Исследовательская работа Знаменитые люди края


Содержание
Введение 2-5
Глава I. Кто он –Файзулла Султанов?
1.1. Детство и юношеские годы Файзуллы Султанова ..6
1.2 Из крестьян на вершины власти. 7-11
Глава II. Память о Файзулле Султанове
1.1.Увековечение памяти Файзуллы Султанова 11
1.2. Что я узнала о родственниках Файзуллы Султанова ? 11
Заключение 12
Вывод 12
Библиография 12
Приложения
Приложение 1. Таблица анкетирования
Приложение 2. Буклет и фотоматериалы (из семейного архива)
Приложение 3. Шежерэ Султановых (из семейного архива)





Введение
Тема моей исследовательской работы «Знаменитые люди нашего района». Я остановила свой выбор на данной теме, потому что скоро исполнится 100 лет образованию нашей Республики и идет голосование проекта « 100 знаменитостей нашей Республики». Мне стало интересно узнать, какие знаменитые люди есть в нашем районе.
Наш район всегда славился знаменитыми людьми, историческими и современными героями. Мой дядя Марат Тулибаев в своей книге «981рг1нд1р ере –Ей1нсура» описывал наших земляков, которые внесли свой вклад в развитии района и Республики .Это Бикбау –бей, Куват Кинзягулов, Булат Ишемгулов. Ведь не зря же названы улицы нашего села именем Сулеймана Абдуллина, Кусякова, Рутчина, Ахметшина и других знаменитостей. В любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. О них снимают фильмы, пишут книги и даже слагают легенды. Это люди, профессии или род занятий которых связан с наукой, политикой, общественной деятельностью. Много ли мы знаем о них? Как известно историю делают люди. Историю района делают его знаменитые люди. Я решила узнать о них. Выбор пал на Файзуллу Валеевича Султанова. Почему? Потому что в нашем селе в честь его названа улица и школа .
Актуальность моей темы в том, что могу поделиться с вами, какой замечательный человек вырос на нашей земле и какой вклад внес в процветание нашей Республики и нашего района.
Цель: познакомить сверстников с жизнью и деятельностью знаменитого односельчанина.

Задачи:
-собрать как можно больше материала о Файзулле Султанове из семейного архива;
-донести эту информацию до учеников гимназии- интернат;
  -напечатать свою исследовательскую работу на страницах районной газеты «Зианчуринские зори»;
Гипотеза:
В моем селе есть знаменитые люди, чей труд и вклад мало кому известен.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный - проведение анкетирования среди учащихся гимназии-интернат и школы им.Ф. Султанова;
- выбор темы проекта; - определение целей и формирование задач проекта; - определение названия проекта;
-обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов.
- выбор способов работы (используемые методы исследования) 2. Поисково-исследовательский (реализация плана) - работа по сбору информации - работа с ресурсами интернета - сбор и систематизация материалов

3. Завершающий
- оформление материалов исследования; - создание презентации и выступление с ней на классном часе; - сделать выводы.
Подготовительный этап
Свою работу над проектом я решила начать с опроса учащихся о выдающемся личности – нашего земляка Файзулле Султанове. Выяснилось, что практически никто из учащихся гимназии-интернат не знает его. .% респондентов знают, что в честь него названа улица и школа нашего села.
Поисково-исследовательский этап
Встретилась с родственниками, собрала фотографии из семейного альбома, изучала книги, статьи, очерки, написанные о Файзулле Султанове. Интернет-ресурсы дополнили сведения по данной теме. В ходе исследования я выяснила, что Файзулла Султанов дважды награжден орденами Трудового Красного Знамени, которые присваиваются самым отважным, смелым, честным и беспредельно преданным делу людям.
Завершающий этап
В результате я систематизировала накопленные знания, оформила их в исследовательской работе, создала электронную презентацию по данной теме.
Обобщая содержание проекта можно сказать, что нам есть кем гордится, на кого равняться!

Условия для реализации проекта
- взаимодействие с родственниками, учителями, соседями при сборе материалов;
-использование разнообразных форм исследовательской работы: работа с архивными материалами, воспоминания родственников, изучение литературы по теме;
- информационное обеспечение опыта работы (архивные материалы, статьи районной газеты, книг).
Ожидаемые результаты
приобретение навыков исследовательской работы;
расширение знаний о знаменитых людях нашего района;
сохранение памяти, гордость за них;
удовлетворенность от общения с родственниками и знакомыми;














