Методическая разработка. Конспект урока по развитию речи.. Береза-русская душа.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Медико-биологический лицей»
г. Саратов
Урок-проект
«Берёза – русская душа. Берёза – символ России»
(подготовка к сочинению-рассуждению)
5 класс
Краснова Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Цель: формирование представлений о красоте, гармонии и целостности мира
Задачи:
образовательные:
способствовать формированию обобщённого образа русской берёзы;
Научить проводить мини-исследование
воспитательные:
формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту;
развивающие:
развивать творческое воображение, мышление, речь;
способствовать развитию чувственной сферы личности ребёнка через музыкальные, художественные и литературные произведения;
учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, строить аналогии и делать выводы.
Оборудование: презентация; костюм «Берёзки», предметы быта русского народа
Ход урока
Эмоционально-художественный уровень
Учитель :
- Сегодняшний урок вместе со мной будут вести ученики, которые работали в разных направлениях и готовы представить отчет о проделанной работе. Разные цели, разные задачи стояли перед ними, но есть то, что объединяет всех исследователей - это предмет изучения.
Мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, учились думать, рассуждать, иметь и отстаивать свою точку зрения, и в тоже время слушать и слышать друг друга. Совпадает ли педагогическая цель с вашим желанием: быть думающим, рассудительным учеником, быть личностью. Подумайте и поднимите руку те, кто хотел бы быть таким учеником уже на сегодняшнем уроке (кто считает, что он уже такой ученик).
- Как вы думаете, что объединяет всех сидящих в зале. Всех, кто учится и работает в нашем лицее. Всех кто живёт в нашем городе, в нашей стране? (Мы живём в России)
- Россия… Что имею в виду, когда произношу это слово? Какой я её представляю? Это огромные поля золотой пшеницы… Бескрайние луга ярких цветов… Ясное и голубое небо. Яркий восход и тихий закат… Подсолнух, похожий на солнце… Красная земляничка на тонкой ножке… Пчела, собирающая нектар – всё это моя Родина… Что вы понимаете под словом «Родина»? (Ответы детей)
Наша Родина имеет много символов .Один из них –прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Стихи ли это, песни ли, сказки – всегда это дерево, доброе, нежное, ласковое. В каждое придуманное сочинение русский народ вложил частичку своего сердца, своей души. О каком дереве идёт речь? (Конечно, о берёзе. Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево)
- Давайте с вами подумаем, поразмышляем, вследствие чего, почему, на протяжении многих веков, у русского народа создалось такое отношение к берёзе. Где же в первую очередь мы найдём информацию о берёзе? (Можно посмотреть справочники, книги, отправиться в библиотеку, музей)
- Я думаю, что экскурсия в музей будет очень полезна для нашего урока. Ведь музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением, экспонированием памятников истории, науки и искусства. Я приглашаю вас в МУЗЕЙ ОДНОГО ДЕРЕВА.
Логически-понятийный уровень
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЗАЛ
Учитель: Здравствуйте, хозяева.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!!
Учитель: Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит берёзку?
Хозяин: Да как же её не любить! Ведь берёзу в хозяйстве используем. Вот, к примеру, дрова берёзовые дают больше тепла, чем из любой другой древесины. Как затопишь печь, сразу тепло в доме.
Да и много чего можно сделать из берёзы. Лыжи, мебель, посуду.
Из древесины делают дёготь.
Хозяйка: А им не только колёса смазывают, а дёготь входит в состав мазей лечебных. Да ещё лекарственными считаются отвары почек и листьев. Они помогут вам при гриппе и ангине. А также из древесины изготавливают активированный уголь, который применяют при пищевых отравлениях.
Хозяин: А ещё я люблю испить берёзового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.
Хозяйка: Правильно, ведь берёзовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, витамины и много других веществ, которых так не хватает весной.
Хозяин: А ещё берёза доставляет нам большую радость в бане. Вот мы и веники заготовили.
Хозяйка: Постёгивания и растирания веником помогают при мышечных и суставных болях. А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияют на органы дыхания, укрепляют и успокаивают организм.
Учитель: Спасибо большое за столь подробный рассказ. Действительно, берёза и обогреет, и излечит, и напоит, как говорится, «по заслугам и честь».
Выводы и обобщения
Берёза – полезное дерево.
