Элективный курс и УМК Праздники, обряды и традиции кочевых коряков


Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет филологии и искусств
ПРОГРАММА И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Праздники, обряды, традиции кочевых
коряков»
составитель: Лектыле (Дишкован) Н.М.,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург-2010
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-1" \u 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА2
2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА5
2.1 Учебно-тематический план курса5
2.2 Содержание курса6
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ14
4 Методические указания по подготовке эссе…………………14
5 ГЛОССАРИЙ15

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма «Праздники, обряды, традиции кочевых коряков» предназначена для учеников старшей школы (10-11 классы), направлена на дополнительное образование учащихся, развитие их культуры, ознакомление с историей, приобщение к традициям корякского народа.
Программа предполагает обучение на базе средних школ, центров детских и молодежных творчеств и культурных центров, рассчитана на 36 часов прохождения курса в режиме учебных и факультативных занятий.
Программа рассчитана на группу старшеклассников 15-16 лет. Количество человек в группе – 20 чел.
В рамках данного курса учащиеся смогут овладеть знаниями о быте, традициях и обрядах коряков, повысить общий уровень знаний по культуре и истории своего народа.
Данная программа рассчитана на обучение старшеклассников-представителей корякского народа, русскоговорящих, проживающих на территории Корякии, имеющих родственников-коряков.
Для быстрого и успешного освоения курса учащимся необходимо: являться носителями русского языка, иметь общее представление о культуре коряков, иметь минимальный опыт участия в корякских народных праздниках, минимальные навыки работы с компьютером.
Учащиеся принимаются на курс без специального предварительного отбора, по собственному желанию.
Программа является авторской, разработана специально для старшеклассников-коряков. Программа носит и теоретический, и прикладной характер. Программа вариативна, может быть изменена или дополнена в зависимости от условий и обстоятельств, допускает творческий индивидуальный подход к обучению старшеклассников.
Также эту программу можно отнести к ориентационным программам, т. к. создаются условия совершения сознательного выбора некоторыми старшеклассниками будущей профессии – историка, культуролога, этнографа.
Курс программы включает лекционные занятия, групповые обсуждения, индивидуальные и групповые творческие задания, самостоятельную работу, логическую игру, разработку Интернет-сайта, аналитическую работу.
Ознакомление с праздниками, обрядами и традициями коряков рассматривается как органическая часть системы образования, воспитания, развития личности учащегося. Культура отдельного народа является частью общечеловеческой культуры, знакомясь с традициями своего народа участники начинают приобщаться к мировой культуре.
Программа курса составлялась с учетом условий работы в государственных общеобразовательных средних школах, является достаточно гибкой, учитывает возрастные особенности учащихся, их восприятия и усвоения учебной программы.
Данная программа нацелена, прежде всего, на приобщение к культуре и истории корякского народа, что способствует воспитанию социально активной, гармонически развитой личности, сознательного стремления к изучению истории, уважения к традициям, активной жизненной позиции, формирование эстетических идеалов.
Длительность курса:
курс рассчитан на 36 часов, из которых 14 часов – лекции, 19 часов – семинары и практические занятия, 3 часа – самостоятельная работа.
Цель преподавания курса.
Основной целью преподавания курса является ознакомление учащихся с традициями коряков для более глубокого понимания истории корякского народа, приобщения к традициям, что способствует формированию уважения к ним, желания и готовности сохранять наследие, продолжать, передавать будущим поколениям. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут также применять полученные знания для организации различных народных праздников, творческих проектов, связанных с историей корякского народа.
Задачи изучения дисциплины.
Задачи программы построены таким образом, чтобы завершивший данный курс смог:
разбираться и оперировать такими понятиями, как: «праздник», «обряд», «традиция»;
различать группы коряков: «оседлые» и «кочевые»;
ориентироваться в календарных праздниках и обрядах кочевых коряков;
разбираться в причинно-следственных связях становления и развития культуры корякского народа, изменения положения культуры народа на современном этапе развития общества;
самостоятельно искать и анализировать информацию, необходимую для обучения, рассуждать и творчески подходить к выполнению заданий.
Формы контроля знаний студентов.
Текущий контроль полученных знаний осуществляется в рамках аудиторных занятий в виде выборочного опроса студентов по пройденному материалу. Промежуточный контроль — выполнение творческих работ (презентация, эссе). Итоговый контроль —тестирование.
