Технологическая карта занятия объединения Постигая добро

Технологическая карта занятия
Автор: заместитель директора, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области" Чаленко В.Г.
Образовательная программа "Растим таланты"
Возраст обучающихся: 5-6 класс
Тема занятия: «Постигая добро».
Цель деятельности педагога: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать обучающимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: обучающийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип занятия:  сочетание всех функций. Оборудование занятия: текст произведения Паустовского "Теплый хлеб", карточки с заданиями, мультипликационный фильм «Теплый хлеб», рисунки уч-ся. Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход занятия
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует обучающихся и называет тему занятия. Читает притчу
- Начать наше занятие хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слушают притчу.
Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Этап актуализации знаний

Задает вопросы
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
Каким вы видите зло? Назовите злые, по вашему мнению, поступки.
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- В каких поступках может выражаться добро?
Отвечают на вопросы, предполагают варианты ответов,
Регулятивные: контроль, коррекция.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Этап фиксирования индивидуального затруднения . Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, поиск решения проблемы
Задает вопросы:
Чего в мире больше: добра или зла? А в литературной сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"?
Предлагает определить тему , цели и задачи занятия.



Делают предположения, пытаются ответить на вопросы
Определяют тему занятия, формулируют цель и пути решения проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное формулирование цели, проблемы
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Этап первичной проверки понимания.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Задает вопросы:
Ну, а теперь предлагаю пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.
- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его.
- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» (Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.) - Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?( Первая точка в пути- проступок) («Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался». «Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)
Организует работу в парах.
Отвечают на вопросы












Работают в парах




Познавательные: Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Филька
Конь




Совершил ошибку
В ответ на злорадный окрик Фильки




Обидел
обиделся








Этап проверки понимания.
Цель: обеспечение усвоения новых знаний, корректировка,

Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма, задает вопросы:
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?  - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок? Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
Организует работу по выразительному чтению отрывка, задает вопросы:
Что же общего между Филькой и мужиком?
- У мужика замерзло сердце, а ведь Филька был таким же. А почему у него не замерзло сердце?
- Что произошло с Филькой, что он так изменился? (понял, что виноват, ему стало страшно)
Кто помог Фильке осознать, что произошло непоправимое?(Панкрат, мельник)(признание Фильки)
Что посоветовал он мальчику?(изобрести самому средство)
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя? (Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)(Спасение от стужи) - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» - Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? - Почему конь простил Фильку?(Примирение с конем. Прощение. Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.) (Победа над собой)
Организует работу с текстом
Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся.  - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
Организует групповую работу с текстом
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) «Слеза скатилась они трещали,   лопались»
                     2) «В морозные дни с темной водой».
Подводит к выводу





Организует работу в парах:
- Что, по-вашему, в сказке реальное?
– Что, по-вашему, сказочное?
Организует работу с индивидуальным заданием для учащихся, имеющих высокую мотивацию к обучению: Эссе "Как бы я поступил, если бы меня обидели?"
Организует работу по активизации опорных знаний по теории литературы, работу над понятием «эпитет», по определению лексического значения слова «теплый» Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной? - Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова. Нагретый, дающий или содержащий тепло. Не знающий морозов, южный. Хорошо защищающий тело от холода. Имеющий отопление. Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый - В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?  - Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? 
Найдите в сказке описание хлеба: 1) который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью») 2) который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень») 3) который Филька протянул коню. («буханка свежего хлеба») - Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? Привести синонимы слова «тёплый» ( мягкий, нагретый, утепленный) - Почему сказка не называется Тёплый ветер? Как бы вы назвали эту сказку? Почему? - Каких героев из этой сказки вы встречали в своей жизни? Перечислите. - Приходилось ли вам кормить животных хлебом? Каких?
Подводит в выводу: в чем смысл названия сказки? Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)
- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)
- Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970)  о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».              
- Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.(создание проекта)
Злодеяние           осознание        раскаяние       преодоление        искупление  благодарность( проступок-наказание-осознание вины- признание Фильки- спасение от стужи- примирение с конем, прощение- победа над собой)
- Самое время вернуться к началу урока и вспомнить притчу о волках и соотнести ее со сказкой К.Г. Паустовского.
- Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)
Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из  ваших путеводителей станут высказывания великих людей.
Предлагает прочитать высказывания. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.(приложение №1)
Смотрят фрагмент, отвечают на вопросы





Выразительно читают, продолжают анализ произведения























Работают с текстом


















Делятся на 3 группы и проводят лингвистический анализ определенных отрывков










Делают вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка.
. Работают в парах, делают обобщение


Работают индивидуально, затем зачитывают эссе.


Отвечают на вопросы, расширяют знания по теории литературы









































Делают выводы, расширяют знания о этимологии имени главного героя






Слушают слова Солженицына и отвечают на вопросы




Выстраивают путь духовного роста главного героя.




Выдвигают свои предположения
















Читают высказывания
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция


































Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
























Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:

Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Подводит к выводу.
От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.
-Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и скажите добрые слова. Произносите их как можно чаще. Я желаю всем идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. Песня «Дорогою добра».
Делают выводы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в образовательной деятельности

Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Комментирует домашнее задание
Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:
1)      подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка; 
2)      написать письмо Фильке от своего лица;
3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение

Записывают домашнее задание





Приложение №1
1)  Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.Лев Николаевич Толстой
2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.Лев Николаевич Толстой
3) Лучшее в добрых делах это желание их утаить.Блез Паскаль
4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.Древний Египет, неизвестный автор
5) Путем зла не доходят до добра.Уильям Шекспир
6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.Блез Паскаль
7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.Лев Николаевич Толстой
8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.Древний Египет, неизвестный автор
9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу время.Публий Корнелий Тацит
10) Недоброе всегда быстрее доброго.Публилий Сир
11) Добро по указу не добро.Иван Сергеевич Тургенев
12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.Томас Браун
13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.Мишель де Монтень
14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.Григорий Богослов
15) Между добрыми людьми все доброе.Марк Туллий Цицерон
16)  Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. пословица
17)  Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.Лактанций
18) Кто доброе сеет добро его плод, Кто злое посеет злодейство пожнет.Саади
19)  Между добрыми людьми все доброе.Цицерон
20) В победе зла падение твое. В добре твоем спасение твое.Джами
 Позвольте и мне прочесть высказывание:
Ни одного дня без доброго дела!
Роберт Баден-Поуэл.
Прямоугольник 1Рисунок 1Прямоугольник 115