Рабочая программа по культуре народов Республики Саха (Якутия) (11 класс)


МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
МР «Верхневилюйский улус (район)»
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ____
Руководитель МО
_________________
от «___» ____________2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по УР
_____________/ Санникова С.П./
от «___» ____________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
__________ /Кардашевский С.Н./
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Культура народов РС (Я)»
11 класс
в неделю 1 ч, количество часов в год 35 ч.
на 2016-2017 учебный год

Учитель: Иванов Дьулустаан Спиридонович,
учитель культуры народов РС (Я)
Педагогический стаж: 2 год
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)» в основных школах предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года
Структура документа
Рабочая программа по представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценки знаний , умений и навыков обучающихся, календарно-тематическое планирование
Общая характеристика учебного предмета
Полное среднее общее образование – третья ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели курса
Изучение курса «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)» в основных школах направлено на достижение следующих целей:
• Приобщение школьников к истории Якутии
• Формирование у учащихся интереса и уважения к истории Якутии
• Укрепление открытых , доброжелательных , дружеских отношений между людьми
разных национальностей .
Задачи :
• Создать условия для знакомства учащихся с историей Якутии
• Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной
культуре ;
• Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и
навыки ;
• Воспитывать патриотические , нравственные , эстетические чувства школьников ;
• Прививать интерес к истории Якутии
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план РС(Я) для образовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)», из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории Якутии на базовом уровне обучающийся должен:
Знать, понимать:
Основные факты, процессы и явления, имена. Характеризующие целостность истории Якутии;
Периодизацию основных событий, фактов;
Современные версии и трактовки важнейших проблем истории Якутии;
Особенности исторического пути Якутии, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Представлять результаты изучения исторического материалов форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
Использования знан7ий. Умений. Навыков по истории Якутии в повседневной жизни;
Соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
Осознания себя как представителя многонациональной республики.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка и оценка знаний и умений обучающихся
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретически м обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки. Описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся.
Оценка устного ответа
Отметка «5»
- ответ полный правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две- три несущественные ошибки, исправленные по требовании учителя.
Отметка «3»
- ответ полный , но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный. Несвязный.
Отметка «2»
- при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5»,»4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять полученные знания.Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:
Оценка Степень выполнения заданий
2 Выполнено не менее 30% предложенных заданий
3 Выполнено не менее 60% предложенных заданий
4 Выполнено не менее 80% предложенных заданий
5 Выполнено все предложенные задания
Содержание:
Раздел 1. Якутия в составе многонациональной России
Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20 века).
Вхождение Якутии в состав Российского государства.
Государственная символика.
Земля Якутская.
Танцующие человечки и гордые всадники.
Республика Саха (Якутия).
Гипотезы о происхождении саха.
Этнонимика Якутии.
Раздел 2. Мифологические предания и легенды в Якутии
Мифы народа саха.
Мифы о трех мирах.
Диринг – Юрях стоянка древнейшего человека.. Крик мамонта.
Легенда о Улуу Ойууне.
Чучуна.
Якутия в годы ВОВ.
Поход Ермака за «Каменный пояс».
Загадка Ермака.
Государев ясак.
Сказ о Семене Дежневе.
«План о якутах» А.Аржакова.
Опальные царедворцы 17-18 вв в Якутии.
Песнь о Василия Манчары.
Георгиевский крест – награда за храбрость и мужество.
Заговор безработных. Центральный повстанческий штаб.
Визиты необычных гостей.
Золотая Якутия. Блеск алмаза.
Неуловимые чудовища.
Раздел 3. Личность в межкультурном диалоге.
Кодекс межкультурной коммуникации, толерантности.
Культурный туризм, его история и виды.
Профессиональное образование в городах мира.
Межкультурный диалог представителей разных народов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней школе
В результате изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета«Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
-самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России -учебной,художественной,научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразияи т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство, диаспора); синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство (на примере экстремальных условий Севера и т.д.)
- умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Список используемой литературы
Учебно-методический комплекс:
1«Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия).
