ГИМНАСТИКИ БРЕЙН ДЖИМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

гимнастики Брейн Джим для повышения эффективности обучения.

Васильева Людмила Михайловна
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Новочебоксарск (МБОУ «СОШ№19» г. Новочебоксарска)


Все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями тела. Но на практике, когда мы организуем, процесс обучения детей на уроке почему-то об этом забываем. Наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности.
Мозг человека условно можно разделить на три блока. Первый (нижний) блок энергетический. Второй блок, находящийся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляет приём, переработку, хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль.
Исследования ученых - нейропсихологов доказали, что мозг ребенка развивается неравномерно. И в настоящее время растет число детей, поступающих в школу с теми или иными органическими изменениями или нарушениями. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и, начав с хорошей успеваемости, такой ребенок может быстро "скатиться" в троечники.
Недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки.
Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Конечно же, это отражается на учебных успехах.
Как же обеспечить эффективную работу головного мозга и развить их способности?
Американский психолог Пол Деннисон составил комплекс упражнений, уникальную гимнастику для мозга. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.
Систематическое выполнение этих специально подобранных упражнений на уроках на всех ступенях школьного обучения помогут повысить эффективность обучения и решить проблему неуспешности. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.
Начнем мы с упражнения «Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Специалистам известно, что упражнения на растягивание помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников более успешной? Понятно, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи.
Упражнение «Помпа».
Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.  


Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.
Упражнение «Заземлитель».
Оно способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге. 
Упражнение «Позитивные точки»
Можно выполнять стоя и сидя.
1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.
Упражнение «Думающий колпак» также можно выполнять стоя и сидя.
1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.
Оно будет полезно школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения. У детей пропадает страх отвечать у доски, они становятся спокойнее, увереннее в себе. И что очень важно у учеников появляется “жажда чтения”. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала. Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

Литература

1. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.

IMG_0002 Заголовок 2 Заголовок 615