Урок окружающего мира Чудо, которое всегда рядом


Тема:

Цель: реализация задач.Тип урока:
комбинированный: урок приобретения новых знаний, умений и закрепления изученного материалаЗадачи:Образовательные:
- сформировать знания о трех состояниях воды, их взаимных переходах;- формировать понятие о круговороте воды в природе;- формировать знания об экологической целостности природы.
Развивающие: - развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, к явлениям природы.Содержание урока:
1. Психологический настрой.2. Обобщение и повторение знаний, полученных ранее.
Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Проведем мы его в виде конференции. На которой мы обобщим свои знания, сделаем выводы и конечно же узнаем новое.
Наша конференция пройдет под названием « Чудо, которое всегда рядом».
Послушайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые нам помогут определить о чем же пойдет речь на уроке:
“… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире”.
Каждый из нас хоть раз в жизни мечтает увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас.Что это за чудо? Чудо которое всегда рядом.
Итак, так о чем же мы будем говорить?Проблема нашей конференции. Мы должны доказать, что это действительно чудо.
План урока таков, мы сначала вспомним все, что мы уже знаем о воде, а потом узнаем новое.
Значение воды в жизни человека.
Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это:
- передвижение (плоты, лодки, корабли);
- поддержание чистоты;
- движение машин, вырабатывающих электрический ток;
- переносит тепло по трубам;
- гашение пыли и охлаждение аппаратуры в шахте;
- растворение красок;
- крашение кожи и ткани;
- изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба;
- полив растений и др.
Поговорим о трех состояниях воды.
Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними разное.
Сейчас мы с вами отгадаем загадки и увидим где мы можем наблюдать воду в жидком, газообразном и твердом состоянии.

На какие три группы мы можем разделить все эти картинки?

Процессы превращения рассмотрим на слайде.

Предлагаю вам отгадать кроссворд и вспомнить, как называются процессы превращения воды.
1. Как называется процесс превращения воды в лёд? (замерзание)
2. Как называется процесс превращения льда в воду? (таяние)
3. Как называется процесс превращения воды в пар? (испарение)
4. Как называется процесс превращения пара в воду? (конденсация)
5. Как называется процесс бурления и испарения жидкости от сильного нагрева? (кипение)

Все эти превращения воды происходят и в природе. Давайте посмотрим, как же это происходит.
Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир. Пригрело как-то яркое солнышко. Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.) Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку. В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.) И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
Можно ли сказать, что вода вращается по кругу? Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Свойства воды (просмотр фильма о свойствах воды)
Свойства воды – жидкости.
Об этом поговорим более подробно.
1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.
2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.
3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная.
4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.
5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.
6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается наполненная до верху бутылка воды, оставленная на морозе.
Растворитель.

1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель;
2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;
3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;
4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.

Новый материал.
Работа по учебнику.
Сообщение об Архимеде.
Знакомство с законами Архимеда.

Подведение итогов.
Итак, с какими чудесами природы мы сегодня познакомились?
- Может ли человек прожить без воды? Почему?

В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье.
Для нас очень важно знать как можно больше о воде, так как в своей жизнедеятельности человек очень часто соприкосается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Берегите ВОДУ!