ГЛАВА I. Кто он – Файзулла Султанов ?
1.1. Детство и юношеские годы Файзуллы Султанова.
Перед тем, как изучить биографию Файзуллы Султанова, я провела опрос среди учащихся 11-х классов нашей гимназии и среди учащихся школы имени Ф.Султанова. Я им задала вопрос «Что Вы знаете о Файзулле Султанове?» Вот какой результат получился: [Приложение1.] По проведенному опросу можно сказать, что учащиеся школы имени Ф.Султанова хорошо знают биографию Ф.Султанова , а учащимся гимназии - интернат нужно интересоваться биографией знаменитых людей нашего района.
В 1922 году 15 октября в красивом уголке нашего района, где протекает река Сурень, родился мальчик. Ему дали имя Файзулла. Люди с именем Файзулла отличаются смелостью и независимостью. В детстве это проявляется в виде выраженного своеволия и чрезмерной даже для ребенка любознательности. С возрастом такой человек приобретает качества, позволяющие ему занимать лидирующие позиции в коллективе: решительность, ответственность, находчивость, быстрота реакции. Он редко нуждается в поддержке, но и сам оказывает ее лишь тем, в ком видит реальный потенциал.[6] [ Фото 1.]
Действительно, он с малых лет был целеустремленным, хорошо учился, был трудолюбивым. [ Фото 1,2,3,4.]
Вот что вспоминают родные: « Один год он с сестрой заготовили больше 1000 березовых веников, а осенью с отцом поехал продавать их на базар в Оренбург. В Оренбурге отец показывал ему красивые исторические места города.» После этого появилась мечта у него продолжать учебу в городе. [5] ) Из воспоминания сверстника Ф.Султанова Файзрахмана Бикбаева «Файзулла для нас, для деревенских мальчишек, был руководителем, организатором и лидером. Он рано научился говорить на русском языке. Так как к нам в деревню часто приезжали русские из Спасска Оренбургской области».[3]
Окончив школу, Ф. Султанов поступает Стерлитамакский педтехникум. Это доказывает , что у него было большое желание получить образование. « Когда учился в педтехникуме, часто писал письма домой. Его письма я читал вслух. В письмах он писал, как скучает по родным, по деревни. Он обычно начинал со стихотворений, сочиненные самим . Одно стихотворение остался у меня в памяти
«Ст‰рлел‰ й‰ш‰_ 5ыйын туCандарым,
Ни‰р ген‰ к_рм‰й башQайIарым,
Сит ерI‰рI‰ уQып й™р™г‰нд‰
j_р‰м Qуйы тир‰к,
Тир‰кт‰рI‰ kайрай Qоштары,
Нисек кен‰ kаCынkам да
Т_Iер ‰ле ш‰керт баштары»- писал он.[3]
После окончания педтехникума, Файзулла Султанов работал учителем в сельских школах Зианчуринского района, быстро завоевал авторитет и уважение сельчан.
С началом войны он добровольцем уходит на фронт. Войну встречает на Доне воздушно –десантником. Принимает участие в боях по защите нашей Родины от фашистских захватчиков. На Сталинградской битве получает ранение, а в 1943 году возвращается домой после ранения. После возвращения с фронта Файзулла Султанов вновь принимается за любимое дело – учить сельских ребятишек. Его активность, стремление к новому, требовательность к себе, умение хорошо организовать какое-либо дело не остались незамеченными. В 1946 году его привлекли к работе в органы ВЛКСМ, позже он стал партийным работником. Закончил Башкирский государственный педагогический институт им. К.А.Тимирязева, а в 1958 году поступил в Академию общественных наук при ЦК КПСС.
1.2 Из крестьян на вершины власти.
После успешного окончания Академии в 1962 году Файзуллу Валеевича назначают ректором Бирского государственного педагогического института. Через год  он секретарь Башкирского областного комитета КПСС по идеологии. В 1963 году избирается депутатом Верховного Совета Башкирской АССР шестого созыва по Красноусольскому избирательному округу №55(г. Ишимбай).
В 1967-1990 годы он бессменный Председатель Президиума Верховного Совета БАССР. Файзулла Султанов представлял нашу республику на самых высоких мероприятиях в Москве и участвовал в работе высших партийных форумов того периода  XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС. В этот период он избирался депутатом Верховного Совета БАССР с седьмого по одиннадцатый созыв, а с 1971 по 1990 годы – четыре созыва подряд – депутатом Верховного Совета РСФСР.[ Приложение 2. Фото 5,6,7,8,9,10]
Конечно, парламентская деятельность в те годы имела свою специфику, и не могла претендовать на полноту, поскольку была ограничена партийным всевластием. Все созывы тогдашнего Верховного Совета имели только представительный характер. В число депутатов входили умудренные жизненным опытом наиболее уважаемые рабочие и крестьяне, коммунисты и беспартийные, молодежь, ученые, деятели культуры, представители общественности. Понятно, что среди них было мало людей, знакомых с теорией государства и права, теорией организации функционирования государственного механизма, процедурой законодательного процесса. Но важно, что состав депутатского корпуса полностью отражал структуру общества и особенности региона. Требовалось суметь организовать работу этого разнородного парламента, направить ее на выполнение основных задач социально-экономического развития республики. И с этой нелегкой работой Файзулла Валеевич Султанов всегда блестяще справлялся. Константин Толкачев, председатель Госсобрания –Курултая Республики: «Файзулла Валеевич Султанов многое сделал для республики, в особенности для ее социально- экономического развития. Можно сказать, что он стоял у истоков нашего современного законодательства.»[6] «Файзуллу Валеевича я знала с 1962 года с тех пор, как он стал ректором педагогического института. А я в то время только закончила учебу и осталась преподавать на кафедре немецкого языка. Он был удивительным человеком: какой еще ректор может прийти в шесть утра, чтобы обойти весь институт до начала работы? Он мог запросто поздороваться со студентом за руку, мог поговорить в коридоре с преподавателем, несмотря на то, что для руководителей такого ранга это не было принято. Благодаря Файзулле Валеевичу я защитила кандидатскую в БГУ: у меня была сложная и интересная тема: билингвизм в нашей республике, и он очень помог мне фактическими материалами. А его жена Факия Амировна, которая была моей коллегой, преподавала немецкий язык на кафедре, научила меня очень многому в жизни» - пишет Набира Вильданова ,профессор кафедры русского языка и литературы УГНТУ. [6] Я встречался с Файзуллой Валеевичем по работе всего несколько раз, но он произвел на меня неизгладимое впечатление. Помню, я работал в совхозе имени 60-летия СССР, он приехал вручать переходящее Красное знамя как победителю соцсоревнования. И меня поразило, что в душе Султанов поэт: во время своего доклада сумел рассказать о каждом труженике всю подноготную так, словно читал стихи. Образно, красиво, с чувством. А еще был очень хотя, по известным причинам, возможности тогдашних парламентариев были все же ограничены. Двадцать три года это уникальный срок в масштабах всего Советского Союза он возглавлял президиум Верховного совета БАССР. По словам тех, кто его знал, был неординарным человеком: начитанным, эрудированным интеллектуалом, и при этом очень по-доброму относился к людям, независимо от возраста и занимаемого положения. [1] Вот что пишет Роберт Арсланов , ветеран труда, Заслуженный работник Образования Республики « Он вручал высокие награды труженикам . После награждения держал речь . Речь была простая , богатая ,народная, но иногда шутливая. Каждому находил нужные слова . Иногда сопровождал свою речь стихами. Файзулла Валеевич был требовательным и простым в общении, внимательным руководителем.» [1]
Думается, что в этом помогали такие присущие Файзулле Валеевичу личностные черты, как убежденность в правоте своего дела, твердые принципы, высокая дисциплинированность, чувство долга, ответственность перед людьми. В отличие от жестких партийных руководителей того времени, часто использовавших методы принуждения коммунистов при помощи бюро обкома, Файзулла Султанов был глубоко интеллигентным человеком, личностью высокой культуры. Современники вспоминают его как очень вежливого и внимательного собеседника, который никогда не решал вопросы с позиции силы.
В одном из своих очерков писатель Рамазан Уметбаев вспоминает: «Моя первая встреча с ним состоялась летом 1950 года в Уфе. Стояла прекрасная пора природы. В парке имени Луначарского весело и шумно играет духовой оркестр. Звуки марта слышны издалека, доходят они и до здания обкома партии, где мы, заведующие отделами райкомов, собрались на семинар. Я вошел в парк и сел на скамейку у озера. Рядом сидит очень аккуратный и интеллигентный с виду молодой черноволосый человек, любующийся отдыхающими уфимцами. Сразу же привлекали его живое лицо, внимательный взгляд. Мы разговорились и познакомились. Когда Файзулла Султанов узнал, что я из Баймака, его лицо просветлело: «Знаю, знаю, ведь я сам закончил Темясовское педучилище»,  с волнением сказал он. Через некоторое время мы поспешили в обком, обед уже заканчивался. Интересно, что первым после перерыва как раз и выступил Файзулла Валеевич. Тему выступления я уже не припомню, но остались в памяти его умение владеть аудиторией, широкая эрудиция и ораторские способности»[1](Интернет ресурсы)
Как один из руководителей республики Файзулла Султанов активно участвовал в решении всех сложнейших задач того времени. А их было немало. Именно в те годы республика совершила прорыв в экономическом и культурном развитии. Башкортостан превратился в республику с развитой нефтедобычей, нефтехимией, нефтепереработкой и передовым для того времени сельским хозяйством. Резко увеличились объемы жилищного строительства, непрерывно рос уровень жизни людей.
Файзулла Валеевич никогда не порывал связей с родным Зианчуринским районом. По возможности встречался с земляками, интересовался делами, навещал их. При его помощи в районе были построены асфальтовый завод, многие социальные и производственные объекты, о чем зианчуринцы помнят до сих пор. Он мог стать крупным ученым, для этого у него были все задатки и способности. Но Файзулла Валеевич, видимо, не считал возможным заниматься чем-либо еще помимо непосредственной работы, которую считал главным делом своей жизни. Именно работе в Верховном Совете отдавал он все силы, весь жар благородной души.
За свои боевые и трудовые дела он награждался орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Дружбы народов, «Знак Почета», многими медалями.
Его родной брат (ныне, к сожалению, покойный) профессор и доктор исторических наук Харис Валеевич составил родословную 9 поколений Султановых. Среди сотен представителей этой фамилии – крестьяне, учителя, духовные лица, люди военного сословия, но наиболее известной личностью среди них является Файзулла Султанов. [Приложение 3]
Умер он от тяжелой и продолжительной болезни 24 ноября 1992 года в Уфе. Похоронен Файзулла Валеевич на Мусульманском кладбище и покоится рядом с супругой Факией Амировной, с которой они жили в любви и согласии почти полвека.






