Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей «В мире животных» (старший дошкольный возраст)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 98»
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию детей
«В мире животных»
(старший дошкольный возраст)
Составил: воспитатель
Ларягина Е.А.
г. Братск
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Закреплять умение детей составлять связный рассказ: согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, отвечать и задавать вопросы, опираясь на картинно – графические схемы, мнемотаблицы.
2.Расширять представления детей о времени года зима, диких животных и их потомстве.
3.Совершенствовать коммуникативные способности детей: умение работать в команде, договариваться, высказывать своё мнение.
4.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающему миру.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий о зиме, животных, чтение художественной и познавательной литературы о жизни диких животных, работа с картинно – графическими схемами, мнемотаблицами.
Оборудование: картинно - графическая схема «Признаки зимы», мнемотаблица «Дикие животные», диктофон, посылка, снежинка, разрезные картинки (медведь, заяц), музыкальный фон для физминутки. Ход: Организационный момент
Дети заняты свободной деятельностью, слышится звонок
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту нашего детского сада пришло видеописьмо, давайте с вами его посмотрим (дети с воспитателем подходят к ноутбуку).
На экране появляется почтальон Печкин с посылкой.
Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята я принёс вам посылку, а что в ней лежит, вы узнаете, отгадав мои загадки, согласны? Итак, слушайте внимательно первая загадка:
Все заметки в нем пишу —
Коль забуду, подгляжу.
О делах напомнит он,
Скажет нужный телефон.
Он в моем столе живет,
А зовется он... (блокнот)
Почтальон Печкин: Правильно, блокнот (показывает блокнот)
Слушайте внимательно следующую загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей (газета)
Почтальон Печкин: И с этой загадкой вы справились (показывает газету), слушайте третью загадку:
Отгадай, что за вещица: Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она, Сеет-сеет семена. Не на поле. Не на грядке — На листах твоей тетрадки (ручки) Почтальон Печкин: Правильно, ребята это – ручка. Слушайте внимательно последнюю загадку: Это предмет можно носить с собой и записывать на него все, что говорят. Что это такое ребята? Почтальон Печкин: Правильно, это диктофон. Ребята, как вы думаете, человеку какой профессии нужны эти предметы? Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем, кому принадлежат эти предметы? (ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает загадку: если где случилось что- то, он об этом должен знать, написать, добавить фото и в газету отослать). - Правильно, это предметы нужны корреспонденту. - А вы знаете, кто такой корреспондент? (ответы детей) - Корреспондент – это человек, который пишет статьи в газету. Ребята, сегодня нам поступило предложение поработать корреспондентами в газете «В мире животных». В газету за помощью обратились маленькие читатели, они затрудняются ответить на вопросы, как животные зимуют? У какого зверя детёныши появляются зимой? Какие звери зимой спят? Почему заяц не проваливается зимой под рыхлый снег? Воспитатель: Ребята, вы согласны стать корреспондентами и дать ответы на вопросы маленьких читателей (ответы детей). Тогда я вас приглашаю в редакцию газеты «В мире животных» (воспитатель предлагает детям сесть на стулья) Воспитатель: Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром.И снежинки, как пушинки,Вьются весело кругом.
– Когда это бывает? (ответы детей) Воспитатель: Первое задание, нам с вами надо назвать признаки времени года зима. В этом нам поможет снежинка.
Снежинку в руки вы возьмите, И о зиме нам расскажите
(Дети передают снежинку по кругу и называют признаки зимы по схеме). Картинно-графическая схема для составления описательного рассказа «Зима»
Воспитатель: Ребята, а кто хочет составить полный рассказ о времени года зима? Вы будете рассказывать, а я ваши рассказы буду записывать на диктофон (дети по желанию составляют рассказ о времени года зима, опираясь на картинно – графическую схему).
Предполагаемый рассказ: Наступила зима. Зимой идёт снег, дуют ветры, метёт метель. На земле лежат глубокие сугробы. Зимой речки затянуты льдом, все деревья покрыты снегом. Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки. Заяц, белка и лиса зимой меняют шубки. Лиса и волк бродят по лесу в поисках пищи, медведь спит в берлоге. Дети зимой надевают тёплую, зимнюю одежду, катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снежные постройки. Зимой приходит весёлый праздник Новый год.
Воспитатель: Кто, что ещё может добавить или сказать? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, первый рассказ о времени года для маленьких читателей мы уже записали.
Воспитатель: Ребята, давайте чуть-чуть отдохнем
Физкультминутка «Зимняя пора»
Солнце землю греет слабо,.... руки вверх и вниз
По ночам трещит мороз ... руки на пояс, наклоны в стороны
Во дворе у Снежной Бабы ... руки на пояс, поворот вокруг себя
Побелел морковный нос.... дети показывают нос
В речке стала вдруг вода ... прыжки на месте
Неподвижна и твердапрыжки на месте
Вьюга злится, снег кружится,... дети кружатся
Заметает все кругом ... .имитируют движения руками
Белоснежным серебром.... имитируют движения руками
Воспитатель: Нам пора продолжать работу, читателей газеты «Мир глазами детей» интересуют вопросы о жизни животных, их детенышах зимой. Они прислали нам вопросы. Давайте с вами попробуем на них ответить.
Игра «Вопрос – ответ» (с использованием мнемострочек)
- Какие животные живут в сибирском лесу? (ответы детей)
- Почему заяц не проваливается зимой на рыхлом снегу? (У зайца задние ноги как лыжи: широкие и длинные).
- Какими появляются детёныши у волка? (Слепыми и беспомощными).
- Какими появляются детёныши ежа? (Без иголок).
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
- Какому животному хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
- Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами ответили на все вопросы наших маленьких читателей. Для выполнения следующего задания нам с вами надо поделиться на 2 команды (воспитатель предлагает детям взять по одной карточке). У какого на карточке изображена цифра один, подойдите, пожалуйста к столу под номером один, а у кого карточка с цифрой два, подойдите к столу под номером 2.
Воспитатель: Наше следующее задание называется «Отгадай загадку и расскажи о животном по схеме» (воспитатель поочерёдно командам загадывает загадки). Внимание загадка для первой команды:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Воспитатель: Правильно, это заяц, а теперь загадка для второй команды, слушайте внимательно
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Воспитатель: Правильно, это медведь, теперь мы с вами должны составить рассказы об этих животных. А помогут нам в этом мнемотаблицы.
Составление рассказов по мнемотаблице «Животные»
Воспитатель: Ребята, вам надо посовещаться и решить, кто от вашей команды будет рассказывать о животном, а я ваши рассказы буду записывать на диктофон (дети в командах обсуждают, составляют рассказы о животных, презентуют свой рассказ)
Воспитатель: Мы с вами записали интересные рассказы о зиме, о жизни животных в зимний период. Вам понравилось быть корреспондентами? Трудно ли быть корреспондентом? Какие вопросы были наиболее сложные? Какие на ваш взгляд были очень простые? (ответы детей)
Переход в другой вид деятельности Воспитатель: Ребята, ваши рассказы мы записали на диктофон, я вам помогу и напечатаю их, а вот иллюстрации к рассказам я предлагаю вам нарисовать, что бы наша газета получилась красочной.
Дети выбирают иллюстрации, материал для рисования, воспитатель садится за ноутбук печатать рассказы детей.