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
основные праздники, обряды, традиции кочевых коряков, способы и возможности изучения культуры народов;
понимать:
необходимость знания истории своего народа, осознавать, что изучение своей родной культуры – это обязанность всякого образованного человека, понимать необходимость и возможность развития своих аналитических и творческих способностей в процессе изучения истории и культуры для формирования культурной, эстетически развитой личности;
уметь:
находить связь между историческими событиями, проводить параллели с религией и мифологией, формулировать вопросы, анализировать материал, работать в группе, работать самостоятельно, отличать главное от второстепенного.
Формы проведения занятий:
изложение основных положений курса в виде лекций. Выработка навыков и умений разработки и принятия решений в процессе анализа конкретных ситуаций - на практических занятиях и обсуждение ключевых вопросов - на семинарах.
2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА2.1 Учебно-тематический план курсаНаименование разделов и тем Количество часов
лекции семинары практ. занятия самост. работа
Вводный урок. Обсуждение особенностей курса, пожелания и предложения учащихся. Корректировка расписания занятий. 1 Тема 1. История и особенности северных народов. 1 Тема 2. Быт и традиции северных народов. 1 Тема 3. Возникновение корякского народа. Их религия, род занятий, образ жизни. 1 Тема 4. Промыслы, одежда, пища, жилище корякского народа. Проверка знаний: устный опрос. 1 1 Тема 5. Этнографические группы коряков. Фольклор коряков. Проверка домашнего задания. 1 Тема 6. Проверка знаний: письменная контрольная работа по пройденному материалу. 1
Тема 7. Кочевые коряки. Особенности образа жизни. 1 Тема 8. Праздники и обряды кочевых коряков. 2 Тема 9. Традиции кочевых коряков. 1 1 Тема 10. Доклады и творческие работы (эссе) учащихся на тему «Праздники, обряды и традиции кочевых коряков». 1 1 Тема 11. Актуальность сохранения культуры коряков. Обсуждение. 1 1 Тема 12. Создание и представление участникам группы презентации на тему «Зачем изучать и сохранять традиции коряков». 1 1 1 Тема 13. Выполнение творческого задания «Исполнение обряда», проведение конкурса. 2 Тема 14. Логическая игра «Крестики-нолики» 1 Тема 15. Сбор информации, анализ и подготовка материалов для создания Интернет-сайта. 1 1 2 Тема 16. Создание Интернет-сайта. 2 2
Тема 17. Проверка Интернет-сайта, внесение дополнений и корректировок. 1 1 Тема 18. Просмотр полученных материалов и их обсуждение. Подведение итогов. 1 1 Итого 14 8 11 3
2.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1. История и особенности северных народов
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. История. Современные проблемы сохранности наследия коренных народов.
Основная литература
Вахтин Н.Б. Коренное население Крайнего Севера РФ СПб. – Париж: Изд-во Европейского Дома, 1993. 96с.
Дополнительная литература
Акбальян Е.Р. Северная энциклопедия.
Малочисленные народы севера. Фотоальбом. Издательство «Буква С»
Права национальных меньшинств: Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Сборник документов (под ред. Миронова О.О.; сост. Миронов О.О., Волошин В.П., Ганночка С.В. и др.)
Контрольные вопросы:
Понятие «коренные малочисленные народы России»
Отличие коренных (малых) народов России от собственно коренных (автохтонных) народов.
Тема 2. Быт и традиции северных народов.
Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов. Охотничий промысел, рыболовство, оленеводство, собирательство.
Основная литература
Гурвич И.С., Долгих Б.О., Смоляк А.В. Хозяйство народов Севера в XVII-XX веках // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970.
Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 2. Стб. 683; Головачев П. Сибирь: Природа. Люди. Жизнь. М., 1902.
Дополнительная литература
Культурное наследие народов Сибири и Севера. 4 Сибирские чтения. СПб. МАЭ РАН 2000г
Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Пятых Сибирских чтений, Санкт-Петербург, 17-19 октября 2001 г. В 2-х частях. СПб. МАЭ РАН 2004г.
Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: Проблемы сохранения и развития языков / Под ред. проф. Д.М. Насилова. СПб.: Наука, 1997.
"Сказки народов Севера", "Дрофа", 2001
Украшения народов Сибири. Сборник МАЭ. Том 51. СПб. МАЭ РАН 2005г.
Контрольные вопросы:
Понятие «традиция».
Традиционные для малых народов России виды хозяйственной деятельности.
Тема 3. Возникновение корякского народа. Их религия, род занятий, образ жизни.
Коряки. Общая численность. Расселение. Язык. Традиционные верования.
Основная литература
Антропова В. В., Культура и быт коряков, Л., 1971.
Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб.: Наука, 2000.
