Сценарий интеллектуально-познавательной игры Венок дружбы народов (2-4 классы)

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Венок дружбы народов»
для учащихся 2-4 классов
Цель мероприятия: Создание условий для развития культуры толерантных отношений, содействие формированию уважительного отношения к историческому прошлому и традициям разных народов и стран; Задачи игры - викторины: 1.Познакомить воспитанников с понятиями «толерантность», «дружба», «солидарность», «мир». 2.Дать понятие об основных чертах толерантности и толерантном поведении. 3.Воспитать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; интернационализм. 4.Сформировать основы коммуникативной культуры общения и взаимопонимания, пробуждение познавательного интереса к многообразию национальных культур, их взаимосвязи и взаимовлиянию; 4.Создать толерантное пространство в социуме, дать установки на формы толерантного общения. 6 Предоставить возможность реализовать творческие способности через участие в конкурсной и познавательной деятельности. Обоснование: данная игра может быть проведена для учащихся 8 классов. Задания игры просты и доступны, не требуют долгой предварительной подготовки. При этом разнообразие заданий и конкурсов делает игру - викторину познавательной и интересной. Оборудование: - презентация к викторине «Мы разные, но мы прекрасные»; - таблицы фиксирования результатов выступления команд для членов жюри; - листы с заданием для капитанов команд; - эмблема-ладошка на штативе для каждой команды; - выставка рисунков и фотографий, выполненных учащимися; - памятки по толерантности для участников и зрителей; - папки для ведущих; - попурри танцевальных мелодий разных народов; - минусовки и тексты детских песен о дружбе. Оформление кабинета: стенд – «раскладушка» с эмблемой конкурса, надписью его названия; вырезки из журналов с портретами жителей разных стран мира, глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе, гербы и флаги России и Волгоградской области.
Ход игры:
Ведущая: Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы рады приветствовать вас на интеллектауально - познавательной игровой программе под названием «Венок дружбы народов» (Слайд 1). Мы – это педагоги МКОУ «БСОШ №1» (Слайд 2), а вы – учащиеся нашей школы. Ведущий: Наша Родина – Россия – самая большая страна в мире. Много людей живёт в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 4000 000 каждый. Ведущая: Наша малая Родина – Волгоградская область
(Слайд 3) – самый многонациональный регион России. И мы хотим напомнить, что наша игра объединяет два важных праздника: 9 июня – Международный день дружбы народов – и – 12 июня – День России. Белый голубь в небе кружит в ясном солнечном тепле. Здравствуй, праздник, праздник дружбы всех народов на Земле! Ведущий: Что на свете всех сильней? Дружба! Ну что всего нужней? Дружба! Что всего дороже нам? Дружба! Главная награда нам: Дружба!
Ведущий: Твоя земля – наш отчий дом, Россия, Мы черпаем в ней силу и свободу, В ней дышат корни крепкие, живые И моего древнейшего народа. Здесь для венка друзей, а не впустую, Творить природа красоту простую (Слайд 6). Ведущая: В нашей игровой программе принимают участие 3 команды нашей школы (учащиеся 2-х, 3-х, 4-х классов). Ведущий: Наши интеллектуалы будут соревноваться в 6 конкурсах: (Слайд 7): «Визитная карточка», «Видеовикторина «Мы разные, но мы прекрасные», «Вдогонку за лидером», «Конкурс капитанов», "Конкурс болельщиков "Хоровод дружбы", "Почти домашнее задание» Ведущая. А оценивать и выступления и ответы будут члены жюри, в состав которого входят педагоги нашей школы. Давайте познакомимся с ними. (Идёт представление членов жюри). Ведущий. Для того чтобы начать первый конкурс нашей игры, нужно провести жеребьёвку среди команд. Я прошу капитанов команд выйти в центр зала. Жеребьёвка команд. Ведущая. Итак, традиционная процедура закончена, и я объявляю первый конкурс. Он называется «Визитная карточка» (Слайд 8). О командах всё узнаем И название прочитаем, Капитана знать мы будем – Интересно это людям. Свой девиз произнесите, Игроков нам назовите. Идёт первый конкурс – «Визитная карточка». Ведущий (Слайд 9): Стихи для ребят Всех народов и стран: для абиссинцев и англичан. Для испанских детей и для русских, Шведских, турецких, немецких, Французских. Негров, чья родина – Африки берег. Ведущая (Слайд 10): Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег. Для детворы Из тропических стран, Где на деревьях не счесть обезьян. Ведущий (Слайд 11):. Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и сёлах Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберётся В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети друг с другом. Ведущая: Я прошу жюри подвести итоги 1 конкурса – «Визитной карточки».