2. Хрестоматия для учащихся 5-9-х классов русскоязычных школ /Сост.Т.И.Петрова, В.Р.Шишигина.-Я.,1992»,
3. Якутский фольклор Хрестоматия для учащихся 5-9-х кл русскоязычных школ/Сост. А.Е.Захарова.- Я.,1993»,
4«Фольклор народов Крайнего Севера Хрестоматия для учащихся 5-9-х кл русскоязычных школ./Сост. Ж.К.Лебедева.-Я.,1993»
5. «Якутская литература. Хрестоматия для учащихся 5-7-хклассов русскоязычных школ/Сост. П.В.Максимова.-Я.,1994».
6. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Я). Пособие для учителя. / Сост. В.И. Хатылаева. – Якутск, 1994;
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Электронные учебники.
Видеофильмы, соответствующие тематике.
- электронные учебные пособия Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П. «Өбүгэ олоҕунутума» («Жизненный уклад предков»), Иванова А.В. «Якутия многонациональная»;
- DVD-диски «Образы народов Российской империи 60-х годов XIX века (из фотоархива Российского этнографического музея)»; «Первая этнографическая выставка России 1867 г.»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы (www.depnar.ru; www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал SakhaNews; www.vikipedia.orgwww.identity2010.ruи др.), тематически связанные с содержанием предмета.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоматериалы
Видеофильмы
Слайды - «Оҕо сааһым түһүлгэтэ» Ариадны Винокуровой, Нади Дмитриевой;
- «Эхо тундры и тайги» М. Дуткина;
- этнической музыки «Семья народов»: Кангар-оолОндар (Республика Тыва), ансамбль «Родничок» (Красноярский край), ансамбль «Этиген» (Бурятский автономный округ), ансамбль «Хан-Сын» (Республика Хакасия) и др.Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер.
Слайд-проектор. Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков.
С диагональю не менее 72 см.
Оборудование
Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Игры и игрушки
Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей республики, изучаемых народов.
Настольные развивающие игры. Календарно-тематическое планирование
№п/п № урока Название темы Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Формы контроля Домашнее задание Кол-во
Часов Дата
По плану По факту
1 четверть, 8 уроков
1 1 Из глубины веков (из истории Якутии в начале 20 века).
История Якутии и вхождение в состав Российского государства Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
Ответить на вопросы 1,3,4 1 6.09 2 2 Вхождение Якутии в состав Российского государства
Первые путешественники и исследователи северных территорий России. Основание острогов. Сбор ясака, сведения из истории якутского воеводства и казачества. Вхождение Якутии в состав Российского государства.
Узнавать из других дополнительных источников о вхождении Якутии в состав Российского государства.
Выступить с сообщением о распространении православного христианства, основании городов.
1 13.09 3 3 Государственная символика Герб, флаг,гимн-идеи гос. единства граждан. Смысл атрибутов той или иной страны Знать значение госуд. символов опрос Прочитать конспект 1 20.09 4 4 Земля Якутская Первые сведения о якутской Земле, первые карты Иметь представление о первопроходцах, первых картах опрос Прочитать 1 27.09 5 5 Танцующие человечки и гордые всадники Палеолитические наскальные рисунки, писаницы. Енисейско–орхонский алфавит из рукописи Г.В. Ксенофонтова Иметь представление о наскальных рисунках, знать места находок опрос Прочитать конспект 1 4.10 6 6 Республика Саха (Якутия) Расположение, национальности, их численность, природные ресурсы Знать свою республику Ответить на вопросы 1,2 1 11.10 7 7 Гипотезы о происхождении саха Гипотезы Окладникова, Токарева, Гоголева Знать о происхождении саха опрос Прочитать конспект 1 18.10 8 8 Контрольная работа. Тестирование Проверка ЗУН Письменная работа Сочинение на тему: «Мин сынньаланым» 1 25.10 2 четверть, 8 уроков