Логически-понятийный уровень
ЗАЛ МИФОВ И ПРЕДАНИЙ
Экскурсовод первый: С глубокой древности поклонялись люди дереву. Деревья сажали в память о великих событиях. В знак дружбы и мира между народами, в честь рождения ребёнка. У каждого народа были свои священные деревья: ель - у немцев, дуб - у греков, кедр - у народов Сибири.
А для русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная берёзка не найти.
Экскурсовод второй: Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – берёзы. Берёза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.
Есть и ещё одна традиция почитания берёзы.
Экскурсовод третий: На июнь приходится большой христианский праздник – День Святой Троицы. В народе он часто зовётся Троица. Неделя, предшествующая Троице, совпадала с праздником, который раньше отмечался на Руси – это русальная неделя. По поверьям считалось, что в это время года русалки выходят из воды. И чтобы они не навредили человеку, их надо было задобрить. Девушки украшали берёзы лентами, водили вокруг неё хороводы, плели венки и пели обрядовые песни. Берёза воспринималась как символ женственности, весны и Родины.
Выводы и обобщения
Берёза – символ женственности, весны и Родины. На праздник Троицы до сих пор сохранился обычай украшать дома (жилища) зеленью, веточками берёз.
Философско-эстетический уровень
ЗАЛ РУССКОЙ ПЕСНИ
Учитель :Давайте пофантазируем и представим себя сидящими на зелёной лужайке в тени белоствольной березки. Она ласково шелестит над нами своими зелёными листочками. Хочется потрогать её тонкие веточки ,обнять её ,как кого-то очень дорогого и любимого.
Издавна русский народ представлял березу, как живое существо.
Попробуем представить Берёзку, как многоликий персонаж, который появляется в представлении русского народа ,с разными, образами.
С одной стороны – растение (дерево), олицетворяющее женственность и красоту!
С другой же, береза - богиня богатств и духов в славянской мифологии, воплощающая в себе могущество и магию.
А с третьей - символ обряда плодородия, в котором заложена вся сила природы.
И хотя, кажется, что это разные образы, но на самом деле их всех объединяет одно: берёза - важный источник положительной энергии. Он прошел через века, но и в наши дни, не потерял силу. И в далёкие времена, и сейчас вокруг неё собирается много людей, рядом с ней они получают радость, веселье. Её украшают, поют песни, танцуют, общаются, «хороводятся», то есть водят вокруг неё хороводы.
Давайте посмотрим на этот красивый танец в исполнении ансамбля «Березка»
Хоровод - это, как правило, женский танец, поэтому на экране вы видите красивых девушек из ансамбля под названием «Берёзка», названный так в честь самой известной русской народной песни о берёзе, «Во поле», с которой они впервые появились на сцене.
Движения в хороводах самые разнообразные, но сближает их поочерёдное появление в танце разных исполнителей. Такой танец напоминает нам с Вами песенно-инструментальный жанр - канон.
Давайте представим себя песенно-танцевальным ансамблем и попытаемся воспроизвести хоровод - канон. Делимся на 2 команды и поочерёдно, двигаясь друг за другом хороводом, запеваем каноном
песню «Во поле». В середину наших хороводов поставим прекрасную берёзку, роль которой исполнит Теперь так же, каноном, попробуем исполнить песню «Во поле береза стояла»
Вывод: Изменилась ли песня во время пропевания её каноном?
Дети: Нет, она стала более насыщенной , динамичной и интересной, за счёт появления другого голоса
УЧИТЕЛЬ: Песня «Во поле береза стояла» появилась очень давно. Неизвестно, кто был ее автором, так как это был простой человек из народа. Понравившаяся мелодия передавалась из поколения в поколение, изменяясь почти при каждом ее исполнении Но из народной жизни она шагнула в мир музыки профессиональной.
Как называется такая форма, которая впоследствии стала популярной и в классической музыке?
Дети:– Вариации.
Учитель: «Во поле» дожила и до наших дней. Менялся мир, люди, окружающая действительность. За долгие годы существования песня пробуждала к себе интерес не только обычных людей, но и великих композиторов. Например, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, творивший в 19 веке, вводит эту тему в финал своей 4 симфонии. Узнали Вы песню? Как она изменилась ? (Ответы детей)
Учитель: В симфонии она превратилась в еще один символ: символ народного жизнелюбия, который противостоит человеческим сомнениям, внутренним метаниям. Мощное звучание симфоническим оркестром придает ей энергию, бодрость .
