сбрасываем друг на друга агрессию, подсознательно пытаясь запугать своих одноклассников? [8]
Потребность в общении – отличительная черта индивида, а так как основным средством общения, как известно, является язык, наша задача – сохранить его, сберечь как основное орудие культуры, преемственности поколений. [7]
Каждый народ имеет тот язык, какого он заслуживает и который ему необходим для удовлетворения своих потребностей в различных сферах жизнедеятельности. И чем богаче национальная культура, чем выше уровень развития общества, тем с большим уважением оно относится к одной из главных составляющих своей нации – к языку. [7]
Говорят, глаза – зеркало души. Но тогда речь – это зеркало личности. По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. [9]
Если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности, и при этом вполне уверенно обходиться без ненормативной лексики. [6]
Было опрошено 77 человек. Результаты исследования позволяют установить, что, по мнению девятиклассников, применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей, так считают 60% респондентов. Нецензурные выражения признаются большинством «разрешёнными» только в определенных местах и ситуациях. К примеру, в стрессовых обстоятельствах, когда человек обуреваем сильными эмоциями, и нецензурное выражение – способно снять стресс.
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, так как более половины опрошенных (56 %) относится отрицательно к употреблению ненормативной лексики вообще, 44 % из которых составляют девушки. И всего лишь 6 % респондентов относятся положительно к употреблению ненормативной лексики, среди них лишь юноши.
В ходе работы над рефератом создана лекция о культуре речи (главы I и II); разработаны правила речевого поведения в школе (Приложение 3 - «Манифест»).
Предполагается выступление с лекцией о культуре речи в 9-х классах школы №11.

Библиографический список
Гришева К. А. Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления. М., «Прогресс», 2009.
Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное . Русистика. — Берлин, 1994, № 1/2. — С. ].
Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., «Советская Россия». 1974.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. – М.: Наука, 1980. 50–73
Скворцов Л. И. Культура русской речи. Литературная норма и просторечие. – М.: Наука, 1977.
Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2007
Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка . Воронеж, 2003.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8627/
http://fom.ru/obshchestvo/10849
http://www.regnum.ru/news/fd-volga/1199464.html

Приложение 1
Просим Вас принять участие в социальном исследовании.Задача исследования - изучить отношение к нецензурной лексике и оценить объем использования.
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы.
(можно отмечать один или несколько вариантов ответов).
1. Укажите Ваш пол ____________________
2. Ваш возраст _______________
3. Часто ли в последнее время Вы слышите ненормативную лексику? (обведите ответ)
А) часто, Б) редко, В) никогда.
4. Во сколько лет ты услышал нецензурные слова от родителей? _____________
5. Как часто Вы используете ненормативную лексику?
А) очень часто, Б) часто, В) не обращаю внимания, Г) редко, Д) крайне редко.
6. Часто ли Вы ругаетесь матом "про себя"?
А) очень часто, Б) часто, В) не обращаю внимания, Г) редко, Д) крайне редко.
7. Употребляете ли ненормативную лексику в состоянии эмоционального стресса?
А) да, Б) нет.
8. Когда начали использовать ненормативную лексику в речи?
А) 7-10 лет, Б) 11-13 лет, В) 14-17 лет, Г) 18-21.
9. Кто повлиял на то, что Вы начали использовать ненормативную лексику?
А) друзья, Б) родственники, В) родители, Г) знакомые в учебном заведении, Д) коллектив по работе,
Е) никто, сам начал.
10. Кто-то в вашей семье использует ненормативную лексику?
А) мама, Б) папа, В) бабушка, Г) дедушка, Д) брат, сестра.
11. В общении с кем Вы употребляете ненормативную лексику?
А) с друзьями, Б) с коллегами, В) с родителями, Г) с незнакомыми людьми, Д) с детьми, Е) со своим(ей) молодым человеком/девушкой.
12. Как воспринимаете ненормативную лексику, направленную на Вас?
А) равнодушно, Б) с возмущением.
13. Согласны ли Вы с утверждением: "Мат стал неотъемлемой частью жизни людей"
А) полностью согласен, Б) согласен, В) затрудняюсь ответить, Г) пожалуй не согласен, Д) абсолютно не согласен.
14. Люди какого поколения, на Ваш взгляд, больше используют ненормативную лексику в речи?
А) 14-20 лет, Б) 20-30 лет, В) 30-40 лет, Г) 40-50 лет, Д) 50-60 лет.
15. Каким слоям населения принадлежит данный пласт лексики?
А) интеллигенции, Б) рабочим, В) БОМЖам, Г) людям зрелого возраста, Д) молодежи, Е) подросткам.
16. Как относитесь к ситуации, когда рядом с Вами злоупотребляют ненормативной лексикой?
А) не обращаю внимания, Б) делаю замечание, В) не согласен,но молчу.
17. Раздражает ли Вас использование ненормативной лексики в телепередачах?
А) да, Б) нет, В) мне все равно.
18. Хотели бы Вы избавиться от употребления ненормативной лексики в своей речи?
А) да, Б) нет, В) частично.
19. Припишите цифру от 1 до 5, которая наиболее верно отражает Ваше мнение по каждому из высказываний. (1- полностью согласен, 2- согласен, 3- затрудняюсь ответить, 4- не согласен, 5- абсолютно не согласен) :
А) Ненормативная лексика придает остроту, колорит языку. Б) Детские нецензурные стишки вредны. В) Дети демонстрируют самостоятельность, используя ненормативную лексику в своей речи. Г) Увольняют сотрудника солидной компании за использование ненормативной лексики на рабочем месте. Д) Ненормативная лексика - культурное наследие страны.
Приложение 2
Мнения респондентов по высказываниям (19 вопрос анкеты).
19а. Ненормативная лексика придаёт остроту, колорит языку.



