ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.П.Прутовых

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир» [2].
Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку[1].
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
В  своей работе мы используем методическое пособие В.А. Пантикова «Учимся рисовать – учимся творить» [3].
Необычные способы рисования, которые мы используем в работе, так увлекают детей, что в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Под рукой нет кисточки? Не беда! Одним пальчиком обмакнем в красную краску, другой в синею, третий – в желтую, чем не палитра! Вот и «Рассыпались мамины бусы», «Посыпался веселый горох», «Космический сон», «Вспоминаем лето».
Предлагается детям представить: «Потеряли котятки по дороге перчатки А сейчас раскрасим правую ручку, а для детей левшей, левую ручку – приложим к листу бумаге. Вот и обе перчатки нашлись! А отпечаток от одной ладони «без пальцев» похож на чьё-то лицо. Может к нам в гости пришел домовёнок Кузька»?
Одним из любимых детьми способов нетрадиционного рисования - рисование на стекле. Этот способ обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобен в оформлении группы к праздникам.
Перед православным праздником Светлой Пасхи используется способ рисования свечой (расписывание пасхальных яиц). В своей работе мы с детьми рисуем чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом (при этом столы обязательно ставим на ковёр), сидя, стоя. Разнообразие материалов заставляет детей что-нибудь придумывать. Например: помяли несколько листочков бумаге, дети хотели выбросить их в мусор. Предложила детям поиграть с листочками (гимнастика для пальчиков), мы их гладили ладошкой, то указательными пальчиками, то мизинчиками. Дети спросили: «А можно ли рисовать на мятых листочках?» Мы попробовали – результат удивил детей, рисунки получились с эффектом мозаики (в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной). Сейчас в нашей группе отведено место для смятых листочков («холсты» для будущих работ).
Ещё одна ситуация: стирали кукольную одежду, случайно насыпали лишнего моющего средства (мыльные пузыри – через край) предложила воду слить, а мыльные пузыри остались в тазике, дети стали играть с ними, а одна из девочек решила их сделать цветными и добавила краски (вот и эксперимент). «Тогда давайте рисовать!» - предложили дети. Можно ли? Постепенно вывели гипотезу. Определили способы действия: кто-то брал ручками пену и выкладывал на лист бумаге, кто-то выкладывал ложкой. Дети так увлеклись, что пришлось ещё и ещё разводить пену, и экспериментировать с разными цветами. Получались фантастические животные, цветы, фейерверки и т.п.
Осенью, после уборки урожая, дети приносили в группу овощи причудливой формы. Мы сделали выставку «Чудеса природы». Подвела детей к мысли: «А можно ли рисовать овощами?» Кто-то предложил порисовать хвостиками моркови и свеклы. Получились удивительные змейки. А ещё оказывается можно рисовать срезом свеклы. А что будет, если картофель разрезать на две части? Получились две печатки. Дети сразу увидели в них: солнышко, мячикиБез помощи взрослого здесь не обойтись, пока дети печатали мячики, педагог приготавливает еще печатки из картофеля: ёлочку, ёжика, грибок, цветок, бабочку, кораблик, рыбки и т.п. Эти увлекательные занятия доставляют детям большое удовольствие, превращает печатки в интересный сюжет с определенным настроением.
Используя в работе трубочки из под сока (бросовый материал), а для детей «волшебные трубочки». Трубочкой осторожно набирают краску и также осторожно выдувают её на лист бумаге, затем дуют на краску из трубочки, получившееся разводы – это уже фантазия детей: салюты, космические звёзды, декоративные птицы и т.д.
Рисование необычными и оригинальными техниками: рисование на песке, на снегу, солью, нитками, мятой салфеткой, тряпкой и т.д., позволяет детям раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Дети учатся преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что не получиться. Научившись придумывать, играть и фантазировать дети быстрее развиваются, оригинально мыслят и быстро выходят из трудных ситуаций.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка, в умениях взаимодействовать со сверстниками, видеть красоту окружающего мира, в развитии мелкой моторики пальцев рук.


Литература:
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18.-с.21-36.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - Москва, 2007. – 103с.
3. Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. - Красноярск, 1993. – 201с.
4. Шклярова М.А. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – с. 14 – 19.



13PAGE 15


13PAGE 14315