Дополнительная литература
Дитмар К. О коряках и весьма близких к ним по происхождению чукчах // Вести. РГО, СПб. 1855. Ч.15. Кн.6; 1856.Ч.16. Кн.1.
Гурвич И.С. Проблемы происхождения чукчей, коряков, и ительменов // Этногенез народов севера. М., 1980.
Гурвич И. С., Кузаков К. Г., Корякский национальный округ, М., 1960;
Народы Сибири, М. — Л., 1956;
Контрольные вопросы:
Расселение коряков.
Языковая принадлежность коряков.
Вероисповедание коряков.
Родственные народы.
Тема 4. Промыслы, одежда, пища, жилище корякского народа. Проверка знаний: устный опрос.
Традиционное хозяйство коряков. Оленеводство, рыболовство, собирательство, обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. Тип поселения - стойбище. Основная пища. Яранга - жилище коряков. Традиционная одежда: мужская и женская одежда коряков.
Основная литература
Антропова В. В., Культура и быт коряков, Л., 1971.
Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Контрольные вопросы:
Традиционное мировоззрение коряков.
Виды хозяйственной деятельности коряков.
Жилище коряков.
Отличие мужской и женской традиционной одежды коряков.
Тема 5. Этнографические группы коряков. Фольклор коряков. Проверка домашнего задания.
Деление коряков по роду и образу жизни на оседлых и кочевых. Сходство и отличие этнографических групп коряков. Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), заговоры, загадки, песни. Мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) — Вороне.
Основная литература
Антропова В. В., Культура и быт коряков, Л., 1971.
Гурвич И.С., Долгих Б.О., Смоляк А.В. Хозяйство народов Севера в XVII-XX веках // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970.
Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб. 1997.
Косвен М.О. Из истории этнографии коряков в XVIII веке // Сибирский этнографический сборник. М.;Л., 1962. IV, (ТИЭ. Новаясер.Т.78.).
Дополнительная литература
Гурвич И.С., Яйлеткан А.И. Ачайваямская группа коряков-оленеводов // Краеведческие записки. Петропавловск-Камчатский. 1971. Вып.3.
Кеннан Дж. Кочевая жизнь в Сибири. Приключения среди коряков и других племен Камчатки и Северной Азии. СПб., 1872.
Жукова А.Н. Русско-корякский словарь. М., 1967.
Контрольные вопросы:
Оседлые и кочевые коряки: сходства и отличия.
Основные жанры фольклора коряков.
Тема 6. Проверка знаний: письменная контрольная работа по пройденному материалу.
Контрольные вопросы:
Дайте определение понятия «традиция».
Расскажите о расселении и языковой принадлежности коряков.
Каково традиционное мировоззрение коряков?
Расскажите о делении коряков по роду и образу жизни.
Каковы особенности хозяйственной деятельности этнографических групп коряков?
Тема 7. Кочевые коряки. Особенности образа жизни.
Самоназвание кочевых коряков. Характерные особенности.
Основная литература
Кеннан Дж. Кочевая жизнь в Сибири. Приключения среди коряков и других племен Камчатки и Северной Азии. СПб., 1872.
Крылов В.М. Оленеводство Пенжинского района (Корякский национальный округ) // Н.М. Ковязин, В.Н. Крылов, А.Г. Подэкрат. Очерки по промысловому хозяйству и оленеводству Крайнего Севера. Л., 1936.
Линденау Я.И. Описание коряков, их нравов и обычаев по личным наблюдениям автора и по сведениям, полученным от других // Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Магадан, 1983.
Контрольные вопросы:
Как называли себя кочевые коряки?
Расскажите об основном роде занятий кочевых коряков.
Тема 8. Праздники и обряды кочевых коряков.
Понятия «праздник», «обряд». Осенние праздники и обряды кочевых коряков. Зимние праздники и обряды. Весенне-летние праздники и обряды кочевых коряков. Семейная обрядность кочевых коряков.
Основная литература
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1991, том I - IV.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1989.
"Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.- Наука, 1983
Свод этнографических понятий и терминов. Вып.3 / Отв. ред. д.и.н. С.А.Арутюнов. М.: Наука, 1989.
Горбачёва В.В. Праздники и обряды // История и культура коряков. СПб., 1993.
Горбачёва В.В. Ретроспективный анализ праздников и обрядов коряков // Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб., 1993.
Горбачёва В.В. Современное состояние праздничной и семейнобытовой обрядности у коряков. Л., 1984.
Горбачёва В.В., Мастюгина Т.М. Похоронная обрядность. Коряки // Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980.
Дополнительная литература
Лебедев В.В. Похоронный обряд ачайваямской группы коряков оленеводов // Полевые исследования Института этнографии. 1975. М., 1977.