1-полностью согласен
2-согласен
3-затрудняюсь ответить
4-не согласен
5-абсолютно не согласен
Приложение 2
19б. Детские нецензурные стишки вредны.



1-полностью согласен
2-согласен
3-затрудняюсь ответить
4-не согласен
5-абсолютно не согласен
Приложение 2
19в. Дети демонстрируют самостоятельность, используя ненормативную лексику в своей речи.



1-полностью согласен
2-согласен
3-затрудняюсь ответить
4-не согласен
5-абсолютно не согласен
Приложение 2
19 г. Увольняют сотрудника солидной компании за ненормативную лексику на рабочем месте.



1-полностью согласен
2-согласен
3-затрудняюсь ответить
4-не согласен
5-абсолютно не согласен
Приложение 2
19 д. Ненормативная лексика – культурное наследие страны.



1-полностью согласен
2-согласен
3-затрудняюсь ответить
4-не согласен
5-абсолютно не согласен
Приложение 3
МАНИФЕСТ «НАША ШКОЛА отвергает ненормативную лексику» 
Ученики должны знать:
1. Учителя и сотрудники школы, его руководство – все, без исключения, категорически отвергают ненормативную лексику! 2. Мы не можем полностью перевоспитать некоторых из вас, особенно если вы сами к этому не стремитесь. Фундамент культуры закладывается в человеке с раннего детства. Хотя – никогда не поздно начинать становиться культурным человеком! 3. Мы не можем контролировать ваше поведение и речь в быту. Вы сами выбираете друзей, компанию, способы и стиль свободного времяпровождения. 4. Мы не можем, хотя и будем стараться это делать, гарантированно убедить вас в том, что нецензурная речь, площадная брань унижают не только окружающих вас людей, но и вас самих, ваших родителей, родных и близких. 5. Мы не можем стопроцентно внушить вам, что обилие грязных слов в вашей речи – это следствие плохого владения родным языком, ложного представления о том, что ненормативная лексика – это свидетельство вашей свободы, раскрепощенности, неподчинения скучному миру не понимающих вашу вольную душу взрослых. 6. Мы не можем создать ученическое общество внутри школы, которое будет автономно от окружающего мира, где нецензурная лексика, увы, сегодня очень распространена. 7. Мы уверены, что обилие ненормативной лексики в речи сегодняшнего общества – это болезнь, которой наше общество раньше или позже переболеет. Но мы не собираемся только наблюдать за выздоровлением – мы постараемся ускорить этот процесс.
УВАЖАЕМЫЕ ученики МАОУ СОШ № 11! Используйте нецензурные слова, если ваш лексикон столь узок и примитивен, зарабатывайте дешёвый авторитет среди своего окружения за счет ненормативной лексики, если других талантов не дано.
НО:
Мы говорим всем ученикам школы – эта территория должна быть свободна от нецензурной лексики!
Ненормативная лексика в школе рассматривается как грубое нарушение УСТАВА ШКОЛЫ, его внутреннего распорядка, и никакие оправдания и объяснения не принимаются, за это обязательно следует наказание.