ГЛАВА II. Память о Файзулле Султанове
1.1.Увековечение памяти Файзуллы Султанова
Именем Файзуллы Султанова названа улица и новая средняя школа №3 в райцентре Исянгулово, открытая в 1998 году. [Фото 11]. В 2002 году, в честь 80-летия со дня его рождения, была открыта мемориальная доска на доме №1 по улице Энгельса в Уфе, где этот выдающийся государственный деятель жил и работал долгие годы. Памятная доска установлена и на здании начальной школы в деревне Байдавлетово, где когда-то учился Файзулла Валеевич. [Приложение 2. Фото 12].
1.2. Что я узнала о родственниках Ф.Султанова?
В ходе своей исследовательской работы смогла пообщаться с родственниками Файзуллы Султанова. Его брат Гумар Валеевич живет в с. Исянгулово. Работал учителем истории в школе №1, заслуженном отдыхе. Ему 87 лет. Дочь Гумара Валеевича –Гульшат Гумаровна тоже работала учительницей английского языка, живет в с. Исянгулово. Вагиз Валеевич Султанов живет в г. Октябрьский, в данное время на заслуженном отдыхе. Сестра Вагида Валеевна тоже живет в г. Октябрьский, в данное время на заслуженном отдыхе. Дочь Светлана Файзулловна живет вУфе. Племянница –Даминева Файруза ,живет в Исянгулове. [Приложение 2. Фото 13,14,15,16]