Подведение итогов 1 конкурса. Ведущий. А знаете ли вы, что сегодня во многих уголках Земли непростая обстановка (Слайд 12). Во многих точках планеты идут войны, гибнут люди, разрушаются дома, страдают дети и взрослые. Они вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода и гибели. Таких людей называют беженцами. Ведущая. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи (Слайд 13). Ведущий. Вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их гору, сочувствовать им в беде (Слайд 14). Ведущая. А мы объявляем второй конкурс – видеовикторины «Мы разные, но мы прекрасные». Условия конкурса требуют, что командам было задано 18 вопросов. Каждый слайд – это вопрос. Подумав, команды записывают ответ на вопрос в листочек, который по окончанию конкурса сдают жюри. Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл. Итак, начинаем (Слайды 15 – 33). 2 конкурс – видеовикторина «Мы разные, но мы прекрасные». Ведущий. А пока жюри подводит итоги 2 конкурса, я хочу рассказать вам древнюю китайскую притчу. Послушайте и подумайте, о чём она. (Слайд 34). «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. (Слайд 34).Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. (Слайд 35). Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. (Слайд 36). И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Ведущая: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Все (хором): Да! Ведущая: Прошу жюри озвучить итоги конкурса видеовикторины. Слово предоставляется жюри, которое подводит итоги 2 конкурса. Ведущий. Команда ________________ вырвалась вперёд. Но у наших команд есть возможность догнать лидеров, а может и перегнать его. Впереди у нас 3 конкурс под названием «Вдогонку за лидером» (Слайд 37). Мы будем задавать вопрос, и команды должны как можно быстрее дать ответ на него. Но прежде нужно поднять вверх ладошку на палочке. Право ответа получает команда, поднявшая ладошку первой. В случае неправильного ответа право ответить получает соперник. Каждый правильный ответ оценивается ё баллом. Всего таких вопросов 6, значит, команда-победитель получает за этот этап 6 баллов. Прошу наблюдателей внимательно следить за действиями команд в этом конкурсе. Ведущий: 1. Кто автор музыке этой детской песенки? Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам. И, конечно, припевать лучше хором, Лучше хором, лучше хором». Ответ: В. Шаинский. 2. Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки? «Что же ты, моя старушка, Приуныла у окна. Может, бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Может, дремлешь под жужжаньем Своего веретена?» Ответ: няне Арине Родионовне.

3. Как называют людей, которые всегда помогают тем, кто попал в беду, причём делают это бескорыстно. Ответ: волонтёры. 4. Когда-то давно на одной из московских окраин жили три товарища. Прошли годы. Мальчишки выросли. Вспомнив когда-то данное всеми обещание, они отправились на бревенчатом плоту в плавание вниз по реке. Это сюжет фильма. Как он называется? Ответ: «Верные друзья». 5. Сколько союзных республик входило в состав нашей бывшей страны – СССР? Ответ: 15 республик. 6. Как называется эта вначале польская, а затем международная награда, присуждаемая известным людям (врачам, писателям, педагогам, музыкантам, известным политическим и религиозным деятелям), которые доставляют детям радость? Ответ: Орден Улыбки. Ведущая: Замечательно мы с вами выполнили это задание. Жюри приступает к подсчёту баллов. А я прошу подойти ко мне капитанов команд. Получите, пожалуйста, задание для конкурса капитанов. На его выполнение вам даётся 3 минуты. Команда может помогать своим капитанам. А ровно через три минуты мы будем слушать обращение капитанов команд к зрителям игры по данной теме. Ведущий: Известный английский драматург Бернард Шоу однажды сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Слайд 38). Ведущая: В трудные годы люди забывают о том, что у них разные национальности, разное вероисповедание. Их объединяет общее горя, сплачивает общая надежда. В годы Великой Отечественной войны люди прятали и спасали от казни и лагерей евреев, нацию которых фашисты решили уничтожить полностью. Ни расстрелы, ни лагеря, ни пытки не могли заставить русских, украинцев, немцев, югославов предать ни в чём не повинных людей. Настоящим примером мужества и любви к