Совместный труд детей и взрослых в детском саду


Совместный труд детей и взрослых в детском саду
Кисиленко М.А,
воспитатель МДОУ №119
« Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде труд людей
и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком»
В.А. Сухомлинский
Известно, что интерес к труду необходимее трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодарная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость взросления - обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения.
Включение детей в труд взрослых реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми.
При ознакомлении детей с разнообразным трудом взрослых: няни, повара, дворника, дети могут принять непосредственное посильное участие. Поэтому рассказывая о работе взрослых о работе в детском саду и за его пределами, необходимо находить возможность и для включения детей в него.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и увозит их в контейнеры для мусора. Мы, воспитатели, отмечаем полезность этого труда для окружающих. Дети сгребают листья, собирают их в мешки.
С удовольствием ребята трудятся на огороде в посадке лука, свеклы, огурцов: ухаживают, рыхлят, поливают, пропалывают и с удовольствием собирают урожай. Старшие дошкольники собирают семена растений и цветов.
Зимой дети разгребают снег, расчищают дорожки, делают снега различные постройки, которые в течении зимы сохраняют и подправляют.
При знакомстве детей с трудом строителя используем не только стихотворения, рассказы, рассматривание картин, но и экскурсии на недостроенный объект. Чтобы побуждать детей к последующим трудовым действиям, организовываем со старшими детьми, например, постройку скворечника (с помощью плотника или родителя). Ребята сортируют гайки, болты, знают названия инструментов, подают их взрослому.
При организации совместного труда мы стараемся максимально сосредотачивать внимание детей на трудовой деятельности. Малышам даются отдельные поручения, например, разложить ложки, принести мыло, подать тряпочку. Ведь выполнение таких поручений вполне доступно и вместе с тем ценно так и готовит к трудовой деятельности.
Ребята среднего и старшего возраста выполняют различные обязанности дежурных по столовой: стелют индивидуальные салфетки, расставляют посуду, столовые приборы. После проводим беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве о том, как распределились обязанности.
Включение в совместный труд практикуем при еженедельной уборке групповой комнаты. Старшие ребята моют игрушки, стирают кукольное белье, протирают полки. Незабываем и похвалит, использую пример тех детей, которые выполняют работу с любовью. Например: «Посмотрите дети как сегодня необычно, по-своему Танечка расставила игрушки на полке».
Объединяя детей при выполнении коллективных заданий, учитываются складывающиеся между детьми отношения, уровень умений, индивидуальные способности.
Объединяя детей в отдельные подгруппы таким образом, чтобы в ней рядом с ребенком уровень умения, которого недостаточен, был товарищу, способный выполнит задания и оказать помощь; рядом с тем который отличается неуступчивостью - сверстник сдержанный, умеющий выслушать и убедить.
Важно постоянно анализировать проявление инициативности и способностей каждого ребенка, побуждать их развивать и направлять. «Неумеек» поддерживаем, воодушевляем на дальнейшие старания, учитывая при этом их личные интересы, склонности и возможности.
Интересно протекает работа при поделке игрушек из природного материала, древесины, бумаги, спичечных коробков и т.д; при поделке игрушек для сюжетно-ролевых игр взрослый только начинает работу, а затем предоставляет старшим детям возможность действовать самостоятельно.
Организуя совместную деятельность детей по подготовке к занятиям, распределяем кто, что будет делать. Дети раскладывают на подносы геометрические формы, из которых будут изготовлять аппликации, раздают тряпочки, клеенки, кисти. Необходимо развивать в каждом ребенке умение быть и исполнителем и руководителем. В первом случае учим детей необходимости подчинять свои желания. Вносить своим трудом вклад в общее дело, во втором – распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, помогать товарищам.
Особое внимание постоянному общению с детьми, направляем их деятельность, координируем интересы и индивидуальные запросы с общей потребностью.
Только полное взаимопонимание способно доставлять детям радость и стать стимулом к творчеству и активности.
Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем. Чтобы ребенок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Используемая литература:
Р.С. Буре. Н.Г. Година «Учите детей трудиться» 1983г. Москва.
Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» 2015г. Москва.