Рабочая программа внеурочной деятельности Культура добрососедства


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Рощинская школа»
учителей начальных классов МОУ « Рощинская школа» ____________Воеводкина Н.И.
Протокол № _____________ __________Новинкина Л.В. Приказ №__________
от ___»_________________ от «____» ____________________ от «__» ______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
ДЛЯ 1 КЛАССА


Разработчик:
учитель начальных классов
Шевчук О.В.

с. Рощино, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………………………………………….............................. 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ…………………………………………………………….. .8
ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ....................................................................... 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ…………………………………………. .10
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………………………………………………….11
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …………………………………………………………………………………………………………………………. .13
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ…………………………………………………………………………………………………...17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью духовно-нравственного направления «Культура добрососедства» для 1 класса в МОУ «Рощинская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013 г. № 30067).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Региональный уровень
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-019135-7.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15), ссылка www.fgosreestr.ru (Министерство образования и науки Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ).
ООП НОО ОУ, 2015г.
Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При проектировании внеурочной деятельности рекомендованы пособия:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Центр Пед. Поиск, 2011.– 96 с.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа занятий внеурочной деятельностью «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Основными задачами программы «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данной программы являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации проведения занятий внеурочной деятельностью «Культуры добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении: практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании (по Г. И. Щукиной): методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Программа предназначена для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с возрастными особенностями детей . В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:
игровые технологии,
технология сотрудничества,
технология системно-деятельностного подхода,
проектные технологии.
Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.
На основе контроля уровня обученности можно использовать следующие формы организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая работа,
работа в парах.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
викторины;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Рабочая программа адаптирована и предполагает внесение изменений:
по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная записка, Общая характеристика занятий внеурочной деятельностью, Описание места занятий внеурочной деятельностью в учебном плане, Планируемые результаты освоения занятий внеурочной деятельностью, Содержание занятий внеурочной деятельностью с примерным распределением учебных часов по разделам курса, Тематический план, Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельность и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Формы организации занятий внеурочной деятельностью
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Предмет имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
ОПИСАНИЕ МЕСТА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается в 1 классе по 1 академический час – 35 минут (33 ч. в год).
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33- учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа занятий в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
При изучении занятий внеурочной деятельностью «Культура добрососедства»
Обучающийся научится называть:
природные зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
Будут иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
tc "Программа учебного курса «Культура добрососедства»"
1 класс (33 часа)
«Я, моя семья и мои соседи»tc "для 1 класса"
Тема раздела, занятия Содержание занятия
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства» Учимся жить в добром соседстве Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»
Раздел «Географическая среда»
(5 часов)
Крым на карте Украины.
Представление о Крыме как полуострове Находить на карте Украины Крымский полуостров
Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары)
Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт
Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека
Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным
Раздел «История»
(5 часов)
Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)
Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»
Раздел «Традиционная и современная культура»
(6 часов)
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм
Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства
Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму
Разнообразие блюд крымской кухни.
Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.) Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников
Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым
Раздел «Язык соседа» (6 часов)
Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа»
Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей
Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем
Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений
Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях
Раздел «Аксиология»
(4 часа)
Отношение к родителям и старикам Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни
Придумаем и проведем праздник нашего класса Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы
Раздел «Конфликтология»
(6 часов)
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС (33 часа)
«Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ СОСЕДИ»
Тема занятия Содержание занятия Планируемые результаты Форма проведения
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи» Беседа
Географическая среда (5 часов) Крым на карте России.  Представление о Крыме как полуострове. Находить на карте России Крымский полуостров  Практическое занятие
«Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары)  Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт Инструктаж.
Экскурсия
Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  Групповая работа
Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным Викторина.
Презентация
История (5 часов) Названия вокруг нас. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села) Групповая работа
Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Иметь представление об истории своего рода. Практическое занятие
Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство» Заочная экскурсия
Традиционная и современная культура (6 часов) Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм Викторина
Презентация
Ремесла Крыма. Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства  Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму Конкурс.
Практическое занятие
Разнообразие блюд крымской кухни.  Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо Практическое занятие.
Групповая работа
Праздники нашей семьи. Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др. Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников Творческая работа.
Работа в парах
Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым Групповая работа
Викторина
Язык соседа (6 часов) Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа»  Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей Практическое занятие.
Групповая работа
Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем Беседа
Календарный фольклор людей. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.  Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений Практическое занятие.
Групповая работа
Произведения национальных литератур о семье и соседях Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях Творческая работа
Аксиология (4 часа) Отношение к родителям и старикам Отношение к родителям и старикам. Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам Творческая работа.
Работа в парах
Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни Групповая работа
Викторина
Придумаем и проведем праздник нашего класса  Праздники нашего класса. Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы Конкурс-игра
Конфликтология (6 часов) Учимся знакомится. Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.  Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами Ролевая игра
У нас конфликт. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности  Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение Практическое занятие.
Коллективная игра-конкурс
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть  Конкурс-игра
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п Наименование объектов и средств УМ и МТ обеспечения
Учебно-методическая литература
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Центр Пед. Поиск, 2011.– 96 с.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Учебно-практическое оборудование
2. Таблицы. 1 класс.
Демонстрационный и раздаточный материал (альбомы, карточки, плакаты).
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Технические средства обучения
3. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.Персональный ноутбук.Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Принтер.
Акустическая система.
Экранно-звуковые пособия
4. Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru.
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru.
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru.
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru.
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru.
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru.
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru.
Сайты издательств
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru.
Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru.
Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательский дом «Федоров») http://www.zankov.ru.
Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru.
Реестр примерных основных общеобразовательных программ http://www.fgosreestr.ru.
Натуральные объекты
5. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,).
Игры и игрушки
6. Настольные развивающие игры (лото, игры-путешествия и т.д.).
Оборудование кабинета
7. Ученические парты двухместные.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения.
Тумбы-секции для хранения.
Детские стулья.
Меловая доска.