Вывод: Вот какие разные образы можно вложить в эту старинную, известную мелодию. Она навсегда останется с нами, И сейчас, в 21 веке песня «Во поле береза стояла» популярна ,любима и узнаваема. За многие годы существования этой мелодии появилось много различных очень похожих её вариантов.
Выводы и обобщения: Наш народ никогда не забудет этой песни. К ней, наверняка обратятся наши дети и внуки, ведь именно здесь заложен символ любви и чистоты нашей Родины - России.
Творческая рефлексия
ЗАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ПОЭЗИИ
Учитель
- Берёз в русской живописи мы найдём великое множество, и это берёзовое изобилие было бы назойливым и утомительным, если бы не то поразительное разнообразие живописных решений, с которым мы встречаемся, глядя на многочисленные берёзы, исполненные в красках.
В нашей экспозиции подобраны картины, которые объединяет не только одна тема, но и одно время года. Согласны вы со мной, что все картины прекрасны? И каждое произведение искусств нашло отклик в вашей душе? (Дети читают мини-сочинения «Мои впечатления»)
И.Шишкин «Берёзовая роща»;
И.Левитан «Берёзовая роща»;
А.Куинджи «Берёзовая роща»;
И.Грабарь «Майский вечер».
Выводы и обобщения
Каждый из художников и каждый из вас увидел свою берёзовую рощу, и все картины прекрасны!
Экскурсовод первый: Русская берёзка хороша в любое время года. Весной она покрывается кружевной листвой, и весенний запах струится от её клейких листочков и берёзового сока».
В. Бакшеев «Голубая весна» (1930).
Берёзка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
То кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский
Экскурсовод второй: «А летом? Сколько красоты в её длинных тонких ветвях! Они висят, словно зёлёные гирлянды».
А.Рылов «Зелёный шум».
БерезыКак-то шёл июнь через речонкуИ берёзку принял за девчонку.Подошёл к ней, сел на берегуБелая ты … будто вся в снегу.Вот тебе зелёный лист в подарок,Как взмахнёшь им — день не будет жарок.Вот другой — расправишь на весу,Полной горстью примет он росу.Третий лист — шумливее, чем эти!Будет петь он песни на рассвете,Голову синице закружит,Солнышко к тебе приворожит…И пошёл июнь зелёным бродом,И растаял в дымке зоревой…А берёза, перед всем народом,Ранним утром вспыхнула листвой.
Экскурсовод третий: «Но лето скоротечно… И вот уже загорелись золотом верхушки берёз, и, кружась в воздухе, медленно падают с них пожелтевшие листья. Пришла осень».
В. Борисов-Мусатов «Осенняя песнь», (1905).
Экскурсовод четвёртый: «Зимой берёзка распускает свои светлые косы-ветки, покрытые инеем, и сверкает миллионами кристалликов на солнце, как в сказочном лесу!»
И. Грабарь «Февральская лазурь».
Чтение стихотворения наизусть.
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Выводы и обобщения
Берёза красива во все времена года. Её красоту воспевали художники и поэты.
Философско-эстетический уровень
ЗАЛ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Учитель
- Что чувствовали и говорили о берёзе наши знаменитые соотечественники?
Когда великий русский композитор Михаил Иванович Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке, как символу своей Родины.
Писатель Иван Андреевич Бунин, где бы ни жил, куда не забрасывала его судьба, в палисаднике под окнами своего дома сажал берёзку.
Из писем Александра Сергеевича Пушкина: «Как только мы переехали горы, я увидел её – северную русскую берёзку. Сердце моё сжалось от любви и тоски по Родине».
- А что для вас берёза?
Высказывания детей: «Я думаю, что для меня белоствольная берёзка – …».
Учитель
Ты до того, берёзонька, красива! И в полдень жаркий, и в часы росы,Что без тебя немыслима Россия. И я не мыслим без твоей красы. Для меня березка – часть России. Есть она, и будет, и была... Вот березку росы оросили, И стоит она белым-бела. Снова у родного перекрестка Я стою, взволнованный, с утра –Вот она, заветная, березка, Теплый образ света и добра!
П. Балацкий