Малюкович В.Н. Корякские народные праздники // Краеведческие записки. Петропавловск-Камчатский, 1974. Вып.5.
Контрольные вопросы:
Как вы думаете, под влиянием каких факторов формируются обычаи и обряды?
А что вы понимаете под словом обычай, обряд, традиция?
Чем отличается обряд от обычая?
Как Вы думаете, почему возрождается интерес к старинным праздникам?
С чем были связаны сезонные праздники кочевых коряков?
Расскажите о похоронной обрядности коряков.
Тема 9. Традиции кочевых коряков.
Обряд наречения имени при рождении. Традиционное воспитание детей. Авторитет старших у детей.
Основная литература
Гурвич И.С. О современном состоянии традиционных религиозных верований малых народов Севера и пути их преодоления // Вопросы преодоления пережитков прошлого и становления новых обычаев и традиций у народов Сибири. Улан-Удэ, 1968. Вып.1.
Гурвич И.С. Этнографическая поездка в Корякский национальный округ // Советская этнография. 1957. № 6.
Линденау Я.И. Описание коряков, их нравов и обычаев по личным наблюдениям автора и по сведениям, полученным от других // Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Магадан, 1983.
Контрольные вопросы:
Расскажите об обрядах и традициях, связанных с воспитанием детей коряками.
Тема 10. Доклады и творческие работы (эссе) учащихся на тему «Праздники, обряды и традиции кочевых коряков».
Темы эссе:
Традиции и современность в воспитании детей коряками.
Судьба национальной культуры коряков.
Традиции гостеприимства коряков.
Образ Ворона в фольклоре коряков.
О ритуальном пении коряков.
Традиционные хозяйственные промыслы коряков: история и современность.
Традиционный женский и мужской костюм коряков.
Похоронный обряд кочевых коряков.
Весенний праздник Килвай: история и современность.
Тема 11. Актуальность сохранения культуры коряков. Обсуждение.
Понятие «традиционная народная культура». Современное состояние традиционной культуры коряков. Факторы, влияющие на сохранение и развитие традиционной культуры коряков. Тенденции развития культуры коряков. Анкетирование.
Основная литература
Концепция программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2013 годы».
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения:
- В чем заключается актуальность изучения и сохранения корякской культуры?
- К чему может привести невнимание к культуре народа?
–Какие варианты сохранения культуры возможны на современном этапе?
Анкета для учащихся.
Цель: выяснение особенностей современного отношения учеников-коряков и членов их семей к традициям, обычаям и праздникам корякского народа, наличия необходимости и возможности сохранения традиций.
Имя.
Возраст, пол.
С какого времени Вы проживаете в Корякии?
Сколько человек в Вашей семье (проживающих вместе с Вами)? Укажите, пожалуйста, их возраст.
На каком языке разговаривают в Вашей семье?
Знаете ли Вы о своих предках и корнях семьи?
До какого поколения вам известна история Вашей семьи?
Какие традиции корякского народа соблюдаются в Вашей семье?
Принято ли в Вашей семье соблюдать корякские народные обряды?
Какие корякские праздники отмечаются Вашей семье?
Охотно ли Вы принимаете участие в празднованиях? Любите ли их?
Как относятся Ваши родители/родственники к Вашему желанию/нежеланию соблюдать народные традиции, принимать участие в праздниках?
Интересуетесь ли Вы традициями и культурой своего народа и других народов? Почему? Обоснуйте.
Как Вы сами относитесь к традициям своего народа?
Совпадают ли Ваши взгляды и Ваше отношение со взглядами Ваших родителей/родственников?
Какие традиции, обычаи и праздники Вы считаете наиболее важными? Почему? Обоснуйте.
Как Вы думаете, возможно ли сохранение традиций корякского народа на современном этапе развития общества?
Что, на Ваш взгляд, мешает приобщению молодежи к национальной культуре?
А что способствует?
Как Вы думаете, что будет происходить с традициями корякского народа в будущем? Какие, на Ваш взгляд, намечаются тенденции?
Тема 12. Создание и представление участникам группы презентации на тему «Зачем изучать и сохранять традиции коряков».
