Конспект урока русского языка на тему «Единственное и множественное число имён существительных» (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе
по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»

Учитель начальных классов
основной общеобразовательной школы №5
Макарова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных
Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.
Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.
Задачи урока (способы достижения цели):
Личностные:
     - мотивация учебной деятельности;
     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;
     - формирование социальной роли ученика.
Метапредметные:
     - формулировать и удерживать учебную задачу;
Предметные:
     - определять число имен существительных;
     - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Планируемые результаты:
Предметные:
     - определять грамматический признак имен существительных – число;
     - изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
     - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;
     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
     - уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы:  самомассаж рук, динамическая пауза,
Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):
В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.


Ход урока

Организация начала урока
Психологический настрой

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
И мы, отбросив все сомнения,
Начнём сегодняшний урок.

- Проверим рабочие места.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Солнышко смеётся, и вы улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Приступим к работе.

Отгадайте загадку:
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали.. .
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.

Актуализация знаний

Орфографическая минутка.
- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Минутки чистописания
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему? (Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков)

Пальчиковая гимнастика
Выполняют самомассаж под стихотворение:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)

И и Ии Ми ни Ли пи

- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.
ван ванов ва ваново

Словарная работа
- Дрессированный тюлень предлагает вам написать картинный диктант.
(Картинки – на доске)

- Запишите словарные слова в столбик.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] берёза
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]карандаш

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]медведь


- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- К какой части речи относятся слова?
- Какие из них относятся к одушевлённым именам существительным?
-Какие из них относятся к неодушевлённым именам существительным?
- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?

Самоопределение к деятельности
(Открываю картинки во втором столбике на доске)
- Подпишем картинки во втором столбике.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] берёзы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] карандаши

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] медведи

- Как изменились слова?
-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на с.61.
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.
Схема – опора
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.
Учиться определять число имён существительных)


Работа по теме урока
Упр. 104 (С.61) (Устно)
- Объясните значение слов один – единственное, много – множественное.
Работа с правилом (с.63)
- В каком числе может употребляться имя существительное?
- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?
- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?
Игра «Один – много»
- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.
- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.
Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре        
Буду всех сильнее в мире,   
Буду в цирке выступать.      
Бегемота поднимать.            

Упр. 107.
- Запишите слова, определите число, подчеркните орфограммы.
Рефлексия
- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?
- Удалось нам их выполнить?
- Медвежонок даёт вам задание. Распределите слова в два столбика.
Дождь, чайник, груши, уж, машины, ежи.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Выполняют взаимопроверку, сверяя с контрольным листом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


- «!» - молодец, все выполнил верно;
- «+» - хорошо, но есть ошибки;
- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.

Подведение итогов урока
- О каком признаке имени существительного вы узнали?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: с.61 (правило), упражнение 106

15