Урок на тему: Славянские земледельческие обряды (10 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок-исследование № 2 на тему:
«Славянские земледельческие обряды.
Фольклор как отражение первичного мифа»
(Программа Л.Г.Емохоновой Л.Г., 10 класс)
Учитель МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Цели урока:
Познакомить учащихся с традициями славян. Развивать эрудицию обучающихся.
Привить интерес и уважение к истокам и истории народа.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся, взаимоуважения, этических норм поведения, патриотизм.
Компетенции:
Общекультурные компетенции: получать сведения по особенностям национальной культуры, традициям, связанными со славянскими праздниками, с возникновением и особенностями.
Личностное совершенствование: формирование культуры мышления и поведения, саморазвитие обучающихся через выступление с сообщениями, эмоциональную саморегуляцию.
Тип урока: урок-исследование.
КМО: презентация слайдов по теме.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами побываем в гостях у наших предков – славян. Но в начале я хочу спросить, какие славянские праздники вы знаете, которые дошли до нас и мы их отмечаем? Что такое миф?
(Ответы учащихся: Масленица, Святки. Миф – предание, сказание).Эпиграфом к нашему уроку-исследованию будут слова Эйлиса Росси: «То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки». Вдумаемся и мы в эти слова!
Новая тема урока.
Запишем тему урока в тетрадь. А теперь послушайте лекцию.
Начиная с 6 века на берегах Днепра складывается союз племен восточных славян, создавших в 9 веке первое древнерусское государство со столицей в Киеве. Целостную картину мира древних славян помогают воссоздать различные источники, в том числе и песни, сказания, былины, сохранившиеся в устной традиции (их стали записывать только в 19 веке).
Древние славяне, как и другие народы, обожествляли силы природы. Поклонялись Матери-Земле, развиты были культы воды, верила в упырей и берегинь, носили обереги. Языческие символы – образы березы, сосны, рябины, на кровлях жилищ вытесовывались изображения птиц и конских голов.
Славянство – это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним славянским обычаям. Славянство, по словам Государственного Гимна России – предками данная мудрость народная – достоинство славянских народов и великое наследие Руси.
Традиция русского народа – это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух». Славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции. Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное – приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.
Древние славяне поклонялись Сварогу – богу небесного огня; его сыну Сварожичу – богу земного огня; Перуну – богу грозы (в христианскую эпоху место Перуна занял Илья Пророк); Велесу (Волосу) – бог – разрушитель (культ Волоса идет из палеотических глубин, переживший ряд коренных изменений. Культ этого бога дожил и до времен Киевской Руси.
В Ведическом мировоззрении естественно прослеживается диалектика парных противопоставлений. Силы Яви (белого света) и Нави (темного, «того света») олицетворяли Белобог и Чернобог, на их стороне были соответственно Живая вода и Мертвая вода, Правда и Кривда. Борьба светлого и темного начал шла непрерывно, выражаясь в смене времен года и находя выражение в красочных языческих праздниках. Рождение нового солнца в конце декабря отмечалось колядками (от греко-римского «kalendae» - первый день нового месяца), в честь бога Солнца – Коляды. Победу «громовника» над смертью зимой отмечали похоронами Марены, богини смерти. Задолго до христианской Пасхи ходили с маем, символом весны, елочкой, украшенной яйцами и тесьмой. Божество солнца, провожаемого на зиму, имело имена Ярило, Купала, Кострома, но конец у них был один – их чучела сжигались или топились. На капищах, местах жертовоприношений ставились идолы. Покойников поначалу сжигали, потом стали хоронить в курганах. Были у славян-язычников красивые многоглавые храмы.
В 980 году (за несколько лет до Крещения Руси) великий князь Киевский Владимир (Красное Солнышко) приказал поставить на холме, рядом со своими теремами, деревянные кумиры шести богов, культ которых он учредил: Пеуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Симаргла и богини Макошь. В Новгороде его воспитатель и воевода Добрыня ввел культ единого бога – Перуна. Эта реформа далеко не всем пришлась по душе и могла прийти к логическому завершению только с принятием единобожия в статусе государственной религии.
Об устойчивости первичных образов мифологии, активно формирующих воображение, свидетельствует фольклор – коллективное творчество народа. Отражение идеи плодородия и возрождения жизни в фольклоре является Сказка о царевне Несмеяне.
Работа с учебником – страница 22. Словарная работа. Записываем новые слова. Капища. Коляда.
Сообщения учащихся о праздниках (Святки, Масленица, Русальная неделя, Семик, Иван Купала)
Приложение 1
Святки.
Святки (святые, праздничные дни, зимние святки) – 12 дней после праздника Рождества Христова до Крещения. Нередко к ним примыкает и Сочельник рождественский: святки – это время «от звезды и до воды», т.е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды (рус.кубан.). в некоторых районах Полесья к Святкам относят еще полтора дня после Крещения, т.е.7/20.1 (Зимний свадебник) и половину дня 8/21.1, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.
Святки – старинное русское слово, означающее праздник. Множественное число говорит, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные святки, Зеленые святки).
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером – в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
Приложение 2.
Масленица
Масленица, Сырная неделя (до реформы орфографии также часто Масляница) – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляется только в Святцах как «церковное» название. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени – последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику». См. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, - неделя (седмица). Следующая за мясопустной седмицей. В ее продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причем обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы – примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в Росси – блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.
Приложение 3.
Русальная неделя.
Русальная неделя (также Троицкая неделя, Проводы русалок0 – в народном календаре троицкая, реже – предшествующая Троице неделя; местами период с Семика или Николина дня до Духова дня или Петровского заговенья (воскресенье после Троицы). Считалось временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: Вынос троицкой березки, «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».
Приложение 4.
Семик.
Семик (Зеленые Святки) – славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню, и распространенный у восточных славян повсеместно. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета.
Также Семик – седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и название. День поминовения «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной или преждевременной смертью. Во многих местах с этого дня в селах ставили березки («Троицкое дерево»), а девушки «кумились». Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкго празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к 19 веку полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (бел. Сёмуха) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.Приложение 5.
Иван Купала.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору6 живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марья и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли 12 разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы 12 огородов, любое желание исполнится.
Иван Купала, также Иванов день – летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.
Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием – в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании и Украине, во многих странах – общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20 – 21 июня). С принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена к дню рождения Иоанна Крестителя – 24 июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живет по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др.
Закрепление изученного материала.
Учитель:
Теперь давайте определим, в чем сходство основных славянских аграрных обрядов?
(Ответ: Сходство основных славянских аграрных обрядов, которые включают одинаковые действия: поминовение усопших, фарсовые похороны растительных сил и разбрасывание их останков по полям.
Слушание музыки. Иван Купала «Коляда».
Рефлексия.
Домашнее задание. Выучить урок 2; вопросы 1-2. Творческое задание № 3 (учебник с.23).