Заключение
В мире все связано. Изучая биографию Файзуллы Султанова, я познакомилась с удивительным человеком, родившимся на этой земле. Жизнь и трудовая деятельность достойны восхищения и преклонения, весь опыт его работы показывает, что даже на селе человек может стать известным и успешным. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Вывод
Моя исследовательская работа направлена на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. В процессе работы  я научилась работать с разными источниками информации, искать сведения и данные, записывать воспоминания со слов других людей .
Я думаю, что работа принесла пользу не только мне, но и моим одноклассникам. Думаю, я доказала гипотезу изучив биографию и деятельность Султанова Файзуллы Валеевича . Жизнь и трудовая деятельность Файзуллы Султанова достойны восхищения и преклонения.
Именно благодаря таким людям, мы живем в мирное время, учимся в красивых, уютных школах. Район наш самый красивый и процветающий. Мы, подрастающее поколение, должны помнить их. Я надеюсь, что имя Файзуллы Султанова войдет в список «100 знаменитостей Республики».





Список используемой литературы
1. « Башкортостан» ( газета)№ 205 , 2003г, 16 октября
2.»Башкоростан» ( газета) №181 ,2009г , 22сентября
3. « Йашлек» (газета) «118, 2002г, 15 октября

4. Кызыл тан» (газета) 2009г,23 июль

5. Марат Тулибаев «981рг1нд1р ере –Ей1нсура»
6. Справочник « Толкование имен»
Интернет ресурсы:

1. www.bashinform.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. bashkortostan.regnews.org/doc/xe/ar.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




































13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 315