9 1 Этнонимика Якутии Этноним саха. Самоназвания народов Якутии Знать этнонимику Якутии Ответить на вопросы 2,4 1 8.11 10 2 Мифы народа саха Мифы о сотворении Земли, бык зимы, домашнего очага Иметь представление о мифах саха Художественный пересказ Прочитать 1 15.11 11 3 Мифы о трех мирах Небожители, племена, абаасыЗакрепить понятие о трех мирах Беседа по вопросам. Работа с иллюстрациями Прочитать 1 22.11 12 4 Диринг – Юрях стоянка древнейшего человека. Олдованская индустрия. Геолого-археологическое изучение. Внетропическая прародина первобытного человека Знать о находке чопперовБеседа по вопросам Опрос 1 29.11 13 5 Крик мамонта Первые находки костей, бивней мамонтов, Мамонтенок Дима Знать омамонтах Беседа,опрос Прочитать конспект 1 6.12 14 6 Легенда о Улуу ОйуунеОбряды. Шаманы. Обряды, одеяние шамана Иметь представление о шаманизме в Якутии Беседа по вопросам Прочитать конспект 1 13.12 15 7 ЧучунаСенсационная находка следов Чучуна. Научное объяснение Знать научное объяснение снежного человека Ответить на вопросы 4, 5 1 20.12 16 8 Контрольная работа. Тестирование Тестирование Проверка ЗУН Письменная работа Сочинение на тему: «Мин сынньаланым» 1 27.12 3 четверть, 10 уроков
17 1 Якутия в годы ВОВ Призыв, Тыл, Фронт, Вклад трудящихся Якутии в дело победы Знать о фактах, событиях во время ВОВ Беседа опрос Прочитать 1 17.01 18 2 Поход Ермака за «Каменный пояс» Зачем Ермак в Сибирь ходил Знать заслуги Ермака в присоединение Сибири к Русской земле опрос Вопросы 1,3 1 24.01 19 3 Загадка Ермака Казаки. Верхоянское зимовье. Енисейский острог Знать об образовании города Якутска беседа Прочитать конспект 1 31.01 20 4 Государев ясак Ясаг – налог пушниной. Сборщики ясака. Иметь представление о сборе ясака вопросы 1,2 1 7.02 21 5 Сказ о Семене Дежневе Поход Дежнева. АбакаядаВклад Дежнева в освоении Якутии Беседа по вопросам Опрос 1 14.02 22 6 «План о якутах» А.АржаковаС. Сыранов в Москве, частичное выполнение плана Знать персоналия беседа Прочитать конспект 1 21.02 23 7 Опальные царедворцы 17-18 вв в Якутии Ссыльные Разин, Самойлов Знать персоналии Сообщение 17-18 века в Якутии 1 28.02 24 8 Песнь о Василия МанчарыДетство Манчары. О том, как он стал разбойником. СтаростьМанчарыЗнать о жизни МанчаарыБеседа по вопросам Прочитать конспект 1 7.03 25 9 Георгиевский крест – награда за храбрость и мужество И.И. Андросов, знать о якутянах – добровольцы. Вопросы 2,3,5 1 14.03 26 10 Контрольная работа. Тестирование Тестирование Проверка ЗУН Письменная работа Сочинение на тему: «Мин сынньаланым» 1 21.03 4 четверть, 9 уроков
27 1 Заговор безработных. Центральный повстанческий штаб Биржа труда в Якутии.»Сахаомук» общество. Враги народа. Репрессии Иметь представление об исторических событиях Беседа по вопросам Прочитать конспект 1 4.04 28 2 Визиты необычных гостей Эжанский тигр, морж – скиталец, звери и птицы путешественники Знать о сенсационных событиях Беседа по вопросам Прочитать конспект 1 11.04 29 3 Золотая Якутия. Блеск алмаза История золота. Добыча. Именные кристаллы алмаза Знать о сенсационных событиях Работа с иллюстрациями Прочитать 1 18.04 30 4 Неуловимые чудовища. Лабынкыр, Хайыр. РНЛО – космические прищельцыЗнать о сенсационных событиях Беседа по вопросам Прочитать конспект 1 25.04 31 5 Кодекс межкультурной коммуникации, толерантности.
Понятие кодекс, межкультурная толерантность Знать о кодексах толерантности, коммуникации Беседа Готовиться к опросу 1 2.05 32 6 Культурный туризм, его история и виды.
История туризма в Якутии Знать о туризме в Якутии и историю Беседа Опрос 1 9.05 33 7 Профессиональное образование в городах мира.
Образовательные учреждения в Якутии и в других городах Знать об образовании, учреждения Приготовить сообщение Наши законы и права 1 16.05 34 8 Межкультурный диалог представителей разных народов.
Диалог культур и у других народов Знать Межкультурный диалог народов Беседа Опрос 1 23.05 35 9 Итоговая контрольная работа Тестирование Проверка ЗУН Письменная работа Сочинение на тему: «Мин сайынны сынньаланым» 1 30.05