людям, к детям, к ученикам стал подвиг учителя-поляка Януша Корчака (Слайд 39). Ведущий. Он мог спастись, потому что фашисты отпустили его домой. Но он не мог оставить детей, своих учеников, которые были приговорены к расстрелу только потому, что были евреями. И он встал к стене вместе с малышами от 4 до 15 лет и смело посмотрел в дуло автоматов. Это было последнее, что увидел Януш Корчак, погибший как настоящий человек, учитель, герой (Слайды 40-41). Ведущая. Давайте души наши сохраним И сделаем гуманным этот мир. Ведь на земле всем хватит места, Лишь только бы хватило места в сердце. (Слайд 42) Ведущий: Прошу жюри подвести итоги 3 конкурса – «Вдогонку за лидером». Жюри подводит итог 3 конкурса. Ведущая: Капитаны команд готовы представить свои обращения (Слайд 43). Выступление капитанов команд по темам: - «Нам не нужна война!»; - «Дорогие мои старики!»; - «Давайте жить дружно!»; - «Дети – наше будущее!»; - «Мы в ответе за тех, кого приручили!». (Слайд 44) Ведущий: Прошу жюри подвести итоги конкурса капитанов. Ведущая: Мир похож на цветной луг, Если рядом с тобой друг. Не страшна никакая беда. Помогает нам дружба всегда.(Слайд 45) Жюри подводит итоги конкурса капитанов. Ведущий: Пусть радость живёт на планете И яркое солнце встаёт. Плетут венок дружбы счастливые дети Заводят большой хоровод. Ведущая: За руки возьмёмся, встанем в круг! Каждый человек человеку друг. За руки возьмёмся, пусть пойдёт По Земле огромный хоровод. (Слайд 46) Ведущий: И следующий конкурс, действительно, предполагает хоровод, настоящий, танцевальный (Слайд 47) . Я приглашаю по одному болельщику от каждой команды. Ребята, сейчас для вас будут звучать национальные танцевальные композиции, а вы должны танцевать. Если, например, это грузинская музыка, вы танцуете грузинский танец. Как только музыка меняется, вы меняете танец. А в конце мы должны будем сделать памятник дружбе разных народов. Задание понятно? Ведущий: Уважаемое жюри, мы просим вас оценивать этот конкурс болельщиков по 5 – балльной оценке. Ну что ж, начинаем. Конкурс болельщиков «Венок дружбы народов». Ведущая: Пока жюри подводит итоги конкурса болельщиков, я раздаю каждой команде тексты всем знакомых детских песен о дружбе, 1 куплет и припев которых они должны будут исполнить в последнем нашем конкурсе. Мы назвали его «Почти домашнее задание» (Слайд 48). Выступление оценивается по 5 – балльной оценке. Жюри подводит итоги конкурса болельщиков. Ведущая. Наши команды готовы к исполнению песен. Итак, просим.. Команды выполняют «Почти домашнее задание». Исполняются отрывки из песен: «Вместе весело шагать», «»Если с другом вышел в путь», «Улыбка», «Ничего на свете лучше нету», «Настоящий друг». Ведущий. Наша викторина подошла к концу. Члены жюри подводят итоги последнего конкурса и всей викторины (Слайд 49). Ведущая: Итак, толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ведущий: Толерантность - это гармония в многообразии. (Слайд 50). Ведущая: Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ведущий: Толерантность – это, прежде всего, активное отношение к жизни, к людям, к себе. Ведущая: Толерантность - это обязанность сохранять права каждого человека, независимо от цвета кожи, вероисповедания и национальности. Ведущий: Толерантность – это дружба между народами разных стран и континентов. Ведущая. Мир солнышку и детям (Слайд 51) Мир природе, мир тебе! Мир былинке, мир планете! Мир всем людям на Земле! Ведущая: Волгоград наш дом, (Слайд 52) Наше общее счастье, Здесь мы все вместе живём, Нет города прекрасней. Ведущий: Разных народов сыны Здесь как одна мы семья. Разные мы, но равны, Будь это ты или я. Жюри подводит итоги конкурса «Домашнее задание» и викторины в целом. Награждение команд. Ведущий: Мы благодарим всех за участие в нашей викторине. Поздравляем победителей и желаем всем счастья, терпения и мудрости. И помните, что Ведущая: Я, ты, он, она, вместе – целая страна! (Слайд 53) Вместе дружная семья, В слове «Мы» - сто тысяч «Я»! Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных! (Слайд 54) Дружных и весёлых, в городах и сёлах. Ведущая: Мы говорим вам: «До свидания!» Ведущий: А это значит: «До новых встреч!» (Слайд 55) На фоне слайдов презентации о России звучит фонограмма песни «Моя Россия» (исп. Группа «Непоседы»). Все участники мероприятия фотографируются.

15