Разработка исследовательской работы Сколько весит здоровье ученика?


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Костенко В.Г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема. «Сколько весит здоровье ученика?»
Работу выполнила ученица 4 класса
Ермакова Эльвира
Учитель Сафина Л.А.
Слайд 1
Слайд 2
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
1.В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?
Слайд 3.
2. Перед собой мы поставили цель:
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Слайд 4.
3. Поставили следующие задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 5.
4. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 4 класса МОБУ «Михайловская СОШ имени Костенко В.Г.»
Слайд 6.
Слайд 7.
5. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Слайд 8.
6. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования
Слайд 9.
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Слайд 10.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;– 5–6-x классов – 400 г;– 7–8-х классов – 500 г;– 10–11-х классов – 600 г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Выяснилось, что чем тяжелее была ноша , тем выраженнее становились боли в спине. А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Слайд 11.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 12 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвели итоги по позициям:
Слайд 12.
– самый правильный ранец (до 0,5 кг) - у Астаховой Нади, Михалевой Влады, Сержантовой Полины , Перепечина Димы;– самый тяжелый ранец – Астахова Саши и Иванова Данилы, Перепечина Максима и Раскевич Антона, гуртового Вити и Кирпичникова Даниила;;– самый легкий ранец с принадлежностями – Ермаковой Эли, – самый тяжелый учебник – русский язык– самый «тяжелый» учебный день - среда– самый «легкий» учебный день - пятница
Проанализировав все результаты мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
3 - человек с нарушением осанки;4 - человек со сколиозом;5 - человек здоровых.
Как же сохранить здоровье и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле
Слайд 13.
: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.
Выводы
Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,3 кг. Однако у 5 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
Слайд 14
«Окружающий мир» – 300 г;
Слайд 15
«Русский язык» – 350 г;
Слайд 16
«Математика» – 230 г;
Слайд 17
«Литературное чтение» – 300 г;
Слайд 18
Тетрадь-задачник – 50 г;
Слайд 19
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник русского языка массой 350 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в среду : 4,45 кг или 4,34 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в пятницу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Слайд 20
Рекомендации ученикам
– Не носите лишнего в ранцах.– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Слайд 21
Рекомендации родителям
– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 22
Рекомендации работникам школ
Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;– организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.