Дополнительная проработка и усвоение материала, последующее размещение лучших презентаций на Интернет-сайте. Изучение образца готовой учебной компьютерной презентации, уяснение целей и задач работы над проектом. Составление плана работы над созданием презентации. Определение цели создания презентации, выбор вариантов ее использования, учет возраста пользователей (молодежь), на которых ориентирована данная презентация. Изучение информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками. Планирование содержания и структуры презентации. Подбор материалов (текстов, иллюстраций, видео- и аудио- материалов) для проекта с использованием Интернет-ресурсов. Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы MS Power Point. Настройка презентации: анимации, переход слайдов. Окончательное оформление презентации. Предварительный просмотр презентации преподавателем. Подготовка к выступлению на защите. Проведение защиты проекта перед аудиторией, обсуждение выполненной работы в группе, оценка презентации участниками группы по ряду критериев (полнота раскрытия темы, дизайн, восприятие материала, особенности и находки, оригинальность, соответствие возрастной категории, объем работы).
Тема 13. Выполнение творческого задания «Исполнение обряда», проведение конкурса.
Практическое занятие. Работа в группах. Обряд жертвоприношения. Обряд наречения имени. Свадебный обряд.
Основная литература
Горбачёва В.В. Праздники и обряды // История и культура коряков. СПб., 1993.
Тема 14. Логическая игра «Крестики-нолики»
Основная идея – это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в «Крестики-нолики». Развивает интерес к выбранной теме, быстроту реакции и сообразительность. См. Приложение.
Тема 15. Сбор информации, анализ и подготовка материалов для создания Интернет-сайта.
Тема 16. Создание Интернет-сайта.
Тема 17. Проверка Интернет-сайта, внесение дополнений и корректировок.
Тема 18. Просмотр полученных материалов и их обсуждение. Подведение итогов.
План проведения проекта
Актуализация (проверка начальных знаний по данной теме, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта).
Подготовительный (знакомство с уже имеющимися в сети Интернет сайтами других образовательных учреждений. Анализ их сильных и слабых сторон, основных идей, используемых технических приемов. После этого определяют опорную идею сайта, составляют перечень информации, которую следует поместить на сайт, и разрабатывают его структуру и систему навигации).
Проектирование (Контент – информационное наполнение сайта – играет важную роль, так как именно информация – главное для посетителей сайта. В «начинку» разработчики необходимо поместить информацию, привлекающую внимание и побуждающую посетителей вновь и вновь обращаться к сайту).
Дизайн (разработка дизайна, графических элементов, обработка графики. Важно помнить, что дизайн помогает лучше ориентироваться на сайте, улучшает эстетическое восприятие информации).
Создание Web-страниц (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для создания Wеb-страниц и создание их).
Тестирование (на этом этапе проверяется удобство навигации, целостность данных, корректность ссылок и орфография).
Публикация (заключается в размещении сайта на сервере организации, предоставляющей такие услуги).
Презентация сайта (представление и оценивание созданного проекта).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ.
Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендованной литературы в процессе подготовки к семинарским, практическим занятиям и подготовки к письменной контрольной работе
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭССЕ.
Под эссе понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Учащийся обязан показать самостоятельную творческую работу.
Источником для написания эссе может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).
Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Минимальное количество источников – пять.
Рекомендуемый объем эссе – от 10 до 15 машинописных страниц. Эссе должно быть сдано не позже оговоренной с преподавателем даты.
ГЛОССАРИЙ.
АКТУАЛЬНОСТЬ (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Календарные праздники — это преимущественно праздники времени года, отмечающие переходные рубежи от одного состояния природы к другому
Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, представляющий коренное население Корякии (бывшего Корякского автономного округа) на северо-востоке Российской Федерации на территории Камчатского края. Кроме Камчатки, коряки компактно проживают в Чукотском автономном округе и Магаданской области (Северо-Эвенский район).
Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в том числе 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае).
Говорят в основном по-русски, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык. Письменность на русской основе.
В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие), однако остаются сильны традиционные верования (шаманизм).
По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система  взглядов на объективный  мир и место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.  В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа  и личность. 
Мировоззрение- ядро общественного и индивидуального сознания. Это - отражение,  общее понимание  мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер  деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели.  По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
ОБРЯД - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.
ОБЫЧАЙ - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
РЕШЕНИЕ - выбор альтернативы.
ПРОБЛЕМА – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть стратегической и текущей; внезапной, или катастрофической, и плановой; объективной и субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической и т. д. — понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть внезапной, катастрофической, плановой, объективной, субъективной и т.п.
ТЕНДЕНЦИЯ - возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.
ТРАДИЦИИ - от лат. "traditio" - передача - это элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые обществом установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены традиции в религии.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — культура,  передающаяся из поколения в поколение  и сохраняющаяся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
ФАКТОР (нем. Faktor от лат. factor — делающий, производящий): причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты[ЦЕЛЬ – долгосрочный ориентир; характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния.
ЭССЕ́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.