Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности учащихся


Влияние экологического воспитания
на духовное развитие личности учащихся
 МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
Дорофеевой Ирины Ивановны
Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.
В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности личного участия в решении экологических проблем. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (№ 236 от 04.02.1994 г.) и современной экологической доктриной Российской Федерации – экологическое обучение, воспитание, просвещение признано одним из важнейших направлений государственной политике в области экологии. Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В процессе работы видно, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Я, как педагог дополнительного образования детского объединения «Зоопочемучки» использую разнообразные методы исследования окружающей среды. Осуществляю общественно полезную деятельность учащихся по охране объектов и комплексов природы, дети участвуют в различных практических экологических акциях. Примером таких акций стали Дни защиты Кузбасса от экологической опасности, различные природоохранные операции: «Сохраним елочку», «Чистый воздух», «Посади дерево», «Муравейник». В своей работе использую многообразные формы по воспитанию экологической культуры:
- экологические беседы: «Мы – друзья природы», «»Как мы помогаем природе?», «О культуре поведения в природе», «Зеленая аптека»;
-конкурс загадок о природе;
- экологические игры: «По тропе Берендея», «Тайны лесной тропинки»;
- экскурсии: «Музей природы»;
- составление и отгадывание ребусов о природе;
- игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».
В процессе экскурсий в природу дети наблюдают за насекомыми, птицами, животными, учатся быть внимательными и знают, что нельзя топтать и рвать цветы, ломать деревья, уничтожать муравейники, разорять птичьи гнезда.
И если они этому следуют, это их небольшой, но значимый вклад в охране природных богатств родного края.
На втором году обучения планируем с ребятами разработать экологическую тропу, это одна из интересных форм овладения правилами грамотного поведения в природе.
Данные мероприятия позволяют выявить знания учащихся, внести свой посильный вклад в создание здоровой окружающей среды.
   Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
  Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Литература
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст]/Т.Я.Ашихмина.-М.: Рандеву, 2000.- 385 с.
Алиева, Н.А. Всероссийская конференция, посвященная 90-летию системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности [Текст] /Н.А.Алиева// Юннатский вестник.- 2008-№ 3.-8-13.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]/С.Н.Николаева.-М.:АСАДЕМА,2002.-с110-114.
Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст] :учебное пособие /О.Е.Лебедев, М.В.Катунова, Н.Ф.Трубицын.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-256 с.