Технологическая карта урока Россия — многонациональная страна


Ф.И.О. Медведева Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»
Тема урока: «Россия – многонациональная страна»
Класс: 2
Оборудование:
Мультимедиапроектор;
Интерактивная доска;Нетбуки;
Презентация «Россия»
Куклы в национальных костюмах: (коми, мордва, удмурты)
Карточки настроения;
Цель урока Задачи урока
Формировать у обучающихся образы народов разных национальностей, проживающих в России и уважительное отношение к ним.
Предметные результаты:
Закрепить представление детей о России как общей родине разных народов;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Умение читать и слушать, извлекая нужную информацию; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять операции анализа, синтеза; представление о России как об общей родине разных народов;
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
Вступать в учебный диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников;
Личностные результаты:
Положительное отношение к познавательной деятельности, участие в коллективном творческом процессе;
Осознание себя как индивидуальности и как члена общества, способность к самооценке своих действий;
Проявлять интерес к новому;
Осуществлять позитивную самооценку.
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент. Мотивация к деятельности
- Ребята, посмотрите в окно,какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Татьяна Васильевна. Я учитель Питлярской средней школы буду вести у вас урок окружающего мира.
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением; я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; хлопните в ладоши, если вы не любите спорить; пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
Думаю, что теперь можно начать работу.
На вас надеюсь я друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Подготовка к активной познавательной деятельности
(звучит песня «Я, ты, он, она…» -Непоседы (Слайд 1)
Кто - то из вас может быть слышал эту песню?
Как вы думаете, о чём она?
-Кто скажет, что означает – слово «страна»?
-А где мы можем найти объяснение этого слова?
-Кто быстрее найдёт значение этого слова в толковом словаре. Словарную статью вы можете найти на рабочем столе нетбуков. -
- А как называется страна, в которой мы живём?
Ребята в мире есть и другие государства. Кто может назвать их?
Чем каждое государство отличается друг от друга?
У каждой страны или государства есть условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Как называются эти знаки?
Символов России много -это берёза, матрёшка, балалайка, Красная площадь… Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны –Конституции. (Слайд 2)
Я предлагаю вам вспомнить, какие государственные символы есть России.
Работать вы будете в группах, но сначала вспомним правила работы в группе.
(прочитать по цепочке)
Работай дружно. Не ссорься.
Советуйся с другом.
Умей договариваться.
Помогай другу.
У каждой группы на парте лежат конверты №1 с заданиями. Откройте их и выполните задания.
Задания 1. (Государственные символы России)
I группа. У каждой страны есть государственный флаг. Над большим Кремлёвским дворцом, где находится место пребывания президента России, ночью и днём, в хорошую погоду и ненастье, развивается полотнище флага. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Государственный флаг нашей Родины - один из важнейших символов нашего государства.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос. (Слайд 3)
Задание - Вставьте в стихотворные отрывки слова, характеризирующие цвета нашего флага:
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершены у ромашки лепестки
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете …..
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и чисты, как вечер зимний,
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …
Россия много войн пережила,
И наши деды умирали не напрасно
И верность родине их славе привела
Под знаменем победы ярко-…
(Проверка задания сопровождается интерактивной доской: 1 ученик читает стихотворение, 2 ученик закрашивает флаг, в той последовательности, в которой они расставили цвета). Прокомментируйте, что у вас получилось.
У кого есть дополнения?
II группа
Задание:Ваша задача собрать картину.
Скажите, что у вас получилось?
(Взаимопроверка)
Слайд с изображением герба и стихотворение: (Слайд 4)
На герб посмотрим здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл ли враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сраженный.
-Итак, ребята мы уже с вами сказали, что у нашей страны есть такие государственные символы, как флаг, герб.
Мы ничего с вами не упустили, или может быть что-то забыли? (Слайд 5)
-Есть ещё один государственный символ
Назовите значение слова гимн.
(прослушивание отрывка гимна РФ).
-В каких торжественных случаях мы слышим гимн нашей страны?Приведите примеры.
III.Установка познавательной задачи
-Как вы понимаете строку гимна «Братских союзов народ вековой».
-Молодцы, совершенно верно. Мы с вами живём в России, но каждый из нас ещё принадлежит какому-нибудь народу (нации).
- Ребята, образуйте от существительного «нация» прилагательное.
- А если мы к этому прилагательному добавим слово много, какое слово у нас получится?
Итак, кто из вас догадался о чём будет идти речь на уроке?
Совершенно верно тема нашего урока «Россия – многонациональная страна».
Как вы понимаете значение слова «многонациональность»?
Я вам делаю подсказку, посмотрите на слайд, кто может прочитать. (слайд 6)
IV.Усвоение новых знаний
Все народы отличаются друг от друга.
А чем именно нам расскажут ребята 3 группы.
III группа
Задание: Покажите с помощью стрелок, чем один народ отличается от другого.
(Схема выводится на слайд). Слайд 7
У каждого народа свой язык, национальный костюм, отличаются чертами лица, различна и культура народов (сказки, игры, песни), отличаются национальной кухней.
А в доказательство вашего вывода я вам предлагаю посмотреть фильм, который так и называется «Народы России», где мы уточним какая музыка, язык, одежда есть у каждого народа (нации).
Вы уже догадались, что я не работаю в вашей школе, я учительница Питлярской школы, которая находится по соседству в другом посёлке.
И сегодня я на урок приехала к вам не одна, а кто именно со мной приехал вы узнаете после того, как мы немного отдохнем.
Электронная физкультминутка
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Я,наверное, вас заинтриговала, про гостей, которые со мной приехали?
- Это гости нашего школьного музея финно-угорских народов.
А гостьи, каких национальностей вам необходимо с помощью исследования в группах узнать и сделать сообщение.
Всё что необходимо вам для исследования, находится в конвертах под №2 и на нетбуках на рабочем столе.
Папка называется «Россия»
Прочитайте внимательно задание, обсудите в группах, как вы будете его выполнять и приступайте к работе.
Для того, чтобы работа была выполнена правильно, обсудите в группе.
Памятка техники безопасности; (читает учитель)
Памятка работы в группе;
(куклы коми, мордва, удмурты)
Сообщения детей
-Оцените работу групп.
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
VI. Рефлексия
-Что было для тебя на уроке самым трудным?
-Что бы вы хотели еще узнать по теме урока?
-Что было особенно интересно?
-То, что я узнала сегодня, мне пригодится…
-Было ли сегодня на уроке то, что вы делали с удовольствием?
Я хочу узнать, какое впечатление осталось у вас с урока.
Солнышко – мне всё удалось
Солнышко с тучкой – мне не всё удалось
Тучка – у меня ничего не получилось
Спасибо за урок. До свидания! О стране, о том, какая она большая, чем богата.
В словаре
Государство как территория (Толковый словарь)
Россия
Символы
на партах
Слайд 3
Интерактивная доска
Герб России
Забыли
Гимн
Гимн – торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг. Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве. Когда проводятся спортивные состязания и во время награждения победителей – российских спортсменов. Даже Новый год начинается с гимна.
-Что в нашей стране живут разные народы.
Национальный
Россия – многонациональная страна
Многонациональность - …
просмотр фильма
Везде и всюду правила-
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки-
Обращайся с инструментами ловко.
Инструментом пользуйся исправным-
И тогда, конечно, избежишь ты травмы.
Ножницы очень опасный предмет-
Может порезать этот инструмент.
Передавай их только кольцами вперёд,
И никогда наоборот.
Эти правила вы не забывайте,
На каждом уроке их соблюдайте