Презентация по литературе 11 класс Традиции Карамзина в современной литературе


Традиции Карамзина в произведениях современных писателей Чекушкина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 22 г. Ульяновска «Значение литературы упало <в наше время> по двум причинам. Во-первых, она сбилась со своей духовной службы, превратилась в товар; и, во-вторых, новая жизнь, являющая себя образованным варварством, резко сократила число читателей. Читать стало и некогда, гоняясь за куском хлеба, и не принято – общество поменяло смысл жизни, «удобрять» себя сделалось ни к чему…» В.Распутин «ХХ век – это время, прожитое с оглядкой назад через бабушек, дедушек и родителей. Это часть моего мироощущения: будущего нет, настоящее – это только математическая линия, единственная реальность – это прошлое.<...> И у меня иногда создается ощущение, что мне хочется попасть назад в прошлое, ибо это и есть будущее». Т.Толстая Отсутствие единого понимания реальности стало главной проблемой для писателей в конце ХХ векаКаждый из писателей остается один на один с бытийной проблематикой – Любовь, Страх, Смерть, Время. Воспитательная миссия русской литературы уже не столь очевидна.Поиски героя нового времени – одна из ключевых особенностей любого рубежа веков. Основные черты современного литературного процесса Герой нашего времениКритики говорят о нем как о «лишнем человеке» с мятущейся душой, который по воле обстоятельств слился с «маленьким человеком», отмечают его маргинальность и аморфность, зажатость в «тисках безликости» (Е.Шкловский) «Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру, покрыто юношеским пушком и черты его довольно вялы, порой даже анемичны. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить».М.Ремизова «Смерть Бога, объявленная Ницше в конце ХIХ века, откликнулась в конце ХХ века целой серией смертей и самоубийств: смерть автора, смерть человека, смерть реальности, смерть истины». М.Эпштейн Н.М.КАРАМЗИН Повесть «Бедная Лиза»1792 год Традиции сентиментализма - Внимание к внутреннему миру человека. - Культ «естественных» чувств.- Решение воспитательных задач путем воздействия на чувства читателя. - Признание добродетели как природного свойства человека.- Способность к состраданию как черта идеального человека.- Создание идиллической картины действительности. Культ природы.- Раскрытие богатства духовного мира простолюдина.- Обращение к повседневности и интерес к сельской теме. «Чувствительная повесть» Повесть «Людочка» В.Астафьева 1989 Повесть «Бедная Лиза» Н.Карамзина 1792 Рассказ «Женский разговор» В.Распутина 1994 О каком произведении из названных идет речь?Автор рассказывает о том, что происходило несколько лет назад, но до сих пор тревожит его сердце.Автор поднимает проблемы «маленького человека», рок и обстоятельства, природа и человек, город и деревня, взаимоотношения отцов и детей, любовь-горе и любовь-счастье.Что такое женское счастье? Как стать счастливой? Что ждет Россию? История любви Сюжет и композиция. Система образов. 1.Пейзаж, естественная природа, участвующая в жизни героев.2.Любящая семья (хороший работник отец и чувствительная мать), воспитавшая прекрасную душой, телом, трудолюбивую, готовую преданно любить девушку Лизу.3. Город, таящий опасности, породивший Эраста, доброго от природы, но слабого и ветреного, думавшего только о своем удовольствии.4. Светлая река, соединяющая и разделяющая город и деревню, напитавшая любовь Эраста и Лизы, укрывшая своими водами раскаявшуюся грешницу.5. Трогательная картина чистой первой любви, зародившейся на реке и растворившейся в ней. История жизни без любви Сюжет и композиция. Система образов. 1.Пейзаж, вымирающая деревня, участвующая в жизни героев.2.Отсутствие семьи (исчезнувший пьяница отец и мать, отчаянно боровшаяся за устройство личной жизни), воспитавшая прекрасную душой, трудолюбивую, готовую преданно любить девушку Людочку.3. Город, таящий опасности, породивший Артемку-мыло, доброго от природы, но слабого и ветреного, думавшего только о своем удовольствии.4. Канава, на берегу которой происходит бесчестие, в водах которой происходит наказание нераскаявшегося грешника.5. Пронзительная картина насилия. История жизни и любви 1.Пейзаж звездной зимней ночи в деревне, которая помогает собрать и оглядеть жизнь, выговорить открывшуюся правду.2.Отсутствие семьи, вырастившей, но не воспитавшей Вику, резкую, упрямую, не готовую создавать семью, самоуверенную.3. Город, таящий опасности, породивший мальчиков и девочек, думающих только о своем удовольствии.4. Звездное небо, расширяющее пространство деревни до космического.5. Бабушка , её жизнь и уроки Доброты, Любви, Правды. Сюжет и композиция. Система образов. ГероиниПеред нами предстали три девушки не только разных поколений, но разных столетий. Карамзин изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриархальные представления о нравственных ценностях.Людочка утратила их наполовину, оставив трудолюбие, кротость, скромность. Вика растеряла все главные представления о нравственных ценностях, которые бабушка пытается привить ей. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум. Главная мысль повести Астафьева заключена в словах: «Без Бога, без природы, без человека – ужас». Распутин уверен, что «истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира». Идея «Мы, переселившиеся в город, не обрели городской морали, но потеряли деревенскую... Объясните мне, русские люди «новые русские», что это за новый человек появился? … как мы такими оказались?» Астафьев В. «Человек к концу века стал еще более одиноким» // Литературная газета. 1997, № 27. Интернет – ресурсы: http://gushrustal.ru/pictures/crystal_pen_with_ink_2.jpgчернильница с перомhttp://www.baygri.com/wp-content/uploads/2013/01/gorsel.jpgпероhttp://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpgграмота (для создания рамки)http://www.avosplumes.fr/Files/plume_legrand_grande.pngперьевая ручка Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/